Наступление вокруг великого озера
После захвата Пномпеня в 3-м корпусе генерала Ким Туана осталось только три дивизии, поскольку ранее подчиненная ему 302-я дивизия была направлена на север для помощи в зачистке провинции Кратьэх. Утром 8 января, на следующий день после падения столицы, Ким Туан рекомендовал штабу операции задействовать его корпус для добивания камбоджийских подразделений в провинции Кампонгтхом, к северу от Пномпеня, или в провинции Кампонгчнанг к северо-западу. Однако у командующего операцией Ле Чонг Тана было для корпуса Ким Туана более амбициозное задание. Генерал Тан приказал Туану выслать одну из дивизий для молниеносного наступления вокруг всей оконечности Тонлесап, обширного озера к северо-западу от Пномпеня, насчитывающего более 100 километров в длину и порядка 50 в ширину.
Для этой трудной задачи Ким Туан выбрал 10-ю дивизию. Оставив 320-ю и 31-ю дивизии вести операции по зачистке, генерал Туан приказал 28-му полку 10-й дивизии, только что прибывшему к северным окраинам Пномпеня, развернуться и двигаться туда, откуда он пришел. Полк должен был занять перекресток на Автостраде №6 к востоку от столицы провинции Кампонгтхом. 24-му полку 10-й дивизии было приказано совершить марш по Автостраде №6 и занять город Кампонгтхом. Когда дорога будет свободна, ударная сила дивизии, 66-й полк - тот самый 66-й полк, сражавшийся в 1965 году с американской 1-й аэромобильной дивизией в кровопролитной битве в долине Йа-Дранг - должен был пройти через боевые порядки двух соседних полков и наступать прямо на город Сиемреап на северо-западном краю озера Тонлесап.
(Во вьетнамской армии было два 66-х полка, а также два 24-х полка. Второй 66-й полк был частью 304-й дивизии 2-го корпуса. Точно так же, один из двух 24-х полков входил в состав 10-й дивизии, а другой был частью 304-й дивизии. - прим. авт.)
К полудню 9 января город Кампонгтхом и перекресток на Автостраде №6 были под контролем вьетнамцев. Погрузившись на тридцать шесть автомашин и в сопровождении танков, бронетранспортеров, артиллерии и зенитных орудий, 66-й полк в 6:00 вечера начал выдвижение. Гарнизоны вражеских блокпостов удавалось заставать врасплох и сокрушать их быстротой и мощью удара, и за первые два часа наступления колонна покрыла почти сто километров. Когда она продолжала путь на северо-запад, в направлении Сиемреапа, сбоку, с проселочной дороги, прямо в середину вьетнамской колонны въехал крупный конвой камбоджийских грузовиков с солдатами.
В ночной темноте кхмеры, отступавшие на Сиемреап, приняли вьетнамскую колонну за бегущих из Пномпеня камбоджийцев и попросту присоединились к ней, перемешавшись с вьетнамскими машинами. Когда обе стороны, наконец, поняли, кто есть кто, разразилась кошмарная перестрелка. В продлившейся час схватке камбоджийский конвой, уступающий вьетнамцам в числе и огневой мощи, был разгромлен, а все двадцать три автомашины кхмеров захвачены или уничтожены.
Вьетнамская колонна прибыла к городу Сиемреап с первыми лучами солнца 10 января. Обороняющихся «красных кхмеров» полностью застигли врасплох, и они разбежались во все стороны. За несколько часов полк овладел Сиемреапом и легендарным храмовым комплексом Ангкор-Ват к северу от города. До наступления сумерек в свежезахваченный город прибыли 24-й полк 10-й дивизии и 5-я дивизия из состава ВО-7.
На следующее утро 24-й полк проехал еще на сто километров вперед и занял районный центр Сисопхон на перекрестке Автострады №5 и Автострады №6, менее чем в 50 километрах от тайской границы. Передав город 5-й дивизии, рано утром 12 января из Сисопхона выдвинулась объединенная тактическая группа, состоящая из 24-го полка, батальона из состава 66-го полка, роты бронетранспортеров М-113, артиллерии и зенитных орудий. Она направилась на юго-восток от города вдоль Автострады №5, чтобы нанести удар по «красным кхмерам», сосредотачивающимся в городе Баттамбанг. Прорвавшись через несколько блокпостов и обойдя несколько разрушенных мостов, вьетнамцы достигли Баттамбанга и захватили его еще до конца дня.
Тем временем бегущие «красные кхмеры» начали перегруппировываться в районе Пурсата, находящегося на Автостраде №5 в более чем 100 километрах к юго-западу от Баттамбанга. Вьетнамские войска, наступавшие вдоль автострады от Пномпеня, доложили, что возросшее сопротивление камбоджийцев к югу от Пурсата замедляет их продвижение. Генерал Ким Туан приказал 10-й дивизии атаковать кхмеров с тыла.
Днем 13 января 66-й полк в сопровождении бронетехники и некоторого контингента ЕФНСК выехал в сторону Пурсата. Двадцать четыре часа спустя, днем 14 января, 66-й полк начал атаку на город. Под огнем и с фронта, и с тыла сопротивление «красных кхмеров» быстро распалось. В результате продлившегося меньше часа сражения 66-й полк занял Пурсат. Позднее в тот же день, в нескольких километрах к югу от Пурсата, 66-й полк соединился с войсками вьетнамского ВО-9, наступавшего с юго-востока.
Всего за шесть дней (9-14 января) оперативно-тактическая общевойсковая группа 3-го корпуса, выстроенная вокруг 10-й дивизии, проехала более 400 километров, приняла участие в десятках сражений и захватила четыре крупных города. Даже в войне против стремительно распадающейся армии «красных кхмеров» это было поистине впечатляющее достижение.
Заключение
Война еще отнюдь не закончилась, но завоевание Камбоджи было по существу завершено. В полдень 17 января, после двух дней мощных авиаударов, которые наносили трофейные американские истребители-бомбардировщики F-5, и трехчасовой артподготовки, проведенной боевыми кораблями, восемь батальонов морской пехоты и приданный батальон из 304-й дивизии осуществили масштабный морской десант на город Кахконг и близлежащий остров Кахконг на юго-западном побережье Камбоджи неподалеку от тайской границы. Несмотря на спорадическое мощное сопротивление, к концу дня город и окрестности были захвачены.
Отрезанные, лишенные какого-либо источника для пополнения припасов, многие подразделения «красных кхмеров» в холмах и джунглях провинций Кампот, Кампонгспы, Кампонгчнанг, Пурсат и Такео продолжали сопротивляться. Войска 2-го, 3-го и 4-го корпусов вместе с силами ВО-9 вели длительную и ожесточенную борьбу, в которой задействовали танки и тяжелую артиллерию. Хотя вьетнамские подразделения периодически несли значительные потери, конечный итог не вызывал сомнений. К марту 1979 года остатки армии «красных кхмеров», не считая скрывающихся в сельской местности разрозненных банд, были вытеснены в удаленные горные джунгли, тянущиеся вдоль юго-западной границы Камбоджи с Таиландом. Вьетнамские войска начали сосредотачиваться в Баттамбанге, чтобы одним крупным наступлением уничтожить этот последний бастион «красных кхмеров».
17 февраля 1979 года более 600 000 китайских солдат начали массированное наступление через северную китайско-вьетнамскую границу на всем ее протяжении. Хотя вьетнамцы достигли цели и свергли режим «красных кхмеров» прежде, чем китайцы успели им помешать, основная масса вьетнамской армии, включая три из четырех стратегических армейских корпусов (2-й, 3-й и 4-й) все еще воевали в Камбодже. «Красные кхмеры» еще не были разгромлены, а теперь войска, закаленные войска требовались на китайской границе, в помощь вьетнамскому оборонительному приграничному рубежу, который удерживали в основном территориальные войска, ополчение и неопытные, свежесформированные дивизии. Во всем северном Вьетнаме оставалось лишь пять ветеранских дивизий, и три из них, элитный северовьетнамский 1-й корпус, держали в резерве с тем, чтобы ввести в бой, только если китайцам удастся прорваться и создать угрозу жизненно важной дельте реки Хонгха и Ханою.
27 февраля, через десять дней после начала китайского вторжения, генерал Нгуен Хыу Ан и его 2-й корпус получили приказ как можно быстрее передислоцироваться в приграничный с Китаем район. Передав свою зону ответственности другим подразделениям, корпус умчался на север, к находящейся за 2000 километров китайской границе. В середине марта, совсем незадолго до того, как китайцы завершили вывод войск с вьетнамской территории, части 304-й дивизии 2-го корпуса успели вступить в бой с китайскими силами в провинции Каобанг. Вскоре после этого генерал Ан покинул 2-й корпус и был переведен на пост заместителя генерального инспектора вооруженных сил. Ан окончательно уволился из армии в 1992 году.
Генерал Ле Чонг Тан оставил руководство камбоджийской операцией и вернулся в Ханой, где продолжил исполнять свои обязанности на посту начальника генерального штаба и руководил обороной северной границы Вьетнама. Генерал Тан занимал этот же пост вплоть до наступившей в 1986 году внезапной и, как некоторые говорят, загадочной смерти посреди крупного кризиса в руководстве вьетнамских вооруженных сил.
Генерал Ле Дык Ань, генерал-политкомиссар, продолжил руководить операциями в Камбодже. В 1981 году он был назначен командующим всеми вьетнамскими «добровольческими» силами в Камбодже. Он прослужил на этом посту до 1987 года, когда, в результате кризиса 1986 года в армейском руководстве, после смерти или вынужденной отставки трех других генералов, одним из которых был Ле Чонг Тан, Ань стал министром обороны. В 1992 году Ле Дык Ань достиг вершин власти, став главой вьетнамского государства.
Генерал Хоанг Кам сдал командование 4-м корпусом через несколько месяцев после вторжения в Камбоджу. Два года прослужив под началом Ле Дык Аня в качестве заместителя командующего вьетнамскими силами в Камбодже, а затем четыре года на должности командующего военным округом в центральном Вьетнаме, он стал генеральным инспектором вооруженных сил. Генерал Кам служил на этом посту до своей отставки в 1992 году.
Ким Туан, командующий 3-м корпусом, не разделил счастливой судьбы коллег. 13 марта 1979 года генерал Туан передислоцировал штаб 3-го корпуса вперед, в город Баттамбанг, чтобы оттуда спланировать наступление против остатков полпотовской армии, сосредоточившихся возле тайской границы в юго-западной Камбодже. Три дня спустя генерал выехал из Баттамбанга в Сиемреап для штабного совещания. В сорока километрах к северу от города Баттамбанг конвой Туана попал в крупную засаду «красных кхмеров». Большая часть крупного конвоя была разгромлена, а генерал Ким Туан серьезно ранен. Он скончался на следующий день, 17 марта 1979 года. Три месяца спустя, в июне 1979 года, 3-й корпус покинул Камбоджу и был переброшен на север для помощи в обороне китайской границы.
К концу года наступление, которое перед гибелью планировал Ким Туан, заставило все крупные подразделения «красных кхмеров» бежать из их горных крепостей в юго-западной Камбодже. Но армия «красных кхмеров» еще не была уничтожена. Она бежала через границу, в Таиланд, где зализывала раны, отдыхала и получала снаряжение и припасы для новых сражений в затяжной партизанской войне. Еще десять лет, пока вьетнамцы работали над формированием, оснащением и обучением новой камбоджийской армии, вьетнамские подразделения в Камбодже сражались с «красными кхмерами» и партизанскими группами камбоджийских националистов, опирающимися на неуязвимые для противника тайские базы.
Постепенно переложив на эту новую камбоджийскую армию обязанности по охране и обороне новой, провьетнамской Камбоджи, вьетнамская армия завершила вывод войск осенью 1989 года. Считается, что за время двенадцатилетней Камбоджийской войны (1977-1989) погибло в общей сложности примерно 30 000 вьетнамских солдат, но Ким Туан оказался единственным высшим офицером Вьетнама, погибшим в этом долгом и жестоком конфликте.
(Вьетнамское правительство так и не опубликовало никаких официальных цифр по вьетнамским потерям, понесенным в Камбодже. Самые официальные из доступных данных - приведенные генералом Ле Кха Фьеу, который в то время был заместителем командующего вьетнамскими силами в Камбодже, на пресс-конференции в Пномпене в 1988 году. Согласно отчетам западной прессы, Фьеу заявил журналистам, что с момента начала войны в 1977 году погибло 55 000 вьетнамцев, как солдат, так и мирных жителей. - прим. авт.).