Высоцкий. Спасибо, что живой

Dec 13, 2011 00:44



Фильм получился хороший. Настолько хороший, что даже странно, что он доступен всем, распиарен на каждом углу и вышел на тысяче экранов сразу: в последнее время наши фильмы такого уровня обычно проходят тихой сапой, а то и вовсе не имеют доступа к зрителю. Как будто в «проходной» формат современного российского кино настоящее высокое качество не вмещается.

Но - нет, на этот раз все так: назойливость рассказа о фильме, о том, как его снимали, секретная загадочность вокруг исполнителя главной роли, фантастическое сходство актера в гриме с реальным прототипом, которую демонстрировали в качестве самой главной приманки - все эти нехитрые промоутерские трюки сработали не вхолостую. Зрители пришли - не могли не придти! - и увидели…

Если не живого Владимира Высоцкого, то очень глубокую и настоящую историю о нем. Даже больше, чем о нем, потому что поэт в России больше, чем поэт, и Владимир Высоцкий, его судьба - прекрасное подтверждение расхожей истины. Сначала - о главном: кто играл Высоцкого. Интрига до сих пор остается, но после просмотра фильма она отходит на второй план.


Фантастический грим, позволивший кому-то достигнуть портретного сходства, мы уже успели оценить еще до премьеры, при многочисленных просмотрах промороликов. Вот тогда - да, это был трюк, козырь и загадка. Но почти сразу после начала просмотра этот вопрос перестает тебя волновать - ты начинаешь верить исполнителю, и уже не выискиваешь под гримом "настоящее" лицо. Потому, что начинаешь видеть "настоящего" Высоцкого.



Яркая, трагическая фигура. Мы узнаем его не в пике цветения, а в момент болезни, пред-смертия. Так что актер играет не супер-героя, балагура-бонвивана, а многогранного и сложного человека, в котором есть и эти грани - мощность выплеска, стремительность, взрывоопасность - каким мы привычно представляем себе Высоцкого. Но есть и совсем другие. Но нисколько не роняющие героя в наших глазах, чего все, кажется, боялись.



Ни жалости, ни осуждения, ни снисходительности герой фильма не вызывает. Никакого ниспровержения с пьедестала не происходит. Но очень умный, глубокий и тонкий сценарий, написанный сыном главного героя, показывает трагедию… неоднозначность… противоречивость… Какова цена, какую приходится платить человеку за то, что он - гений. За то, что в нем поселился гений. За то, что он может слагать стихи и петь, и увлекать миллионы людей, пробуждать их и радовать. За это человеку, с его жизнью, потом, кровью и простыми человеческими радостями - надо платить. Вот об этом фильм.

Собственно, именно о том, о чем и хочется понять про них про всех: про Пушкина, про Есенина, про Маяковского. Из какого сора растут стихи и какой ценой? Чем их поливают и удобряют? Большинство известных кинобиографий не дают ответа на этот вопрос, да и не ставят перед собой такой цели. Большинство кино-Пушкиных уже одной своей энергетикой выдают подделку: нет, этот человек, таким образом излучающий в пространство, не притянет в себя гения! А вот в фильме про Высоцкого - получилось. И фильм не о конфликте свободолюбивого поэта с косной и удушающей Советской властью, а о конфликте высшего и духовного содержания Поэта



с материальной человеческой природой. Воплощенной и в его физическом теле, и в окружающих друзьях и знакомых, и в окружающей действительности. Дело не в том, что все они его душат. Но ему надо жечь себя, чтобы у него получалось быть гением. Ему это и необходимо, и мучительно. А все окружающие люди, как бы они не любили его, они - просто люди.



Поэтому женщины, которые его любят, разрывают его на части своей любовью. Друзья, которые его любят, разрывают его на части своим вполне человеческим желанием нажиться на левых концертах. А власть, которая не любит, но уважает и отдает должное вполне его таланту и влиянию, пытается приглушить.



Очень здорово, что авторы фильма не стали разматывать весь биографический ряд с тех пор, когда был Вова маленький с кудрявой головой… Эти несколько дней в Узбекистане, в совершенно непривычном и своеобразном месте, все, что там происходит - являются вполне достаточными для того, чтобы рассказать о судьбе. О бешенной популярности. О друзьях, которые любят, но - используют.

О параллельной драме другого человека - подполковника КГБ, его играет Андрей Смоляков, он раскручивает дело о левых концертах и незаконном предпринимательстве.



Организаторы концертов Высоцкого, чтобы не платить налоги, проводили концерты минуя бухгалтерию… Даже здесь, двумя словами касаясь этой коллизии, ощущаешь, насколько эти линии, эти явления из разных миров - гениальное творчество Высоцкого и баснословные барыши, укрываемые от налогов. Но так же было! Можно сказать: так что ж она, эта власть советская - так и говорят обычно - не позволяла Высоцкому давать столько концертов, сколько было готово придти слушателей! Тогда все было бы по закону и не надо было бы за ним шпионить и подлавливать.



Но, ребята, он от этого сгорел - от того, что и так выступал слишком много, слишком часто, не отдыхая и не успевая восстанавливаться. Нам показано в фильме как раз, как это было. И если у тех, кто его окружал, у антрепренеров и продюсеров, тогда это называлось - «импрессарио»? - (их в фильме играют, тоже классно, как и все играют в этом фильме, Дмитрий Астрахан и Максим Леонидов) -



действительно, при всей любви, было и сильное желание срубить бабла, уж если, волею судеб, они так близко оказались к этому источнику, то самого Высоцкого в жажде наживы заподозрить трудно.

Но у него была другая жажда - жажда признания, жажда выплеска, жажда контакта с публикой, обмен энергиями, и ему эти концерты избыточные были тоже необходимы. Что было делать? Вот и получалась жизнь на износ. Но по-другому он не мог писать. В спокойном состоянии, без разрыва, не мог писать. Кто в этом виноват? Никто: участь гения. Вот об этом фильм.

Актерский состав выше всяких похвал.
Кроме уже упоминавшихся, там еще замечательно серьезный и трогательный Иван Ургант - в роли друга - актера, гастролирующего вместе с Высоцким и «разбавляющего» выступления звезды юмористическими паузами, чтобы дать звезде передышку. А Андрей Панин - друг-реаниматолог, путешествующий вместе с командой на тот самый случай…



Оксана Акиньшина играет … в общем, не плохо было бы ее роль чуть-чуть подсветить: откуда она взялась и кто она такая вообще, девятнадцатилетняя студентка, подруга-любовница-прислуга, она группис? Или это большая последняя любовь? В общем, ее персонаж оказался самым слабо прорисованным,



Оксана играла саму себя времен совместной жизни со Шнуром. В решительность и непреклонность этой девушки, в ее готовность к трудным ситуациям веришь на раз, потому что все это в ней есть. Но вся она какая-то «несостаренная», не-ретро, не из 70-х годов прошлого века, слишком сегодняшняя. Вот парням-то придумали смешные прически и костюмы - уж не знаю из тех лет, нет ли, но точно - не из наших. А Оскана своей современностью немного разрушает ткань, даром, что за три дня в Бухаре переменила чуть ли не пять нарядов. Хотя в естественности и органичности ей, как всегда, не откажешь.



И еще одна очень выигрышная тема: среднеазиатский колорит. Вообще, кажется, даже в советское время, когда все мы были одной большой семьей, этот колорит использовался в кино преступно мало. Хотя даже студия «Узбекфильм» наверняка была. Но из фильмов, оставшихся в обойме, по пальцам можно перечесть, где бы среди выразительных средств присутствовали эти - бескрайние степи, и горы вдалеке, и восточные базары, и фантастическая азиатская архитектура.



«Волшебная лампа Алладина», несколько сцен в фильме Храбровицкого «Перекличка», где юные Михалков и Марианна Вертинская в эвакуации гуляют по Алма-Ате на фоне вышеперечисленных нездешних красот - вот, пожалуй, и все. В фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой», ничего не пришлось придумывать, и в Бухару позвала сама судьба: авторы фильма пошли вслед за реальными событиями, а события произошли именно здесь. Медитативная красота пейзажей, бытовой восточный антураж, сама прозрачность воздуха



- все это отражено в кадре и наполняют историю дополнительными смыслами о нездешности, ир-реальности, параллельности происходящего. Это тоже очень здорово. Так что фильму зачот по всем статьям. Молодцы все, и особенно хочется пожать руку автору сценария, Никите Высоцкому, который из этого, очень близкого и трудного лично для него документального материала сделал настоящую высокую драму. Ее теперь в театре надо бы играть - да только где Высоцких наберешь?

Высоцкий. Спасибо, что живой: Россия - 2011



Моя система оценок

Poll Высоцкий. Спасибо, что живой

Вместе с этим смотреть: 2-Асса-2, Пирамммида, Generation П, Борис Годунов
Вместо этого смотреть: Служебный роман. Наше время, Ирония судьбы. Продолжение, Любовь-морковь
В этот день в 2010 году: 8 декабря - убили Леннона
В этот день в 2009 году: Похороните меня за плинтусом
В этот день в 2006 году: Девушка из воды | Lady in the Water

киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн








Леонидов, Высоцкий, ретро, Акиньшина, биография, обзоры фильмов, драма, 2011, Россия, Панин, Смоляков, *5*, Ургант, Ильин, Астрахан, кино

Previous post Next post
Up