Железная хватка l True Grit

Feb 10, 2011 08:02



Еще один номинант нынешнего Оскара. Еще одна экранизация. Про авторов не скажешь "Еще один" - во-первых, потому что их двое - братья Коэны, во-вторых, потому, что даже из нынешнего весьма представительного оскаровского режиссерского списка братья Коэны выбиваются - как нарочитые независимые оскароносцы. Да и остальных кино-наград мирового масштаба у них хоть отбавляй.

Такие официальные независимые. Независимые академики, практически.
Вероятно, их стиль за годы плодотворного и высоко оцененного и коллегами, и зрителями, творческого труда уже стал разновидностью мейнстрима. О них уже не спорят. А пишут в учебниках. Что делает Коэнов еще более независимыми - насколько это вообще возможно - в выборе темы, героя, идеи. Правда, тут можно впасть в  зависимость другого рода - от внутреннего голоса, которому они следуют и который нашептывает им одну и ту же песню… Впрочем, как и любому другому автору - каждый автор поет эту свою песню на разные лады всю жизнь…

Новое кино у Коэнов получилось до странности традиционным. И не для Коэнов, а вообще - для массового представления о Диком Западе.
Может, они и хотели эти массовые представления как-то подхлестнуть, чтобы не забывали о корнях люди, что ли? Другое наблюдение: как будто одна и та же идея, поносившись положенное время в воздухе, осияла… сначала двух разных авторов литературных  первоисточников - Чарльза Портиса, написавшего роман "Железная хватка" и Дэниэла Вудрелла, написавшего роман "Зимняя кость".


Вероятно, все-таки осияла с какой-то разницей во времени. Зато теперь мысль об экранизации этой самой идеи пришла уже одновременно двум совершенно разным режиссерам - братьям Коэнам, в первом случае, и Деборе Граник, во втором. Уже когда читаешь аннотацию к фильмам, закрадываются сомнения - а не об одном и том же ли фильме идет речь, просто по-разному переведенное название?

Нет, все точно, фильмов два. В фильме  " Зимняя кость l Winter's Bone" девочка с недетской настойчивостью и решимостью ищет пропавшего отца в местах, куда Макар телят не гонял.


   

В "Железной хватке" в таких же местах такая же девочка ищет убийцу убитого отца. Тоже совсем не по-детски. И не по-женски, если уж на то пошло.  И при просмотре это впечатлении: "одна и та же дума в двух умах" - только усиливается. Неяркие ноябрьские краски. Белые мухи.  Отребье, одетое в рванье. И железная хватка существ, которых сначала никто не воспринимает всерьез, соответственно полу и возрасту.

Вероятно, это фильмы о том, как надо уметь воспринимать себя всерьез, и к тебе потянутся люди. Зарифмованность этих двух фильмов вовсе не выглядит перепевками ненужными. Наоборот, при такой ясности и силе высказывания нарастает его, высказывания, очевидность и своевременность: настал момент такой, когда об этом - о том, что надо снова учиться воспринимать себя всерьез и заставлять других это делать - надо снова говорить в полный голос.

Коэны, как будто, вовсе не играют в ретро, а создают это иное пространство-время всерьез, очень быстро забирая тебя с собой. Пожалуй, главное впечатление от этого фильма - эффект присутствия: ты не успел оглянуться, как уже поверил всему, что видишь, перестал искать блох-ляпов - и полностью поддался воле режиссеров, которые сначала вовлекли тебя в этот дикий старый мир, потом столкнули с чудо-девочкой с железной хваткой и убедили, что тебе надо узнать, что с ней будет дальше.


  

Джефф Бриджесс, номинированный на Оскар за  лучшую мужскую роль, демонстрирует обычную для себя неузнаваемость и способность к перевоплощению: он играет старого, кривого и уже не очень удалого … ну, скажем, шерифа.  Поражает воображение именно то, насколько не видишь в этой роли знакомого актера, а видишь - совсем другого человека. Впрочем, и в прошлогоднем фильме " Безумный спецназ | The Men Who Stare at Goats" Бриджес тоже был неузнаваем.

А в этом еще не узнаваем и Метт Деймон. Вообще, стоит  Деймону сменить партикулярный современный костюм на какой-нибудь исторический, и он прибавляет в выразительности на 50%... Да, прическу еще тоже полохматее… Так вот, в фильме "Железная хватка" его герой как раз такой.


 

Эти двое бравых мужчин в фильме роли играют не то, чтобы вовсе не бравые, но - не безупречных рыцарей без страха и упрека играют они, не из кремня и стали, а - с вкраплениями гораздо более мягких металлов и минералов.

Настоящий рыцарь в фильме только один - это девочка Мэтти.  Хейли Стайнфелд  играет Мэтти.  Номинировать на Оскар ее все-таки не стали, в  силу ее недостаточно зрелого возраста, что ли? Вот Дженнифер Лоуренс за аналогичную роль в фильме "Зимняя кость" номинировали. Правда, она постарше. Но все равно, даже если Оскар уже и назначено выдать Натали Портман, вряд ли кто-нибудь будет спорить, что девочки-дебютантки - Стайнфелд и Лоуренс - справились со своими ролями не хуже, чем их более взрослые и именитые коллеги.

А роли-то были и потруднее. Просто потому, что это - абсолютно центральные роли в фильмах, эти фильмы - об этих железных девочках, выковавшихся в суровых жизненных условиях. О таких редких характерах, которых и играть-то не известно, как, потому что их в природе никто не видел.


  

Они сыграли. И совсем юная (1996 года рождения) Хейли Стайнфелд, Мэтти из фильма "Железная хватка" - нагонит на вас такого страха, как никакому Мальчишу-Кибальчишу не снилось.

Хотя, конечно, какие-то смутные воспоминания о воинственных детях из нашего военного прошлого эта девочка вызывает. "Молодая гвардия". Пионеры-герои. Дети-партизаны. Но в нашей исторической памяти (и в кино) дети обретают такое мужество, самостоятельность и достоинство, когда у них за спиной целый мир друзей, родных и любимых, и на этот мир кто-то посягает. Пусть хоть другая половина мира. Но и того, что их поддерживает - тоже половина.

А здесь девочка эта идет бороться со всем миром, кроме мамы и брата. Она - в кольце врагов. Ни в ком не видит друзей, ни на чью помощь не надеется, ни чьей поддержки не ощущает - и все равно уверена, что победит.  Практически, девочка-Терминатор. Страшновато. Но интересно.

Железная хватка l True Grit: США - 2010



Моя система оценок

Poll Железная хватка l True Grit

Вместе с этим смотреть: Зимняя кость l Winter's Bone
Вместо этого смотреть: Унесенные призраками l Sen to Chihiro no kamikakushi
В этот день в 2010 году: Серьезный человек | A Serious Man (вот опять эти братья)
В этот день в 2007 году: Человек безвозвратный

киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


      
     
     
     

США, *4*, Бриджес, обзоры фильмов, Коэны, драма, 2010, Деймон, кино

Previous post Next post
Up