Z (1969)

Oct 20, 2019 07:46

Ещё один оскароносный политический триллер, на этот раз с богатой предыстрией и прекрасным ёмким названием. Он настолько потряс академиков, что его впервые за всю историю премии включили и в общий список номинантов на лучшую картину. Потом, видимо, поняли, что тогда премия "За лучший фильм на иностранном языке" теряет смысл, и не стали награждать. В утешение вручили приз за лучший монтаж (хотя какой там монтаж; если только Монтан).



Что вызвало такой переполох? История, основанная на реальных событиях шестилетней давности. Ещё в 1963 году греческому оппозиционному депутату-коммунисту проломили голову, после чего следователь неожиданно для всех доказал причастность правительства к убийству. Это повлекло бунты и отставки, а в 1967 году власть снова захватила военная хунта. Тогда же французский грек Коста-Гаврас решил снять кино на волнующую его тему.

Пикантности придавал тот факт, что военный режим установился и действовал при активной поддержке США. Об этом как бы все знали, но как бы особо не говорили. Даже в фильме лишь вскользь упоминаются базы ЦРУ на территории страны. А вот оппозицию открыто прессуют как коммунистов: им внезапно октазывают в аренде помещений, провластные толпы срывают встречи с избирателями, устраивают драки, а полиция бездействует. Бунтари, в свою очередь, призывают к ядерному разоружению и "непротивлению злу насилием". До боли знакомая картинка.



Рассказывают об этом в первой части фильма, довольно сумбурной. У авторов вообще странное чувство юмора, которое проявляется, например, в комичных погонях и потасовках. Генералы изображены в виде глупых, нелепых солдафонов, при этом не брезгующих услугами откровенных мразей. Таких, как убийца - склизский лысеющий тип с мерзотной улыбкой, да ещё с педофильскими наклонностями, которые почему-то никого не беспокоят. Не знаю, кем он там был в действительности, но сцены, где персонаж подсаживается к мальчикам под аккомпанемент весёлой музычки, неприятны и смысловой нагрузки не несут.

Вторая половина более содержательная: следователь, начисто лишённый каких-либо эмоций, добросовестно берётся за дело и вгоняет в страх всех, включая генералов. Параллельно расследование ведёт прыткий журналист, сильно напоминающий Костика из «Покровских ворот», который всюду пролезает со своим фотоаппаратом. Он и следователь - вот настоящие герои фильма, а не депутат в исполнении Ива Монтана, которого убивают в первые 20 минут.



В целом картина вышла динамичной. Не сказать, чтобы сильно оригинальной: Михаил Калатозов, например, ещё в 1950 году снял «Заговор обречённых» о попытке точно такого же военного переворота в Румынии, организованной США после отказа от Плана Маршалла. Иначе как "пропагандой" его с тех пор, естественно, не называли. А ведь ещё шёл 1969 год, когда всем миром песочили Советский Союз за ввод войск в Чехословакию...

Но тут Запад словно прорвало: все кинулись на защиту греческих коммунистов. Целая россыпь призов, от "Оскаров", Каннов и "Глобуса" до наград пожиже. Фильм с успехом прошёл по экранам, собрал хорошую кассу и восторженную критику. Что это было: искреннее негодование леваков или попытка пустить миру пыль в глаза? Как знать. Но только свергли хунту лишь в 1974 году, и то после ряда внутреполитических кризисов и вторжения турков на Кипр.

кинолента, история, двойные стандарты

Previous post Next post
Up