2001-й: про портал Культура Омска

Nov 13, 2019 14:18


Сегодня я вам расскажу об еще одном суперэксклюзиве и невероятной анекдотичной ситуации из сетевой жизни уездного Энска на самой Заре Эры Интернета.

18 с хвостиком лет назад - в сентябре 2001 года я «сдал» свой первый профессиональный подряд в Интернете - портал «Культура Омска», созданный по запросу местной мэрии. Это была самая первая версия, первее не бывает: альфа, номер 1, созданная с абсолютного нуля. Насколько я помню, это вообще был первый онлайн-ресурс городских властей! Инертная провинциальная бюрократия еще долго - целых 6 лет! - после запуска портала будет присматриваться к Мировой Паутине, раскачиваться и нехотя, черепашьими шажками выходить в Сеть. Все эти годы сетевая инфраструктура городских ресурсов будет накручиваться, как на ось, на этот самый сайт тогдашнего ДепКульта, пока в конце 2007-го местные веб-мастера не перезальют новую, «современную», бету сайта с «актуальным» дизайном и традиционным для местной власти в конец зарегламентированным контентом.

Началась эта история летом 2001-го года. В те дни директора Омского драматического театра Бориса Мездрича - пожалуй, самого успешного и знаменитого театрального менеджера в истории города, - перевели в новосибирскую Оперу. Его супруга, уважаемый тележурналист и культурный обозреватель Елена Медведская, с которой мы когда-то работали в пресс-центре первого фестиваля телевизионных программ «Театр + ТВ» (названного в честь популярнейшего телепроекта 1990-х Екатерины Уфимцевой), тогда работала советником информдепартамента омской мэрии. Именно она добилась запуска первого сайта местного ДепКульта. «Движок» был готов, а вот материалы написать и выложить еще только предстояло. Удивительно, но именно меня, независимого журналиста и «неформального» самиздатчика (мой первый собственный медиа-проект - журнал о современной культуре «Патефон Сквер» - в те годы был абсолютной антитезой официозу и бюрократии городских СМИ), Елена пригласила продолжить работу над сайтом и его контентом, когда они с мужем собрались в Новосибирск. "У тебя есть всё, что нужно для этого проекта", - сказала она.



Вверху скриншота видна дата сохранения слепка сайта - август 2001 г. Снизу списка "новое на сайте" - самые первые, тестовые материалы, которые писала, кажется, еще Елена Медведская на стадии разработки структуры портала (в том числе о том самом фестивале). Начиная с материала "Другая Земля" и выше - мои статьи, половина из которых - публикации из первого номера "Патефон Сквер".

Первым делом, я выложил на сайт статьи - и фотографии! - из первого номера своего журнала. Так что впервые материалы из «Патефон Сквер» появились в онлайне именно на сайте омской мэрии - еще в августе 2001-го. А чуть раньше, в июле, я опубликовал там историю своего первого литературного объединения - знаменитого молодежного ЛитО «Другая Земля», отпочковавшегося от Союза Российских Писателей, где я несколько лет занимал пост зампредседателя (коллективом «другоземельцев» мы провели не один десяток мероприятий для местного ДепКульта, включая городские литературные фестивали и конкурсы, так что этом материал был для меня принципиальным). В течение нескольких месяцев я день за днем наполнял сайт «Культура.Омск» все новыми текстами об альтернативной культуре города: когда закончились статьи из «Патефон Сквера» и прочих самиздат-журналов и газет, в которых я ранее принимал участие, в ход пошли еще не изданные материалы. Надо было успеть «залить» на портал как можно больше статей!



Вверху скришота дата последнего слепка портала - в таком виде официальный сайт ДепКульта провисел до конца 2007 года, с моими, патефонскими статьями об альтернативной культуре города.

Так случился самый анекдотичный парадокс в этой цепочке событий, вряд ли возможный сегодня: сайт одного из самых зашоренных и патерналистских муниципалитетов страны, состоявший тогда из одного раздела «омская культура», был наполнен исключительно альтернативным контентом! Неформальное, андеграундное, неформатное творчество стало основой первого омского официального портала. Интервью с омскими авангардными художниками и их биографии, статьи о рок-музыкантах, непризнанных официальными инстанциями поэтах, подпольных деятелях и представителях молодежных субкультур, режиссерах экспериментальных театров, студиях контактной импровизации, хэппенинга и перфоманса, неформальных союзах и объединениях. Кстати, самой первой статьей, выложенной из журнал на этот портал, было интервью с замечательной художницей Лидией Заремба, писавшей всегда и исключительно картины в жанре ню - что может быть маргинальнее для "совкового" уездного Энска! Лида, кстати, была и одним из оформителей «Патефон Сквера», т.е. - еще и самиздатчиком! Так вот, в конце интервью Заремба, отвечая на вопрос о своих планах на будущее, говорит: «Я знаю, чего я НЕ хочу: не хочу быть членом Союза Художников» (спустя 15 лет она, предсказуемо, свои взгляды поменяла, но не в этом суть)…



Концовка интервью с Лидией Заремба ("я не хочу быть членом СХ"), где указан и первоисточник - журнал "Патефон Сквер", который к тому моменту еще даже не успел обрести собственную электронную версию! Первый номер журнала вышел в мае 2001 года, в июле я занялся этим порталом, в сентябре выложил статьи "Патефон Сквера" также на портале "Открытый Омск", а у самого журнала собственный сайт появится только к концу года.

Нигде в стране, я уверен, такого не было! (Экспериментальный проект Кириенко в Москве в 2000-м году не в счет - это был оффлайн-проект!) И нет до сих пор! Возможно, благодаря этому сайту Омск показался бы внешнему наблюдателю необычайно прогрессивным и продвинутым: ведь мэрия вдруг оказалась рупором самых прогрессивных, авангардных направлений во всех видах искусства, знатоком субкультур и молодежных течений! Впрочем, такого ушлого Внешнего Наблюдателя, интересовавшегося в те годы культурой Западной Сибири, да еще и пользовавшегося Интернетом, увы, в природе еще не существовало. Да и никакого «авангарда» местного муниципалитета, конечно, не было, всё было ровно наоборот: мэрия просто вообще не «просекала фишку», поэтому жесточайший контроль за традиционными бумажными СМИ еще не перекинулся на онлайн. Этот оксюморон продержался в Сети на удивление долго - лишь спустя 6 с лишним лет городские чиновники очухались и подчистую стерли «альфа-версию», полностью заменив ее как визуально, так и по контенту. И всё стало на свои места. Теперь сайт местного депкульта ничем не отличается от унылых страничек прочих бюрократических институций «нулевых» (как, собственно, и ресурсы областного минкульта, несмотря на внушительную разницу в бюджетах).



Вот так выглядит сайт мэрии и раздел ДепКульта сегодня. Контент поражает воображение!

Учитывая тот факт, что губернатор Полежаев году в 2003-2004 уже включил меня в свой знаменитый телевизионный «список нонграта», куда входила дюжина чересчур активных и узнаваемых, по высочайшему мнению, общественных деятелей Омска, которых более нельзя было пускать в эфир, этот сайт был моей отдушиной и забавлял самим фактом своего существования. Поэтому, когда в конце 2007-го произошла неожиданная перезаливка «беты», я, конечно, опечалился. Увы, поисковики перестали хранить кэш сайтов, а ссылки на тот ресурс остались лишь на архивном портале моих коллег и партнеров из «Открытого Омска» (но, конечно, «битые» ссылки, ведь сайт-то удален!), так что все эти 12 лет я думал, что больше никогда не увижу своё творение… Это был далеко не последний мой сайт (и даже, строго говоря, не первый - сайт издаваемой мною «корпоративной» газеты Научного Общества Учащихся с моими же статьями появился в Интернете еще в 1999-м), и все же, он был по-особенному дорог мне - своим смыслом, символом, памятником.



Самые первые "новости" на сайте ДепКульта ("Культура.Омск") на первый взгляд вполне себе традиционны: та же "Галерка", что и скрином выше, муниципальные театры и музеи (в этот раздел шли также тексты от самого ДепКульта, кажется). Но! Самая первая новость в разделе про "Площадь культур" - это как раз о "Патефон Сквер". Так "переводилось" на понятный обывателю язык символическое название журнала. Возможно, это единственное оставшееся в Сети упоминание непосредственно семантики бренда. А "переехала к скаутам" - речь о нашей недолгой, но дружеской коллаборации с областной скаутской организацией. О ней я еще как-нибудь расскажу. :)

И вот этим летом мои - кстати, омские же! - друзья-айтишники подсказали, как можно с помощью информационного экзорцизма шаманских танцев с бубном реанимировать тот самый, древний портал «Культура.Омск» в том самом виде, каким он был перворождён летом 2001 года! Вот он, красавчик, вечно молод и вечно пьян! Полюбуйтесь! Это она, альфа, версия номер 1, первый городской ресурс с моим, «патефонским» контентом! («оживить» удалось лишь несколько страничек, где видна только небольшая часть моих материалов, но - прув есть!)



Октябрь 2001-го. К тому моменту портал "Культура.Омск" я уже сдал мэрии. На фото я за своим рабочим столом в офисе первого омского Информагентства в Интернете "До-Инфо", в команде которого я был с лета 2001-го года и на базе инфраструктуры которого в Сеть осенью того же года вышло ИА "Патефон Сквер". Фото сделано в первый день запуска этого ИА.

(c) Кинес Кизиитов

Я, Цензура, Интернет, История, Общество, Патефон Сквер, Власть, Авангард, Субкультуры, Ищу работу, Поэзия, Культура, Стартапы, Память, Сибирь, Другая Земля, Публикации, Свобода, Театр, СМИ, Омск, Искусство

Previous post Next post
Up