Сегодня я вам расскажу об
еще одном суперэксклюзиве и невероятной анекдотичной ситуации из сетевой жизни уездного Энска на самой Заре Эры Интернета.
18 с хвостиком лет назад - в сентябре 2001 года я «сдал» свой первый профессиональный подряд в Интернете - портал «Культура Омска», созданный по запросу местной мэрии. Это была самая первая версия, первее не бывает: альфа, номер 1, созданная с абсолютного нуля. Насколько я помню, это вообще был первый онлайн-ресурс городских властей! Инертная провинциальная бюрократия еще долго - целых 6 лет! - после запуска портала будет присматриваться к Мировой Паутине, раскачиваться и нехотя, черепашьими шажками выходить в Сеть. Все эти годы сетевая инфраструктура городских ресурсов будет накручиваться, как на ось, на этот самый сайт тогдашнего ДепКульта, пока в конце 2007-го местные веб-мастера не перезальют новую, «современную», бету сайта с «актуальным» дизайном и традиционным для местной власти в конец зарегламентированным контентом.
Началась эта история летом 2001-го года. В те дни директора Омского драматического театра Бориса Мездрича - пожалуй, самого успешного и знаменитого театрального менеджера в истории города, - перевели в новосибирскую Оперу. Его супруга, уважаемый тележурналист и культурный обозреватель Елена Медведская, с которой мы когда-то работали в пресс-центре
первого фестиваля телевизионных программ «Театр + ТВ» (названного в честь
популярнейшего телепроекта 1990-х Екатерины Уфимцевой), тогда работала советником информдепартамента омской мэрии. Именно она добилась запуска первого сайта местного ДепКульта. «Движок» был готов, а вот материалы написать и выложить еще только предстояло. Удивительно, но именно меня, независимого журналиста и «неформального» самиздатчика (мой первый собственный медиа-проект -
журнал о современной культуре «Патефон Сквер» - в те годы был абсолютной антитезой официозу и бюрократии городских СМИ), Елена пригласила продолжить работу над сайтом и его контентом, когда они с мужем собрались в Новосибирск. "У тебя есть всё, что нужно для этого проекта", - сказала она.
Вверху скриншота видна дата сохранения слепка сайта - август 2001 г. Снизу списка "новое на сайте" - самые первые, тестовые материалы, которые писала, кажется, еще Елена Медведская на стадии разработки структуры портала (в том числе о том самом фестивале). Начиная с материала "Другая Земля" и выше - мои статьи, половина из которых - публикации из первого номера "Патефон Сквер".
Первым делом, я выложил на сайт статьи - и фотографии! - из
первого номера своего журнала. Так что впервые материалы из «Патефон Сквер» появились в онлайне именно на сайте омской мэрии - еще в августе 2001-го. А чуть раньше, в июле, я опубликовал там историю своего первого литературного объединения - знаменитого молодежного
ЛитО «Другая Земля», отпочковавшегося от Союза Российских Писателей, где я несколько лет занимал пост зампредседателя (коллективом «другоземельцев» мы провели не один десяток мероприятий для местного ДепКульта, включая городские литературные фестивали и конкурсы, так что этом материал был для меня принципиальным). В течение нескольких месяцев я день за днем наполнял сайт «Культура.Омск» все новыми текстами об альтернативной культуре города: когда закончились статьи из «Патефон Сквера» и прочих самиздат-журналов и газет, в которых я ранее принимал участие, в ход пошли еще не изданные материалы. Надо было успеть «залить» на портал как можно больше статей!
Вверху скришота дата последнего слепка портала - в таком виде официальный сайт ДепКульта провисел до конца 2007 года, с моими, патефонскими статьями об альтернативной культуре города.
Так случился самый анекдотичный парадокс в этой цепочке событий, вряд ли возможный сегодня: сайт одного из самых зашоренных и патерналистских муниципалитетов страны, состоявший тогда из одного раздела «омская культура», был наполнен исключительно альтернативным контентом! Неформальное, андеграундное, неформатное творчество стало основой первого омского официального портала. Интервью с омскими авангардными художниками и их биографии, статьи о рок-музыкантах, непризнанных официальными инстанциями поэтах, подпольных деятелях и представителях молодежных субкультур, режиссерах экспериментальных театров, студиях контактной импровизации, хэппенинга и перфоманса, неформальных союзах и объединениях. Кстати, самой первой статьей, выложенной из журнал на этот портал, было интервью с замечательной
художницей Лидией Заремба, писавшей всегда и исключительно картины в жанре ню - что может быть маргинальнее для "совкового" уездного Энска! Лида, кстати, была и одним из оформителей «Патефон Сквера», т.е. - еще и самиздатчиком! Так вот, в конце интервью Заремба, отвечая на вопрос о своих планах на будущее, говорит: «Я знаю, чего я НЕ хочу: не хочу быть членом Союза Художников» (спустя 15 лет она, предсказуемо, свои взгляды поменяла, но не в этом суть)…
Концовка интервью с Лидией Заремба ("я не хочу быть членом СХ"), где указан и первоисточник - журнал "Патефон Сквер", который к тому моменту еще даже не успел обрести собственную электронную версию! Первый номер журнала вышел в мае 2001 года, в июле я занялся этим порталом, в сентябре выложил статьи "Патефон Сквера" также на портале "Открытый Омск", а у самого журнала собственный сайт появится только к концу года.
Нигде в стране, я уверен, такого не было! (Экспериментальный проект Кириенко в Москве в 2000-м году не в счет - это был оффлайн-проект!) И нет до сих пор! Возможно, благодаря этому сайту Омск показался бы внешнему наблюдателю необычайно прогрессивным и продвинутым: ведь мэрия вдруг оказалась рупором самых прогрессивных, авангардных направлений во всех видах искусства, знатоком субкультур и молодежных течений! Впрочем, такого ушлого Внешнего Наблюдателя, интересовавшегося в те годы культурой Западной Сибири, да еще и пользовавшегося Интернетом, увы, в природе еще не существовало. Да и никакого «авангарда» местного муниципалитета, конечно, не было, всё было ровно наоборот: мэрия просто вообще не «просекала фишку», поэтому жесточайший контроль за традиционными бумажными СМИ еще не перекинулся на онлайн. Этот оксюморон продержался в Сети на удивление долго - лишь спустя 6 с лишним лет городские чиновники очухались и подчистую стерли «альфа-версию», полностью заменив ее как визуально, так и по контенту. И всё стало на свои места. Теперь
сайт местного депкульта ничем не отличается от унылых страничек прочих бюрократических институций «нулевых» (как, собственно, и ресурсы
областного минкульта, несмотря на внушительную разницу в бюджетах).
Вот так выглядит сайт мэрии и раздел ДепКульта сегодня. Контент поражает воображение!
Учитывая тот факт, что губернатор Полежаев году в 2003-2004 уже включил меня в свой знаменитый телевизионный «список нонграта», куда входила дюжина чересчур активных и узнаваемых, по высочайшему мнению, общественных деятелей Омска, которых более нельзя было пускать в эфир, этот сайт был моей отдушиной и забавлял самим фактом своего существования. Поэтому, когда в конце 2007-го произошла неожиданная перезаливка «беты», я, конечно, опечалился. Увы, поисковики перестали хранить кэш сайтов, а ссылки на тот ресурс остались лишь на архивном портале моих коллег и партнеров из «Открытого Омска» (но, конечно, «битые» ссылки, ведь сайт-то удален!), так что все эти 12 лет я думал, что больше никогда не увижу своё творение… Это был далеко не последний мой сайт (и даже, строго говоря, не первый - сайт издаваемой мною «корпоративной» газеты Научного Общества Учащихся с моими же статьями появился в Интернете еще в 1999-м), и все же, он был по-особенному дорог мне - своим смыслом, символом, памятником.
Самые первые "новости" на сайте ДепКульта ("Культура.Омск") на первый взгляд вполне себе традиционны: та же "Галерка", что и скрином выше, муниципальные театры и музеи (в этот раздел шли также тексты от самого ДепКульта, кажется). Но! Самая первая новость в разделе про "Площадь культур" - это как раз о "Патефон Сквер". Так "переводилось" на понятный обывателю язык символическое название журнала. Возможно, это единственное оставшееся в Сети упоминание непосредственно семантики бренда. А "переехала к скаутам" - речь о нашей недолгой, но дружеской коллаборации с областной скаутской организацией. О ней я еще как-нибудь расскажу. :)
И вот этим летом мои - кстати, омские же! - друзья-айтишники подсказали, как можно с помощью информационного экзорцизма шаманских танцев с бубном реанимировать тот самый, древний портал «Культура.Омск» в том самом виде, каким он был перворождён летом 2001 года! Вот он, красавчик, вечно молод и вечно пьян! Полюбуйтесь! Это она, альфа, версия номер 1, первый городской ресурс с моим, «патефонским» контентом! («оживить» удалось лишь несколько страничек, где видна только небольшая часть моих материалов, но - прув есть!)
Октябрь 2001-го. К тому моменту портал "Культура.Омск" я уже сдал мэрии. На фото я за своим рабочим столом в офисе первого омского Информагентства в Интернете "До-Инфо", в команде которого я был с лета 2001-го года и на базе инфраструктуры которого в Сеть осенью того же года вышло ИА "Патефон Сквер". Фото
сделано в первый день запуска этого ИА.
(c) Кинес Кизиитов