Иван Третьяк о колчаковщине

Jun 17, 2023 06:10

Из книги Ивана Яковлевича Третьяка «Партизанское движение в Горном Алтае в 1919 году».

Разгул колчаковской реакции обрушился всей своей тяжестью на рабочих и крестьян. Колчаковские карательные отряды самым зверским образам расправлялись с каждым, кто подозревался в сношениях с большевиками или даже в простом сочувствии им.
[Читать далее]В деревнях и сельских местностях колчаковцам большую помощь оказывали волостные земские управы, заправилами которых, главным образом, были эсэры и меньшевики. Эти управы были преданными слугами и верными исполнителями требований и предписаний колчаковской власти. При усердном их содействии колчаковская власть проводила мобилизации крестьян в солдаты, при их же содействии колчаковские агенты порками и расстрелами выколачивали из крестьянского населения денежные, продовольственные и фуражные ресурсы.
Разбросанные по деревням военно-ремонтные комиссии, которые обычно возглавляли офицеры-колчаковцы, при содействии тех же волостных земских управ отбирали у крестьян лучших лошадей.
Для нужды армии у крестьян насильно отнимались теплые вещи. Солдат, вернувшихся с фронтов империалистической войны, принуждали сдавать имеющееся у них обмундирование военного образца, а это обмундирование порой составляло их единственную одежду.
И многими другими повинностями и поборами колчаковцы мучили и терзали крестьян.
Помимо всего этого, крестьяне ясно видели, что колчаковщина неуклонно ведет к восстановлению былого «старорежимного порядка», к восстановлению самодержавия и капитализма, к восстановлению власти капиталистов и помещиков над рабочими и крестьянами.

…село Ново-Обинское… усмиряли чехи и карательные отряды полковника Хмелевского и поручика Серебренникова. Они казнили около 50 крестьян. Как видно из воспоминаний К. Н. Брежнева, эти крестьяне были обезглавлены.
Заняв Ново-Обинское, повстанцы узнали, что колчаковцы чинят расправу над крестьянами в с. Петропавловке. Колчаковцы сожгли несколько домов, выпороли многих крестьян и некоторых расстреляли...
Оставив небольшую часть в Чарышской станице, повстанцы остальными силами повели наступление на поселок Тулату. Подойдя к поселку, повстанцы решили завязать с отступившими... казаками переговоры о сдаче оружия. Для этой цели послали в поселок повстанческую делегацию в составе 9 человек. Однако озверевшее казачество зарубило насмерть всех делегатов...
В селе Камышенке была мертвая тишина. Не только на улице не видать было людей, но их не было видно и в избах. От многих построек остались только обуглившиеся столбы.
Так действовала колчаковщина.
Остановившись в сборне, мы разослали по селу несколько повстанцев оповестить крестьян о сходе. Минут через десять крестьяне начали собираться. Преобладали старики. Когда мы спросили собравшихся: «Где ваша молодежь?», то получили ответ, что она скрывается в горах, опасаясь колчаковских карателей. Здесь же мы узнали, что силами карателей и чехов ликвидировано степное повстанческое движение.
В своем выступлении я… призвал собравшихся к помощи партизанам. Но камышенские старики, указав на раскинувшиеся степные просторы, лукаво заявили: «Идите, если ваша возьмет, мы всеми силами будем вам помогать. Мы уже научены горьким опытом. Нас уже раз втянули в восстание, - потом отряд ушел, а мы перед чехами и карателями отвечали. На сходню-то мы пришли, а сесть не можем, ибо у каждого задница в рубцах. К тому же многие дома сожжены, молодежь наша в норах скрывается, опасаясь карателей»...
В селе Лютаево карательный отряд подверг жестоким истязаниям семьи тех крестьян, которые отступили вместе с отрядом т. Бунькова. Дома повстанцев были подожжены. Некоторые крестьяне были расстреляны...
Озверевшие колчаковцы не давали пощады попавшимся к ним в плен повстанцам, во время отступления… казаки захватили повстанческую заставу (14 человек)... Всю эту повстанческую заставу казаки изрубили шашками.

Где твердого большевистского руководства не было, там повстанчество носило расплывчатый характер и порой принимало даже уродливые формы. Так, например, в Черно-ануйской волости и особенно в Уймонском районе… руководство мелкими повстанческими отрядами попало в руки… авантюристической эсеровской группы... Эсеры стремились направить повстанцев на борьбу за Учредительное собрание. Однако жалкие эсеровские потуги оказались бессильными. При первом же наступлении карательных частей полковника Хмелевского эсеры со своими выборными органами эвакуировались...
Тем временем работу развернуло контрреволюционное кулачество села Куягана. Во главе кулачества стоял священник Сабенько. Он послал в село Алтайское кулака Бородулина за карательной кулацкой дружиной. Колоколом созвал он всех крестьян в церковь и повел пред ними речь о том, как надо идти «по правильному пути», дабы попасть в «вечный рай». Всех собравшихся в церковь священник повел к вол ости, где их застала прибывшая во главе с урядником Кирьяновым алтайская карательная дружина, которая приступила к порке всех собравшихся. По указанию секретаря разбежавшейся земской управы Петрова арестовали Н. Макрушина, сперва выпороли его, а затем на глазах крестьян повесили на волостных воротах. Плетьми и шомполами дружина выпорола до 80 человек.
Избитые плетями и шомполами крестьяне обливались кровью и не могли стоять на ногах. Многие из них остались на всю жизнь калеками. Избитые готовы были давать всякие обещания, лишь бы их оставили в покое...
«В селе Таурак - пишет в свслем воспоминании т. И. Б. Первых - повстанцы обнаружили на улицах, особенно возле сельской сборни, около 20 изрубленных и окровавленных человеческих трупов. Кроме того, каратели зверски выпороли около 30 крестьян».
Такие кровавые следы оставляли после себя карательные отряды во многих крестьянских селах Горного Алтая.
...
…кулацкие дружинники вскоре получили подкрепление в виде карательного отряда подпоручика Бронского.
Командование эсеровскими повстанческими отрядами этого района находилось в руках крупного тауракского торговца Бедарева. Видя, что с приходом отряда Вронского обеспечены жизнь и имущество кулацкого и зажиточного населения, эсеровский главнокомандующий Бедарев распускает вверенные ему эсеровские повстанческие отряды и становится во главе кулацкой дружины. Раз таково было эсеровское руководство повстанчеством, то стоит ли удивляться, почему их отряды не оказывали никакого сопротивления карательным отрядам полковника Хмелевского, которые переходили из села в село, подавляя повстанческое движение и жестоко усмиряя повстанцев.
...
Кое-какое продовольствие получали мы из монастыря... Обитательницы монастыря встретили повстанцев доброжелательно. Дело в том, что колчаковские войска, побывав несколько раз в монастыре, насиловали монашек.
Повстанцы же строго карали каждого, кто позволял себе такие безобразия.
Должно заметить, что казачество и добровольческие карательные части вообще не церемонились в занимаемых ими деревнях... Повсюду они чинили жестокую расправу над крестьянским населением, особенно зверски растравляясь с семьями повстанцев. В этой палаческой работе активную помощь казачеству и карателям оказывали кулаки и деревенское духовенство. Они составляли для карателей списки повстанцев и помогали им вылавливать семьи отступивших в горы.
Деревни, расположенные вблизи казачьей линии, каратели подвергли поголовному ограблению. Из Чарышской станицы и других казачьих поселков потянулись целые вереницы казацких обозов: ехали старики, ехали женщины и подростки. Особенно разграблены были села Малый и Большой Бащелаки. Под охраной вооруженных казаков погружалось и увозилось все, что попадалось на глаза и имело ценность - хлеб, сельскохозяйственные машины, телеги, сбруя, кожи, одежда и т. д. Деревню же Боровлянку, Бащелакской волости, каратели сожгли дотла за то, что повстанцы этой деревни под командой т. Усова оказывали им упорное сопротивление...
Белогвардейцы… приглашали находившихся в горах повстанцев возвратиться домой и заняться мирным трудом, обещая, что по отношению к добровольно явившимся не будут применяться никакие репрессии.
Белогвардейцы заставляли стариков-крестьян разыскивать в горах повстанцев, передавать им «искренние» заверения и «правдивые» слухи белогвардейцев и побуждать повстанцев вернуться домой.
…повстанцы от наших разведчиков, а также от знакомых и родных получили сведения о судьбе тех повстанцев, которые, поверив обещаниям карателей, спустились с гор и вернулись домой. Их немедленно арестовали и доставили в штаб, где после допроса драли плетьми и пороли шомполами до потери сознания. Когда же избитые и иссеченные приходили в чувство, их угоняли за деревню, а там шашками отрубали головы. Добровольно же сдавшихся очень часто, после изрядной порки, отправляли под конвоем в Чарышскую станицу, где обычно порка повторялась, а затем пленных выводили за станицу на лужайку, заставляли их рыть для себя могилу, после чего пленных ставили на колени возле ямы и взмахом шашки отрубали головы, а обезглавленные трупы сталкивали в яму.
Нередко пленные в течение нескольких дней применялись как рабочая сила в казачьих хозяйствах, а затем их убивали.
...
Во время отступления от Н.-Смоленска мы заметили, как из сформированного в селе Смоленском 7-го партизанского полка примазавшиеся к этому полку кулаки и поддавшиеся их влиянию малоустойчивые партизаны группами, по нескольку человек, переходили на сторону противника. Они предполагали таким путем искупить вину перед белогвардейцами. Озверевшие белогвардейцы не хотели считаться с их добровольным переходом. И пред нашими глазами разыгрывались жуткие картины. Мы видели, как белые шашками рубили всех перешедших к ним партизан...
Небезынтересно отступление 7 партизанского полка... Штаб предложил ему отступать на пос. Колбаново. Полк, под влиянием находящегося в его составе кулацкого элемента, решил не отступать, не бросать своего села, а разойтись и возвратиться по своим домам. Так партизаны и поступили. Через несколько дней село было занято белогвардейщиной. Началась обычная расправа: производились порки, расстрелы, издевательства, калечения.
Испытав на себе прелести колчаковской плетки, многие стали обратно пробираться в наши партизанские части.
...
Вместе с казаками удрало и бащелакское кулачество... Удрал и мало-бащелакский священник Андрей Ливанов. Этого попа партизаны разорвали бы в клочья за то, что он в 1918 году в Бащелаке указал казакам 18 крестьян-бедняков, которые активно помогли красногвардейскому отряду т. Сухова. Девять красногвардейцев были расстреляны, а 9 - до полусмерти избиты...
К нам явились бедняки, в количестве 15 человек, с заявлением, что маралихинский священник шпион, что по спискам, которые он составлял, расстреливались бедняки. Партизаны расстреляли этого попа.
...
Матерых карателей партизаны расстреливали на месте, остальные же пленные обезоруживались и распускались по домам. Кто пожелал, тот мог оставаться в рядах партизан, но им оружия не оставляли - пусть завоюют себе оружие в бою.




Эсеры, Гражданская война, Белый террор, Кулаки, Интервенция, Меньшевики, Попы, Казаки, Белые, Чехи

Previous post Next post
Up