Цель - Сиануквиль
Южнее, в дельте Меконга, командующему 2-м корпусом генералу Нгуен Хыу Ану, готовящемуся нанести удар по первоочередным целям, требовалось решить несколько проблем.
Прежде всего, его корпус получил двойственную задачу: поддержать наступление ВО-9 в северном направлении на Пномпень и в то же время наступать на запад, к южному побережью Камбоджи, чтобы «освободить» Кампот, объединиться с силами флота и поддержать высадку морского десанта на юго-восточном побережье и помочь в захвате Сиануквиля, единственного камбоджийского глубоководного морского порта. Генерал Ан предпочел бы прямой путь к Кампоту и Сиануквилю, наступая прямо на запад вдоль идущей по побережью автострады.
Однако, чтобы прикрыть правый фланг ударной группировки ВО-9, генерал Ан отдал 2-му корпусу приказ нанести сперва удар в северном направлении на Чук, районный город на Автостраде №3, в сорока километрах к северу от города Кампот. Оттуда корпус должен был развернуться на юго-запад, чтобы наступать вдоль шоссе на Кампот. Вдобавок, генералу Ану было приказано придержать 304-ю дивизию в качестве оперативного резерва для поддержки наступления на Пномпень. Таким образом, у генерала Ана для ведения собственного наступления оставалось только две дивизии: входящая во 2-й корпус 325-я дивизия и переподчиненная ему 8-я дивизия из состава ВО-9.
Вторая проблема генерала Ана была связана с первой. Из составлявших три дивизии корпуса девяти пехотных полков генерал Ан мог положиться только на четыре. 8-я дивизия была соединением ВО-9. Для Ана эта дивизия была величиной неизвестной, и она не имела абсолютно никакого опыта общевойсковых операций с участием механизированных частей. Вдобавок, собственную 325-ю дивизию из 2-го корпуса за предыдущий год раздергали на части. В мае 1978 года 18-й полк вывели из состава дивизии и отправили на юг в подкрепление вьетнамским войскам, сражавшимся в дельте Меконга. 101-й полк дивизии по-прежнему находился в Лаосе, сражаясь с не желающими сдаваться повстанцами. Пришедшие им на замену полки, 111-й и 18B, были сформированы только два месяца назад, состояли целиком из «зеленых» новобранцев, а командный состав был толпой офицеров и унтер-офицеров, собранных со всей армии - людей, никогда до сих пор не работавших вместе. Только 95-й полк 325-й дивизии и три полка закаленной 304-й дивизии обладали умениями, опытом и боевой слаженностью, необходимыми для предстоящей трудной задачи.
Решение генерала Ана было словно позаимствовано прямо из учебников для американских командиров и штабных офицеров. Он передал 24-й полк из состава 304-й дивизии в 325-ю, а новый и неопытный 111-й полк из 325-й дивизии передал вместо него в 304-ю. Таким образом, и у 325-й, и у 304-й дивизии оказалось по два обученных, закаленных полка, и обе дивизии можно было эффективно использовать в наступательной операции совместно с механизированными частями. Два других полка этих дивизий и подчиненную корпусу 8-ю дивизию предполагалось использовать в основном для зачистки и охранных задач.
5 января, после того, как ударная группа ВО-9 двинулась на Такео, 325-я дивизия начала передвигаться на северо-запад. Войска «красных кхмеров», возглавляемые фанатичным командующим Юго-Западной зоной Та Моком, окопались в деревне Тукмеас, возле Автострады №16, на середине пути от границы до Чука. Чтобы разбить оборону кхмеров и захватить район Тукмеас, 325-й дивизии потребовалось два полных дня боев, вплоть до вечера 6 января. Тем временем генерал Ан направил 8-ю дивизию на запад, чтобы овладеть районным центром Кампонгтрах на перекрестке с идущей вдоль побережья автострадой.
Не изменяя репутации боевого командира, управляющего войсками с передовой, утром 7 января генерал Ан лично возглавил наступающий в авангарде полк, 24-й. Ан вел колонну на ее полном опасностей пути от деревни Тукмеас до Чука по необорудованной грязевой дороге через равнинные, открытые рисовые поля. Вьетнамские тяжелые танки, грузовики и артиллерийские орудия с трудом преодолевали узкую дорогу, и колонна несколько раз подверглась нападениям из засад. В этих атаках была потеряна часть грузовиков и орудий, и собственное штабное подразделение Ана понесло некоторые потери, при этом в результате одной из засад кхмеры уничтожили фургон командной радиосвязи, что временно отрезало Ана от остальной колонны. Ударная группировка достигла Автострады №3 во второй половине дня 7 января. К вечеру того же дня войска генерала Ана разбили камбоджийскую дивизию, оборонявшую Чук, и овладели городом.
Тем временем ударная группировка ВО-9 встретилась в Такео с мощным сопротивлением. Войска завязли, пытаясь прорваться через столицу провинции. 6 января 304-я дивизия, находившаяся в резерве возле вьетнамской границы, была приведена в боевую готовность. Если бы войска ВО-9 не сумели 7 января достичь Пномпеня, на следующий день 304-я дивизия была бы направлена в Такео, чтобы прорваться через город и взять Пномпень. Однако захват Пномпеня 4-м корпусом 7 января высвободил дивизию для нового назначения. 8 января, когда генерал Ан и 325-я дивизия пробивали себе путь на юго-запад вдоль Автострады №3 к городу Кампот, генерал Ле Дык Ань санкционировал разворот 304-й дивизии на запад, с тем, чтобы помочь остальному 2-му корпусу в его наступлении для «освобождения» провинции Кампот и содействовать в захвате Сиануквиля. У генерала Аня не было особого выбора - проводимая флотом десантная операция столкнулась с очень серьезными проблемами.
После того, как на острове Фукуок, находящемся на расстоянии двадцати-тридцати километров от береговой линии камбоджийской провинции Кампот, был развернут командный пункт флота, 4 января 1979 года возле острова сосредоточились две эскадры крупнейших боевых кораблей вьетнамского флота (включая несколько трофейных американских больших сторожевых кораблей, захваченных в 1975 году, и два советских сторожевых корабля проекта 159) и большое число небольших сторожевых катеров. Корабли вьетнамского флота доставили на Фукуок 126-ю и 101-ю бригады морской пехоты. Остров должен был стать районом сосредоточения для высадки морского десанта. Два дивизиона дальнобойных орудий, способных вести огонь почти на тридцать километров, развернули на северной оконечности Фукуока и на другом занятом вьетнамцами островке на небольшом расстоянии от побережья. Оттуда артиллерия должна была поддерживать десантную операцию.
Вечером 5 января передовой штаб флота на Фукуоке получил из сайгонского штаба операции окончательные приказы на наступление. Вечером 6 января, через несколько часов после наступления темноты, 126-я бригада должна была двинуться к берегу в районе пляжа у подножия горы Бокор, находящийся возле середины прибрежного шоссе, связывающего город Кампот и Сиануквиль. Четыре крупных корабля 1-й эскадры флота должны были осуществить ложную атаку на порт Сиануквиль, чтобы связать войска «красных кхмеров» боем, в то время как остальные боевые корабли оказывали бы десанту огневую поддержку и прикрывали бы транспорты от возможной атаки кораблей камбоджийских ВМС.
Сразу после заката вечером 6 января, как только десантные суда и под покровом темноты устремились к пляжу, небольшое подразделение из восьмидесяти семи отборных вьетнамских саперов, скрытно высадившееся предыдущей ночью, выскочило из укрытия, атаковало и захватило камбоджийскую артпозицию, прикрывавшую пляж. Корабли открыли огонь, а два дивизиона 130-мм орудий принялись забрасывать снарядами вражеские огневые позиции и ключевые перекрестки дорог. Из Реама и других маленьких гаваней вдоль побережья выходили небольшие канонерки уступающего и числом, и огневой мощью камбоджийского флота, и более крупные вьетнамские корабли немедленно их обстреливали. Все суда кхмеров были потоплены или отступили, но и один из вьетнамских кораблей был поврежден, а многие из членов его экипажа ранены или убиты.
Морской десант - один из самых сложных видов современных наступательных операций, и вьетнамцы в этой игре были пока новичками. Когда десантные катера добрались до пляжа, солдаты обнаружили, что для того, чтобы достичь твердой земли, нужно еще преодолеть широкую илистую отмель. Хотя в эту ночь удалось высадить три батальона морской пехоты и все ее плавающие танки и бронетранспортеры, на побережье не вышло выгрузить ни одну автомашину, а еще три батальона морской пехоты, высадка которых была назначена на эту же ночь, пришлось отвести от пляжа и ждать лучших условий для высадки.
План предусматривал, что морские пехотинцы будут наступать крупной группировкой вдоль прибрежной автострады и захватят два ключевых моста и перекресток Веальрэнь, ведущие на полуостров Кампонгсаом. Авангарду предписывалось остановиться на перекрестке и ждать, пока из тыла подойдут подкрепления. Однако морпехи всех стран известны своей решительностью, не всегда оправданной, и вьетнамская морская пехота в этом плане, очевидно, ничем не отличалась. Несмотря на то, что до пляжа добралась только половина личного состава и ни одного грузовика, тамошний командир сформировал небольшую батальонную тактическую группу, разместил солдат на броню двенадцати танков и бронетранспортеров, и перед самым рассветом устремился вперед по дороге. Камбоджийские солдаты, встречавшиеся по пути, разбегались в джунгли. Воодушевленный отсутствием сопротивления, энергичный командир вместо того, чтобы в соответствии с приказом остановиться у перекрестка и ждать подкреплений, продолжил двигаться к порту Сиануквиль. В итоге произошло неизбежное. Вскоре после полудня кхмеры нанесли по колонне мощный контрудар. Авангард сражался и всю ночь, и весь следующий день - 8 января. Отрезанное и лишенное поддержки подразделение понесло крайне высокие потери и было практически уничтожено.
Отчаянно стараясь выручить окруженный авангард, флот запросил авиаподдержку. Удары с воздуха должны были сковать действия кхмеров, пока моряки судорожно пытались высадить на берег остальную часть десанта, чтобы те могли направиться вперед по сиануквильскому шоссе. Однако высадка шла очень медленно. 7 января к сумеркам до пляжа добрались еще три батальона 126-й бригады и два батальона 101-й бригады, но автомашины удалось выгрузить на берег только на следующий день, 8 января.
Генерал Нгуен Хыу Ан провел 8 января, наступая вместе с 24-м полком по дороге от Чука на город Кампот, пытаясь соединиться с морской пехотой. Однако войскам нужно было преодолевать труднопроходимую местность и горный перевал, а кхмеры оказывали упорное сопротивление. Войска генерала Ана добрались до Кампота только на следующий день, а окончательно захватили город только к часу дня 9 января. 304-я дивизия, которая двигалась вдоль прибрежной автострады, и большую часть маршрута которой уже зачистила 8-я дивизия, прибыла в город Кампот несколько часов спустя.
Поскольку 304-я дивизия была еще свежей, генерал Ан приказал ей как можно быстрее выдвигаться на помощь морской пехоте и для захвата Сиануквиля. 66-й полк дивизии, возглавляемый подразделением бронетранспортеров М-113, и следующий за ним 9-й полк устремились в ночь.
К рассвету 10 января 66-й полк соединился с морскими пехотинцами, которые до сих пор не сумели добраться до Сиануквиля и стояли на подходе к городу-порту, готовые к бою. 9-й полк оставался пока далеко позади: его задержал развалившийся мост, не выдержавший веса одного из передовых танков полка. Не повторяя ошибок морпехов, 66-й полк сначала закрепился на высотах вокруг города, и лишь затем начал скоординированное наступление, поддержанное подразделениями морской пехоты. Тем же утром, в 7:45 на передовой командный пункт 2-го корпуса прилетел на вертолете генерал Ле Дык Ань, чтобы руководить решающим наступлением, но он опоздал. Наступление уже началось, и вскоре после 8:00 утра Сиануквиль был в руках вьетнамцев. Когда несколько часов спустя прибыли 9-й полк 304-й дивизии и танки 203-й танковой бригады, их направили для удара на порт Реам в пятнадцати километрах к востоку от Сиануквиля. Вьетнамские корабли вошли прямо в его доки, и при поддержке корабельной артиллерии вьетнамцы овладели Реамом вскоре после полудня.