"Громозека" - вполне внятное высказывание о нашем времени, а так же - о надеждах и разочарованиях нынешних сорокалетних. У сорокалетних всегда куча разочарований, такой уж возраст. Кстати, у шестнадцатилетних тоже разочарований целый вагон. Мир постоянно обманывает ожидания и оказывается не таков, как обещали песни и сказки с хорошим концом.
Но у нынешних сорокалетних в отношении несбывшихся надежд большая фора по сравнению со всеми окружающими, поскольку их сказки и песни были еще очень-очень бодрыми и сулили в будущем только хорошее. То есть люди росли-росли себе с идиотским, как впоследствии оказалось, ощущением разумного устройства гармоничного мира, пели дурацкие песни про птицу счастья завтрашнего дня, имея в виду скорей в этот завтрашний день попасть, а оказалось, что лучше бы они туда и не торопились бы!
Эту подмену будущего гораздо раньше, еще в самом начале 90-х, заметил Виктор Пелевин, укоризненно цитируя то там, то тут назойливые приветы, которые его поколение посылало в будущее в форме трогательного припева: "Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко!" Вот об этом прекрасном далеке, в которое прилетела птица счастья завтрашнего дня, и речь в фильме Владимира Котта "Громозека".
Собственно говоря, эти ностальгические отсылки к прекраснодушным несбывшимся надеждам, порожденным недобросовестными источниками информации об устройстве мира, каковыми пользовались дети - всякие до сих пор любимые фильмы про Красную Шапочку, Электроников и Гостью из Будущего - Алису Селезневу - лучшее, что есть в фильме. Нет, не то, чтобы лучшее, а - отличное от других.
Когда три истории не очень-то счастливых жизней бывших друзей-одноклассников просто бы соединились в одно монументальное полотно современной жизни, то было бы очень похоже на все остальное российское новое кино. Правда, тоже - похоже, но все-таки не такое безобразное и безрадостное, как бывает на нашем экране. Хотя и дочь снимается в порно, и жена изменяет, с работы уволили, любовница давит и вообще рак легких - но все-таки не так уж все и плохо, как бывало. Как-то получше все-таки.
Отец все-таки за дочь переживает, ладно, что он ее кипятком, так это ж от любви! Муж хахаля жены хотел убить, а все-таки не убил, он сам собой умер. И раковый больной, может, и выживет еще - ведь он нужен людям! Но когда в случайно открытом окошке (справочной, что ли, или дежурной аптеки) вдруг появляется знакомое лицо постаревшей Красной Шапочки, ты начинаешь уже ждать Электроника.
И - ура! - вот он, собственной персоной, благодаря телевидению, которое в последние годы усердно разыскивает и предъявляет нам забытых героев, его можно узнать. Вот какими они стали, герои нашего детства. Вон чего они нам обещали, а вон чего получилось. К Красной Шапочке как раз претензий меньше всех. По-хорошему, и Электроники не самые вредоносные.
Вот бы нам Алису Селезневу на ковер, которая нас в будущее звала, предъявляла всякие свидетельства того, какой замечательной и интересной будет жизнь в этом будущем. Все, все в дверку-то заглядывали! Но - нет, в свой фильм Владимир Котт Алису Селезневу не позвал. Не нашел, что ли? Или она в своем будущем за другой дверцей прячется? Ведь то, что мы попали в другое будущее другой вселенной, чем то, в которой живет Громозека - это факт.
Вообще, эффект от использования в фильме культовых героев прошлого, актеров, сыгравших когда-то знаковые роли, становится новым выразительным средством. Когда не просто шлейф роли вводится в ткань фильма, а еще и веер общественных умонастроений, этой ролью вызванных, или сопровождающих фильм, свойственный тому времени… Не назойливо и изобретательно режиссер Владимир Котт это средство использовал, и оно придает всему фильму совсем другое звучание, чем если бы этих ребят в нем не было. Или если вы не были детьми и это не ваши герои.
В их присутствии - пусть мимолетном, так даже и лучше - фильм перестает быть чернухой о подлой жизни и становится прямо-таки философской притчей о том, насколько вообще можно доверять будущему? Надеждам? Как их строить? Как их воплощать? К кому предъявлять претензии в сорок лет, когда надежды не сбылись? И что с ними - или без них - делать дальше?
Ну да, может быть, размышлять обо всем об этом интереснее, чем смотреть фильм "Громозека", но катализатором всех этих мыслей стал он, фильм. Вместо того, чтобы вызывать раздражение и отвращение, как это у нас принято в последнее время, фильм вызывает осмысление. И уже за одно это ему большое спасибо.
Громозека: Россия - 2011
Моя система оценок Poll Громозека Вместе с этим:
Изображая жертву, Гостья из будущего
Вместо этого:
Волчок,
Служебный роман. Наше времяВ этот день в 2009 году:
Съемки в Палермо | Palermo ShootingВ этот день в 2007 году:
Доказательство смерти | Death Proof киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн