Посмотреть этот старый фильм 1963 года выпуска нас заставило участие в нем
Юрия Коваля, у которого сегодня День Рождения. Захотелось посмотреть на живого Коваля, тем более - молодого еще совсем. Фильм не только позволяет это сделать, но и погрузиться в атмосферу, окружавшую Коваля и, вероятно, в немалой степени сделавшую Коваля Ковалем. Веселые, романтичные максималисты, населяющие фильм, умеют работать, шутить, любить, дружить, творить - и все-таки выглядят, как дети.
Речь в фильме идет о студентах-физиках. Сценарий фильма написал Эдвард Радзинский, поэтому диалоги - хоть куда: очень органичные такие телеги о смысле жизни, о любви и дружбе, о космосе и научных дерзаниях. Нет, на самом деле, ни разу не пришлось поморщиться от неестественности звучащих в фильме слов: действительно, так люди и разговаривают друг с другом.
Вероятно, в те годы они и вели себя так - слишком уж по гамбургскому счету. Собственно, об этом и фильм, представляющий из себя типичный для советского кинематографа конфликт хорошего с лучшим: два парня-физика, один лучше другого, ухаживают за одной и той же девушкой - и ведут одну и ту же научную тему. При этом один из них - более трезвомыслящий и прагматичный москвич, а другой - парень из архангельского рыбацкого поселка, безо всяких там фиглей-миглей, рубит правду-матку и гордится своей способностью по любому принципиальному вопросу пускать в ход кулаки. Такое вот было представление о порядочности и хорошем тоне.
Но фильм интересен не главным конфликтом и не главными героями. Чуть-чуть остановимся на них, чтобы понять, почему эта вполне острая, веселая и интересная история выпала из обихода, лента лежит где-то в дальнем углу гардероба и даже изредка ее не показывают по телевизору, как художественно несостоятельную. Вероятно, дело в выборе актеров на главные роли.
Вон, "Мой старший брат" - того же времени и примерно о том же, но - там троицу героев играют Александр Збруев, Олег Даль и Андрей Миронов. Все! Дальше можно не продолжать! А в фильме "Улица Ньютона, дом 1" главных героев играют совершенно не известные - ни тогда, ни теперь - юноши, уже и не такие уж молодые. Играя студентов, поначалу даже - абитуриентов, они совершенно не производят впечатление юных, трепетных и новых людей. Нет, такие зрелые комсомольские функционеры в пиджаках… Следить за ними не интересно, и из их уст замечательный текст Радзинского звучит не очень убедительно: то, что у мальчика с тонкой шейкой и широко раскрытыми глазами выглядело бы горячностью и порывистостью,
совершенно иначе смотрится у людей более старшей возрастной группы: уже как недостаток ума и воспитания…
В то же время на периферии истории таких, убедительных, типажей - хоть пруд пруди, и один из них - молодой, но уже широко известный в узких кругах столичной университетской молодежи поэт.
Его играет Виталий Соломин, а угадывается, как прообраз - Андрей Вознесенский. Вот уж юноша бледный со взором горящим что надо! Между прочим, в фильме упоминается московская традиция, о которой я нигде больше не слышала: чтении стихов ночью у памятника Маяковскому. Вот эпизод такой ночной поэтической ночи очень интересен.
А еще - вечеринка у этих самых физиков. Ну, вечеринка как раз совершенно в лучших традициях - почти не изменившихся с тех пор. Вот на этой вечеринке среди гостей и присутствуют два заводных гитариста, Юрий Коваль и Юлий Ким, собственными персонами. Коваль, жаль, не свои песни поет, а все больше Киму подыгрывает, но ощутить их боевой задор по этим кратким включениям вполне возможно.
И, понятное дело, поют свои песни и выглядят в этой среде необыкновенно уместно. Так же, как и другие гости второго плана - например, Зиновий Гердт. А еще в фильме снимались Ролан Быков и Леонид Быков. Да, и девушки 60-х представлены в фильме с самой лучшей стороны - такие современные Аэлиты...
И когда действие переместилось на родину героя, в рыболовецкий поселок, стало еще интереснее. Ой, и тут - рыболовецкий… Это я про сходство со "Звездным билетом"/"Старшим братом" - вот, была такая тема времени: чем должен заниматься настоящий мужчина? Рыбу ловить! В общем, и здесь тоже ловят рыбу, и ведут долгие утомительные дискуссии с
местным правдоискателем - инспектором рыбнадзора. И дискуссии, между прочим, не утратившие не актуальности, не метафорической силы.
Мужики морем кормятся, что выловят, из того и план, и деньги, и все дела. А рыбинспектор этот всю дорогу палки в колеса: тут нельзя ловить, тогда нельзя ловить, тут нерест, там путина, все ему не хорошо. А он говорит: так если вы сейчас, не во-время, ее выловите, рыбу, так ее же потом не будет! А они: у нас же план, нам детей кормить надо, в конце концов, наша рыба аль нет? Хозяева мы на суше и на море - или ты? И вот тебе, получается, вечный треп за свободу… В общем, фильм забавный - с историко-этнографической точки зрения. И за Коваля - отдельное спасибо!
Улица Ньютона, дом 1: СССР - 1963 г.
В этот день в 2010 году:
Душевная кухня | Soul KitchenВ этот день в 2007 году:
Лабиринт Фавна | El laberinto del fauno киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн
Квартирный переезд Москва удобно.
Дачный переезд москва квартиры.