Реальная сказка

Nov 11, 2011 13:21



Ну не хочется злорадствовать и злопыхательствовать, ругать и обзывать плохими словами людей, затеявших хорошее дело - снять детское кино по русским народным сказкам. По всему выходит, дело не в них, не в этих конкретных людях - неизвестном сериальном режиссере Мормонтове и продюсере - известном актере Сергее Безрукове.

Как будто гений кино не осеняет своими крылами нашу территорию, и уже давно. Поэтому практически любые замыслы не получают волшебной вдохновительной силы. А с ремеслом у нас проблемы. Поэтому в 9 случаях из 10 получается плохо. Бездарно, не умно и не смешно. Интересно - только в киноведческом смысле: посмотреть, на чем на этот раз проколются отечественные кинематографисты.

Наши фильмы последнего времени, за редким исключением, обладают таким общим, вне зависимости от их идейной направленности, жанра и стиля, качеством: их неловко смотреть. При их просмотре испытываешь чувство неловкости. Задумавшись, с чем связано это чувство неловкости, припоминаешь, что подобное ощущение вызывает любой человек, который в твоем присутствии плохо делает свою работу.


То есть не спустя рукава, халатно и без огонька - тогда возникают другие чувства, осуждения, скажем, или - вопроса: почему это он сознательно делает так плохо? А вот когда человек вроде от души старается, а ты видишь, как все криво и косо у него получается. Неловко. Его неловкость передается окружающим и вызывает веер отрицательных эмоций. Вот наши фильмы в большинстве своем втягивают зрителя в это облако отрицательной энергии, создаваемой плохо работающими людьми.



(Можно переключиться здесь на тему: «А что у верблюда прямое?» и долго перечислять, какие товары и услуги от отечественного производителя вызывают у потребителя и пользователя те же отрицательные чувства, но - не будем отвлекаться. Мы - о кино). Так было не всегда. Но началось это чувство неловкости не после 91 года, а до. Наверное, годов с 70-х.

Были целые киностудии в Союзе, которые снимали фильмы, у которых «неловкость» была прямо-таки торговой маркой - фильмы Студии Александра Довженко можно было узнать, не глядя в титры. Но и у Мосфильма, и у Ленфильма - с начала 70-х стало выходить большое количество неловких фильмов. И это не просто неинтересные, на неинтересные темы фильмы с неизвестными плохими актерами. Просто как будто понизилась планка того, что вообще можно пропускать на экран.



Серая пленка, долгие безмолвные проезды-начала, пафосные, неестественные диалоги… Можно предположить, что виной снижения качества стала массовость - фильмов стало выпускаться больше, вот среднее качество и понизилось. Но вот в Голливуде массовость хоть куда, и среднестатистический голливудский фильм-однодневка не замахивается ни на какие высоты и глубины, на место в истории кино и в сердцах зрителей, только бы кассу собрать, перекрыть затраты и выйти в плюс.

Но практически все голливудские фильмы обладают вот этим общим качеством, делающим их просмотр не только возможным, но даже - вполне приятным, невзирая на полное отсутствие иных художественных и интеллектуальных достоинств: они излучают вот эту «ловкость», профессионализм тех, кто его делает.

Каким бы идиотским, бессмысленным и вторичным не был сюжет, фильм будет снят на хорошей пленке, с хорошим светом, с грамотно разведенными сценами и эпизодами - и по длине, и по последовательности, с хорошо подобранными актерами и внятными диалогами. И получается, что фильм на этой энергетике добротного ремесла катится, как по маслу, а результатом просмотра становится удовольствие, каковое испытываешь, глядя на хорошо работающего человека.



Вообще, рядом с человеком, которых хорошо, умело, ловко что-то делает - ведет машину, режет лук или чинит башмаки - находиться приятно, от него заряжаешься позитивной энергией. Вот этим зарядом, невзирая на прочие достоинства картины, (или их отсутствие), обладают практически все без исключения голливудские фильмы. А наши - практически все не обладают.



Позволение «неловким» фильмам выходить в прокат было дано еще в 70-х, в 80-х их количество сравнялось с «ловкими», профессионально сделанными, а с начала 90-х любой «ловкий» фильм редок, как та птица, которая долетит до середины Днепра. Их почти нет, и критическое сообщество наше как будто только понижает планку, регулярно награждая лаврами и восторженными рукоплесканиями очередной «неловкий» фильм из разряда «Наше новое кино».

Фильм «Реальная сказка» не из разряда нашего нового кино. Он пытается быть как наше старое кино, и немножко - как новые «Самые лучшие фильмы» и всякие там «Яйца судьбы». Но не выходит не то, не другое. От последних образцов создатели «Сказки» пытаются перенять легкость перелицовки различных известных исторических, (в данном случае - мифологических), персонажей на новый лад, чтобы завертеть из них веселую чепуху, такую современную карусель перевертышей, соединить традиционные сюжеты с
современностью.



От советских киносказочников - былинность и обстоятельность в обращении с героями русской национальной мифологии. И оба эти желания вполне понятны и оправданны. Но - не получается. Не выходит каменная чаша. И благонравные попытки сатирического обличения современной российской действительности не спасают, и патриотические выпады против иноземных Хоббитов и Пакемонов, завоевавших мифологическое пространство, которое испокон веков в умах и сердцах соотечественников занимали богатыри былинные, Баба Яга и Кощей Бессмертный - никакие благие помыслы не помогают создателям фильма преодолеть профессиональную беспомощность.



И даже Сергей Безруков, любимец и красавец, в роли Ивана-дурака выглядит и производит впечатление не красавца и любимца, а только дурака. А сцены киднепинга и заказного убийства на глазах у ребенка - каковыми сценарными соображениями они ни были бы обусловлены - сводят на нет все ваши обличения и переживания. Кино - это не ваши закадровые соображения, и даже не слова, сопровождающие картинку, кино - это картинка и есть. Она остается в памяти и несет смысл. Недетский, в данном случае.



В этом же визуальном ряду - кошмарная сцена коварного убийства Ивана-дурака его женой Василисой Премудрой. Все последующие объяснения о том, что за этим кроется, не работают: в глазах остается картинка. Безжизненное синеватое тело подростка на каталке в реанимации, истыканное иглами, всякими датчиками и трубками для искусственной вентиляции легких. Вот примерно это тело и является визуальным символом всего фильма.

Реальная сказка: Россия - 2011



Моя система оценок

Poll Реальная сказка

Вместе с этим смотреть: Книга мастеров, Храбрые перцем | Your Highness
Вместо этого смотреть: Ариэтти из страны лилипутов | Kari-gurashi no Arietti, Артур и Война двух миров | Arthur et la guerre des deux mondes
В этот день в 2009 году: Ничего сложного
В этот день в 2008 году: Добро пожаловать в Лэйквью! | Lakeview Terrace

киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн








акватон мебель для ванной

детское, обзоры фильмов, сказка, Безруков, 2011, Россия, *2*, Ярмольник, кино

Previous post Next post
Up