Еще один
номинант нынешнего Оскара. Еще одна экранизация. Про авторов не скажешь "Еще один" - во-первых, потому что их двое - братья Коэны, во-вторых, потому, что даже из нынешнего весьма представительного оскаровского режиссерского списка братья Коэны выбиваются - как нарочитые независимые оскароносцы. Да и остальных кино-наград мирового масштаба у них хоть отбавляй.
Такие официальные независимые. Независимые академики, практически.
Вероятно, их стиль за годы плодотворного и высоко оцененного и коллегами, и зрителями, творческого труда уже стал разновидностью мейнстрима. О них уже не спорят. А пишут в учебниках. Что делает Коэнов еще более независимыми - насколько это вообще возможно - в выборе темы, героя, идеи. Правда, тут можно впасть в зависимость другого рода - от внутреннего голоса, которому они следуют и который нашептывает им одну и ту же песню… Впрочем, как и любому другому автору - каждый автор поет эту свою песню на разные лады всю жизнь…
Новое кино у Коэнов получилось до странности традиционным. И не для Коэнов, а вообще - для массового представления о Диком Западе.
Может, они и хотели эти массовые представления как-то подхлестнуть, чтобы не забывали о корнях люди, что ли? Другое наблюдение: как будто одна и та же идея, поносившись положенное время в воздухе, осияла… сначала двух разных авторов литературных первоисточников - Чарльза Портиса, написавшего роман "Железная хватка" и Дэниэла Вудрелла, написавшего роман "Зимняя кость".
Вероятно, все-таки осияла с какой-то разницей во времени. Зато теперь мысль об экранизации этой самой идеи пришла уже одновременно двум совершенно разным режиссерам - братьям Коэнам, в первом случае, и Деборе Граник, во втором. Уже когда читаешь аннотацию к фильмам, закрадываются сомнения - а не об одном и том же ли фильме идет речь, просто по-разному переведенное название?
Нет, все точно, фильмов два. В фильме "
Зимняя кость l Winter's Bone" девочка с недетской настойчивостью и решимостью ищет пропавшего отца в местах, куда Макар телят не гонял.
В "Железной хватке" в таких же местах такая же девочка ищет убийцу убитого отца. Тоже совсем не по-детски. И не по-женски, если уж на то пошло. И при просмотре это впечатлении: "одна и та же дума в двух умах" - только усиливается. Неяркие ноябрьские краски. Белые мухи. Отребье, одетое в рванье. И железная хватка существ, которых сначала никто не воспринимает всерьез, соответственно полу и возрасту.
Вероятно, это фильмы о том, как надо уметь воспринимать себя всерьез, и к тебе потянутся люди. Зарифмованность этих двух фильмов вовсе не выглядит перепевками ненужными. Наоборот, при такой ясности и силе высказывания нарастает его, высказывания, очевидность и своевременность: настал момент такой, когда об этом - о том, что надо снова учиться воспринимать себя всерьез и заставлять других это делать - надо снова говорить в полный голос.
Коэны, как будто, вовсе не играют в ретро, а создают это иное пространство-время всерьез, очень быстро забирая тебя с собой. Пожалуй, главное впечатление от этого фильма - эффект присутствия: ты не успел оглянуться, как уже поверил всему, что видишь, перестал искать блох-ляпов - и полностью поддался воле режиссеров, которые сначала вовлекли тебя в этот дикий старый мир, потом столкнули с чудо-девочкой с железной хваткой и убедили, что тебе надо узнать, что с ней будет дальше.
Джефф Бриджесс, номинированный на Оскар за лучшую мужскую роль, демонстрирует обычную для себя неузнаваемость и способность к перевоплощению: он играет старого, кривого и уже не очень удалого … ну, скажем, шерифа. Поражает воображение именно то, насколько не видишь в этой роли знакомого актера, а видишь - совсем другого человека. Впрочем, и в прошлогоднем фильме "
Безумный спецназ | The Men Who Stare at Goats" Бриджес тоже был неузнаваем.
А в этом еще не узнаваем и Метт Деймон. Вообще, стоит Деймону сменить партикулярный современный костюм на какой-нибудь исторический, и он прибавляет в выразительности на 50%... Да, прическу еще тоже полохматее… Так вот, в фильме "Железная хватка" его герой как раз такой.
Эти двое бравых мужчин в фильме роли играют не то, чтобы вовсе не бравые, но - не безупречных рыцарей без страха и упрека играют они, не из кремня и стали, а - с вкраплениями гораздо более мягких металлов и минералов.
Настоящий рыцарь в фильме только один - это девочка Мэтти. Хейли Стайнфелд играет Мэтти. Номинировать на Оскар ее все-таки не стали, в силу ее недостаточно зрелого возраста, что ли? Вот Дженнифер Лоуренс за аналогичную роль в фильме "Зимняя кость" номинировали. Правда, она постарше. Но все равно, даже если Оскар уже и назначено выдать Натали Портман, вряд ли кто-нибудь будет спорить, что девочки-дебютантки - Стайнфелд и Лоуренс - справились со своими ролями не хуже, чем их более взрослые и именитые коллеги.
А роли-то были и потруднее. Просто потому, что это - абсолютно центральные роли в фильмах, эти фильмы - об этих железных девочках, выковавшихся в суровых жизненных условиях. О таких редких характерах, которых и играть-то не известно, как, потому что их в природе никто не видел.
Они сыграли. И совсем юная (1996 года рождения) Хейли Стайнфелд, Мэтти из фильма "Железная хватка" - нагонит на вас такого страха, как никакому Мальчишу-Кибальчишу не снилось.
Хотя, конечно, какие-то смутные воспоминания о воинственных детях из нашего военного прошлого эта девочка вызывает. "Молодая гвардия". Пионеры-герои. Дети-партизаны. Но в нашей исторической памяти (и в кино) дети обретают такое мужество, самостоятельность и достоинство, когда у них за спиной целый мир друзей, родных и любимых, и на этот мир кто-то посягает. Пусть хоть другая половина мира. Но и того, что их поддерживает - тоже половина.
А здесь девочка эта идет бороться со всем миром, кроме мамы и брата. Она - в кольце врагов. Ни в ком не видит друзей, ни на чью помощь не надеется, ни чьей поддержки не ощущает - и все равно уверена, что победит. Практически, девочка-Терминатор. Страшновато. Но интересно.
Железная хватка l True Grit: США - 2010
Моя система оценок Poll Железная хватка l True Grit Вместе с этим смотреть:
Зимняя кость l Winter's BoneВместо этого смотреть:
Унесенные призраками l Sen to Chihiro no kamikakushiВ этот день в 2010 году:
Серьезный человек | A Serious Man (вот опять эти братья)
В этот день в 2007 году:
Человек безвозвратный киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн