СКАЗАНИЕ О ПЯТИ ГЕНЕРАЛАХ: ВЬЕТНАМСКОЕ ВТОРЖЕНИЕ В КАМБОДЖУ. Часть 2

Dec 27, 2016 09:19

Цель - Пномпень
После того, как камбоджийские войска, вторгнувшиеся на вьетнамскую территорию, оказались уничтожены, «красные кхмеры», находящиеся в полосе действий 4-го вьетнамского корпуса, отступили от границы. Они выстроили новую линию обороны с севера на юг, поперек западного края «Клюва попугая» - длинного выступа камбоджийской территории, глубоко вклинивающегося во Вьетнам между Тэйнинем и дельтой Меконга. За минувшие годы ожесточенные бои и череда кровавых чисток, проведенных по приказу параноика Пол Пота, повыкосили располагающиеся здесь камбоджийские войска. Однако, несмотря на подорванный боевой дух, «красные кхмеры» продолжали оказывать упорное сопротивление.
От генерала Хоанг Кама ожидали лобовой атаки вдоль Автострады №1, но вместо этого он направил 7-ю дивизию к северу от Автострады №1, где она должна была ударить по центру камбоджийской обороны. Прорвав оборону кхмеров в районе коммуны Доунса, дивизия должна была направиться на юго-запад в направлении Автострады №1, оказавшись западнее столицы провинции Свайриенг и обойдя ее с тыла. Это разбивало всю линию обороны кхмеров вдребезги и открывало дорогу на Пномпень. 7-я дивизия при поддержке пятнадцати танков и других бронемашин, а также американских (т.е американского происхождения - прим.ред) 105-мм и 155-мм гаубиц, начала наступление утром 1 января. Столкнувшись с мощным сопротивлением, дивизия завязла в районе Доунса возле моста и линии больших земляных валов на рисовых полях, где солдаты «красных кхмеров» окопались. Лишившись двух танков и понеся «тяжелые» потери в личном составе, 7-я дивизия к концу дня по-прежнему пребывала в состоянии «застряла у Доунса».
В тот же вечер Хоанг Кам приказал дивизии ввести в дело резервы и на следующий день атаковать с удвоенной силой. Заместитель командующего корпусом так объяснял командиру 7-й дивизии замысел генерала Кама: «Если мы раздробим линию «Автострада №10 - Доунса», противник отойдет и начнет стратегическое отступление. Это даст нам возможность наступать и добиться полной победы. Если линия «Автострада №10 - Доунса» падет, силы противника на северо-востоке и юго-западе также будут вынуждены отступить».
Утром дивизия возобновила атаку, на этот раз задействовав все три своих полка. Несмотря на ливень артиллерийских снарядов и поддерживающие наступление авиаудары, продвижение оставалось медленным и стоило больших потерь. Стоило наступающим захватить одну линию земляных валов на рисовых полях, как их немедленно поражал огонь окопавшихся камбоджийцев, держащих оборону за следующей линией. Но к тому моменту, когда опустилась темнота, несмотря на то, что 7-я дивизия все еще не захватила мост возле Доунса, она продвинулась достаточно, чтобы Пол Поту и его военачальникам стало ясно, что дело запахло керосином.
2 января во второй половине дня вьетнамская разведка перехватила камбоджийскую радиопередачу, приказывающую войскам, обороняющимся к востоку от Меконга, отступить и удерживать паромную переправу у Неаклуонга, где, всего в 60 километрах от Пномпеня, Автострада №1 пересекает Меконг. Хоанг Кам немедленно приказал всему корпусу наступать. Однако, отводя основные силы, «красные кхмеры» оставили для прикрытия ряд подразделений, чье фанатичное сопротивление должно было задержать вьетнамцев настолько, насколько возможно. Из-за этой тактики, а также из-за того, что 4-му корпусу не хватало грузовиков для перевозки личного состава и значительной части вьетнамских солдат приходилось идти пешком, темп наступления замедлился. 7-я дивизия захватила, наконец, мост у Доунса только днем 3 января, а добраться до неаклуонгской паромной переправы дивизия смогла только вечером 5 января. Во второй половине следующего дня к Неаклуонгу прибыла 341-я дивизия 4-го корпуса.
Продвижение вьетнамцев вызвало среди предводителей «красных кхмеров» волну паники. Вечером 2 января был отдан приказ немедленно эвакуировать в Баттамбанг ключевые правительственные подразделения, китайское посольство и принца Камбоджи Нородома Сианука, находившегося с 1975 года под домашним арестом. 3 января, после поспешного переезда в Баттамбанг, «красные кхмеры» заново оценили ситуацию и сочли, что, возможно, сумеют в итоге удержать оборону. 4 января правительство, китайское посольство и Нородом Сианук вернулись в Пномпень.
Чем руководствовался Пол Пот, принимая стратегическое решение отвести войска на дальний берег Меконга, было совершенно очевидно. Река, ширина которой в районе крупнейших переправ составляет километр и более, образовывала естественную преграду поразительных масштабов. Оставив часть войск для обороны паромных переправ у Кампонгтяма и Неаклуонга и сосредоточив значительные силы на юге, на пути у ударной группы ВО-9, которая могла добраться до столицы, не переправляясь через Меконг, «красные кхмеры» еще могли не пустить вьетнамцев к Пномпеню.
В городе Кампонгтям остатки отступающих камбоджийских подразделений объединились с подкреплениями, присланными из Пномпеня. Камбоджийская пехота окопалась вдоль западного берега реки и обустроила пулеметные и минометные позиции, с которых она могла обрушить на все лодки, которые попытаются пересечь реку, яростный огневой вал. Дальше в глубине ожидали наступления камбоджийские танки и БТР, а к западу от города были оборудованы артпозиции для 122-мм, 105-мм и 155-мм орудий, которые могли оттуда поражать и вьетнамские войска, сосредотачивающиеся на другой стороне Меконга, и всех, кто попытается переправиться.
Генерал Ким Туан и штаб 3-го корпуса лихорадочно пытались выработать план, который позволил бы переправиться через реку и затем наступать на юг, на Пномпень. Командующий операцией Ле Тронг Тан предвидел такие осложнения, поэтому заранее придал 3-му корпусу дополнительную инженерную бригаду, оснащенную советским оборудованием для преодоления водных преград. С помощью моторизованных паромов, моторных лодок и понтонных мостов 7-й и 249-й инженерных бригад 64-й полк 320-й дивизии и группа плавающих танков и БТР должны были форсировать реку и очистить город на противоположном берегу. Затем ударная группа 3-го корпуса (полк 10-й дивизии и части 273-й танковой бригады) должны были переправиться через реку и наступать на Пномпень.
Вечером 5 января небольшой отряд разведчиков, саперов и пехоты попытался скрытно переправиться на противоположный берег, чтобы создать там плацдарм. Камбоджийцы сорвали эту попытку: едва вьетнамцы спустили лодки на воду, на них обрушился огонь минометов и тяжелой артиллерии. Генерал Ким Туан решил сокрушить обороняющихся чистой огневой мощью.
Утром 6 января, с первыми лучами солнца, корпусные и дивизионные орудия, зенитные пушки (десять 37-мм и 57-мм пушек 234-й бригады зенитной артиллерии), минометы, безоткатные орудия и танки открыли огонь по камбоджийским позициям на противоположной стороне реки, усеяв снарядами все побережье. После продлившегося час артобстрела, под прикрытием дымовой завесы от восточного берега стартовали десантные катера, перевозящие пехотный батальон. Хотя многие катера были поражены огнем, на противоположном берегу удалось захватить плацдарм. Рота плавающих танков пересекла реку и, оказавшись на берегу, по широкому фронту двинулась в сторону города. Далее переправились еще два пехотных батальона. К 8:30 утра город Кампонгтям был очищен от противника.
Во второй половине дня группировка, выделенная для удара на Пномпень - 28-й полк 10-й дивизии и приданные ему подразделения обеспечения, в общей сложности 120 единиц техники, начали переправу. На рассвете 7 января ударная группировка, возглавляемая шестью плавающими танками и некоторым количеством американских бронетранспортеров М-113, двинулась на Пномпень. Прорвавшись через несколько засад кхмеров и во второй половине дня форсировав с боем реку Тонлесап, 28-й полк вышел к окрестностям Пномпеня после наступления темноты и двинулся вперед, в город.
После наступления по Автостраде №1 передовое соединение 4-го корпуса, 7-я дивизия прибыла к неаклуонгской паромной переправе ближе к концу дня 5 января. Попытка скрытно переправить солдат на другой берег под покровом темноты провалилась, поэтому командир 7-й дивизии принял решение форсировать реку с боем и влезть вражеской обороне прямо в пасть. На следующее утро под прикрытием огня тяжелой артиллерии войска 165-го полка 7-й дивизии при поддержке батальона ЕФНСК преодолели реку на двадцати специализированных десантных катерах, чтобы захватить плацдарм на западном берегу. Форсирование шло тяжело, и очистить западный берег неаклуонгской паромной переправы удалось только ближе к вечеру 6 января.
В отличие от действовавшего у Кампонгтяма 3-го корпуса, усиленного целым инженерным полком, специализирующимся на преодолении водных преград, 4-й корпус располагал только теми ограниченными моторизованными плавсредствами, которые имелись у его 25-й инженерной бригады. Командующий корпусом генерал Хоанг Кам понимал, что для того, чтобы быстро перевезти через реку грузовики, танки и бронемашины и начать наступление на Пномпень, которое предписывалось корпусу следующим утром, у него не хватит техники.
Ле Чонг Тан предвидел и эту проблему, и у него был наготове план для ее решения. В нижней дельте Меконга, аккурат на границе, стояло наготове оперативное объединение вьетнамского флота. В середине дня 6 января, пока передовые части 4-го корпуса бились за плацдарм у Неаклуонга, флотская 811-я флотилия патрульных катеров (оснащенная пятнадцатью американскими катерами типа PGM и PCF) и 962-й полк морских транспортов (с девятнадцатью десантными катерами типа LCM, перевозящими спецназовцев из 113-го саперного полка) пошли по Меконгу на север, в Камбоджу.
Прорвавшись через несколько засад кхмеров (для этого приходилось высаживать находящихся на борту саперов, чтобы те разгромили камбоджийские огневые позиции на берегу), конвой прибыл к Неаклуонгу за несколько часов до полуночи. Несмотря на темноту, десантные суда немедленно принялись за дело, перевозя через реку танки, бронетранспортеры, артиллерийские орудия, грузовики и личный состав.
На следующий день, 7 января 1979 года, рано утром ударная группа 7-й дивизии (141-й пехотный полк, 2-й батальон 26-й танковой бригады и 2-й батальон ЕФНСК) двинулись по дороге на Пномпень. Оставшиеся части 7-й дивизии вместе с танковыми и артиллерийскими подразделениями 4-го корпуса следовали за ними. Замыкал боевой порядок 4-го корпуса 273-й полк 341-й дивизии. По пути к Пномпеню наступающие войска встречали лишь разрозненное сопротивление.
Встретившись с камбоджийским принцем Нородомом Сиануком вечером 5 января, Пол Пот говорил ему, что «красные кхмеры» выиграют войну всего за несколько месяцев. На следующий день Сианук вылетел из Пномпеня на китайском реактивном самолете. В тот же день, узнав, что вьетнамцы переправились в двух местах через Меконг, правительство «красных кхмеров» начало эвакуацию города. Китайское посольство и все китайские советники покинули Пномпень вечером 6 января. Сам Пол Пот вылетел из города на вертолете рано утром 7 января.
Пока 4-й корпус подходил к городу с юго-востока, остатки правительства «красных кхмеров» и размещенных в Пномпене войск бежали из столицы. На запад хлынул поток поездов, грузовиков и пеших людей. Ударная группировка 3-го корпуса, наступавшая с севера, не успела прибыть вовремя и воспрепятствовать их отходу.
К полудню 7 января войска 4-го корпуса заняли здание камбоджийского генерального штаба и королевский дворец. Вскоре после наступления темноты войска 4-го корпуса соединились с ударной группировкой 3-го корпуса на северных окраинах города.
Previous post Next post
Up