Наша сила!

Aug 27, 2022 17:51


«И цель нашей программы -
не только говорить о различных темах,
но и выводить т.н рекомендации, советы людям,
которые хотят следить за своей безопасностью.»

(Фрагмент вводной части)

image Click to view


  1. В кадре социолог, человек, далёкий от кинопроцесса, оперирует специальными терминами и ближе к сути не становится. А, между тем, основные приёмы воздействия на зрителя доступно описаны в теоретическом наследии С. М. Эйзенштейна. Голливуд просто коммерчески переосмыслил наработки великого Мастера и умело использует их в то время, как отечественные киноделы стараются творить по заведомо вторчиным калькам, глядя через головы классиков Советского кино.

    Я уже писала про рабочие «манки», те самые условные «крючочки и петельки» (зд. см. «наработки, которые фокусируют внимание», о чём говорит социолог), создающие взаимную связку зритель-экран. Экран воздействует строго на определённые рецепторы с целью вызвать строго определённую эмоцию. Зная основные приёмы, не будучи высоким художником, режиссёр может оставаться ремесленником и выдавать нагора вполне достойный конечный продукт.
  1. Юноша Шахов прав в отношении того, что главным человеком на площадке должен быть режиссёр. Но он упускает из виду главное: кино - искусство коллективное, «синтетическое», как говорил наш Мастер. Студентам во ВГИКе в моё время это вдалбливали в голову с первого курса, с самого первого этюда. На площадке ты не один. С тобой работает коллектив профессионалов. У каждого из них - своя задача, которую они твёрдо знают и выполняют, а твоя, помимо творческого процесса, - сведение работы всех этих служб под единый знаменатель. Это и есть руководство творческим процессом.

  1. Шахов прав и во второй раз, называя Советское Государство главным продюсером. Но прав не до конца. Даже и при таком раскладе режиссёр не оставался с Государством один на один. Кинопроцесс никогда не выливался в чистое самовыражение Творца. Режиссёр также ставился в определённые рамки. Нынешнее время жестко обходится без «творческих рефлексий» в то время, как тогда, руководствуясь принципами партийности искусства, Государство-продюсер регулировало ещё и художественный уровень конечного продукта, ради чего, в редких случаях у не справлявшегося со своим проектом режиссёра могли отобрать картину на любом этапе и передать другому его коллеге.

    Молодой человек, Шахов, может быть не в курсе того, что, приступая к работе, в прежние времена, режиссёр составлял экспликацию, где излагал концепцию своего будущего фильма. Государство в кинопроцессе было представлено тем самым пресловутым художественным советом, цель которого была не зарубить проект до этапа подготовительного периода, как сегодня пытаются нам вдолбить; но уяснить, насколько режиссёр правильно понимает поставленную перед ним задачу, как творчески осмысливает её и, как, вообще, владеет своей профессией. И лучше М. И. Ромма тут не скажешь! «Давайте, условимся, что /.../ будем иметь в виду только подлинное искусство и будем разговаривать о профессии кинорежиссёра, применительно к высоким задачам, которые мы должны поставить перед ним. Ведь, если бы не денежные соображения, то, между нами говоря, /.../ посредственную кинопродукцию вовсе не следовало бы выпускать на экран. И я убеждён, что при коммунизме, когда денежная система отомрёт, плохих картин ставить не будут. Убедившись, что картина получается слабая, будут вежливо, но твёрдо возвращать режиссёру снятую им плёнку «на память».» [1]

    В советские времена позволить работать в стол, либо вовсе быть не у дел человеку, которого Государство само же и выучило за счёт собственных средств, это самое Государство позволить себе не могло!

    В наши дни ситуация другая. Пока последнее слово будет оставаться за деньгами, «высокие задачи» для творца будет определть продюсер. Он, как человек коммерческий, заинтересован не только в откатах, но и в прибылях. А прибыли, помимо всего того, что перечислил в своём слове социолог, обеспечивают ещё и «раскрученные» персоны, как, совершенно верно, замечает в финале Шахов.

    В этом контексте мне приходит на память «Россия Молодая», фильм, в котором на главные роли были приглашены никому не известные актёры, а артисты популярные и узнаваемые исполняли роли второго плана. Их слава от этого ничуть не потускнела, а молодые артисты в момент стали «звёздами». Сегодня, в век продюсерского кино, сложно представить возможность подобного «финта». Только звёзды!
  1. Единственный цензор Творца - его собственная совесть. Основные вопросы, на которые он в конечном итоге должен дать сам себе ответы это «что?», «как?» и «зачем?». «Что» - момент «технический». Здесь необходимо определиться с жанром и аудиторией, которой будет адресовано кинополотно. Сформулировать сверхзадачу, которую предстоит решить средствами кино. Определиться с методами воплощения задачи и - плавно перейти к «как», занявшись уже вопросами формы. Какими изобразительными средствами будет решена поставленная задача. «Зачем» - определяет смысл существования тебя в профессии. Это момент не столько технический, сколько эмпирический и мы пока не будем останавливаться здесь надолго.
  1. Конструктивность и деструктивность кино - явления пограничные и весьма, и весьма условные! Возьмите для примера «Белого Бима - Чёрное ухо». Понятно, что посыл ленты глубоко позитивный и обращён прямо к «сердцам и душам» зрителей. Но скольким же зрителям этот фильм ударил именно по психике! Потрепал нервы! И один из зрителей из зала поедет прямо к психотерапевту, второй - в приют, чтобы взять в дом собаку. Третий возьмёт нож и пойдёт резать догхантеров.

    Или какое-нибудь «Детство Бэмби». Один зритель считает посыл о том, что животные всё понимают и чувствуют, как люди, а другой - что режиссура - не бабье дело и, что даже принадлежность к громкой фамилии вовсе не обязывает тебя тоже становиться режиссёром!

    Я намеренно не стану касаться «Сало»! Но я, действительно, не уверена до конца, что совсем-совсем никто, по выходу из зала, не задумывался бы хотя бы, чтобы ни попробовать хоть что-нибудь из увиденного.

    Дело в том, что, даже оперируя грубыми или даже больно ранящими, а то и вовсе «запрещёнными» приёмами, можно обеспечить мощный гуманистический посыл. И - наоборот.

    Врач порой должен сделать больно, чтобы спасти пациента. А творцы имеют дело с психикой! На них лежит высокая ответственность, ведь все мы помним, что главный цензор Творца - Его Собственная Совесть! Если же, - а все мы ещё какое-то время здесь живые люди, - Творца вдруг начнёт «заносить», на помощь ему всегда придут старшие коллеги, подставив надёжное дружеское плечо, а не подножку. Таким видится мне идеальный киномир.

    Ведь будь он, творец, не ремесленник, человек талантливый, связанный цензурой по рукам и ногам, он всё равно вывернется, подобно Гуддини, перейдя на более высокую тональность более образного иносказания, давая тем пищу для грядущих Раззаковых. Поэтому ничто не должно сковывать его изначально.
  1. Как человека надо приучать ходить к врачу, даже просто на профилактический осмотр, а не только по ощущении у себя некоторых недомоганий, так и зрителя необходимо обучать восприятию искусства. Воспитывать зрителя, окультуривать его. Прививать умение правильно считывать информацию, подаваемую в образах, звуках, символах и т.д.

    Зрителю вовсе не обязательно вникать в тонкости нашей профессии. Его восприятие необходимо настроить на задаваемую нами волну. Мы знаем, как воздействовать на зрителя. Так музыкант подходит к инструменту и начинает играть. Но, если инструмент не настроен или настроен неправильно, всё усилие музыканта, весь его профессионализм обернётся провалом. Только в связке оба могут проявить себя. Один - в мастерстве, другой - в умении улавливать направленный посыл творца. Так и творец будет постоянно держать себя в тонусе. Ведь только подготовленный зритель, что сможет отличить настоящее от ложного, талант - от бездарности, афористику - от пуслословия, оригинальность - от пошлости, даст ему возможность раскрыть свои дарования.

    Необходимо взращивать грамотного, умелого Творца. Либо грамотного, умелого ремесленника. А параллельно необходимо воспитывать зрителя. Я не идеалист! Я прекрасно знаю, во что эти два процесса обычно упираются. «Всё субъективно!» - Могут ответить мне. «Эйзенштейн, Гриффит, Кулешов…» - Просто называю я имена. Потому, что с тех пор, когда творили они, в кино не появилось ничего нового (я не касаюсь сейчас, естественно, технических моментов!). И сколько ты тут не ломай копий, сколько ни говори мудрых слов, их слово единственно верно потому, что было сказано в самом начале, при зарождении киноискусства, и подтверждено более, чем ста годами, творчеством неимоверного количества творцов всего мира.

    [1] М. И. Ромм. "Беседы о кинорежиссуре" СК СССР 1975

тонкости перевода, Эйзенштейн, видео, welcome, c`est la vie..., интернет, мир кино, мастер, размышления, "тяжела и неказиста", искусство, обман

Previous post Next post
Up