Выглядящие архаическими самолетами из прошлого, двадцатого века, в развитии и становлении авиации заняли выдающуюся, если не сказать, что главную роль. Начиная с биплана братьев Райт, самолетов Гленна Кертиса в Америке и европейских "Вуазенов" и "Фарманов" "парижского птичника". А самый большой в свое время самолет нашего соотечественника Сергея Сикорского "Илья Муромец" разве мог быть не бипланом? Секрет такой популярности в начальное время формирования и развития авиации заключается, прежде всего в пространственной ферме с большой строительной высотой, воторой собственно и является биплан. Малый уровень нагружения при низких скоростях полета и большая строительная высота в результате давали низкий уровень напряжения в силовых элементах и позволяли использовать дерево - основной конструкционный материал первых самолетов. С ростом скорости, сопротивление двух крыльев биплана росло катастрофически. Дальнейшим его развитием стали гоночные расчалочные монопланы. Ну а при увеличении скорости еще, на арену вышли свободнонесущие монопланы. Тем не менее, данная аэродинамическая схема не сдает свои позиции в области спортивно-пилотажной. Вот почему на летном поле аэропорта Уитмена в Ошкоше то тут то там можно увидеть такие одно или двухместные самолеты. А в воздухе без них не проводится ни одно шоу. Этот Oracle Challenger III Шона Такера можно снять только на расстоянии, а подойти вообще невозможно: он либо в воздухе, либо готовится к выступлениям. В его облике просматриваются корни пилотажного биплана Питтса, однако отличия есть: восемь элеронов расположены попарно на каждом крыле и двигатель мощностью под 400 л. с. - все, что нужно, чтобы с бешеной скоростью взметнуть в небо!
Прародителями всех современных пилотажных бипланов можно считать этот Pitts S-1 Special. Самый первый вы уже видели
висящий на стене в музее ЕАА. Предельно компактный самолет больше походит на большую авиамодель, но в этом и есть основная особенность пилотажного самолета: снижение массы и моментов инерции.
Остановлюсь на особенностях самолета. Верхнее крыло цельное, неразъемное, с небольшим выносом и стреловидностью для удобства посадки пилота в кабину. Установлено оно на треугольном пилоне. Такая схема выгодна только в случае цельного крыла. Если у самолета отъемные консоли, то весьма удобным является применение расчаленного центроплана. Бипланная коробка поддерживается парой сдвоенных несущих расчалок и парой поддерживающих. Название "поддерживающие" в большей степени относится к классическим тихоходным бипланам. В случае пилотажного самолета, в перевернутом полете и при отрицательных перегрузках поддерживающие становятся по-настоящему несущими. Весьма компактные и лаконичные стойки в виде спаренных букв "Y", в отличие от классических N, или И - смотря откуда смотреть, визуально смотрятся легче и удобнее конструктивно. Оперение с плоским профилем подкреплено чтырьмя расчалками. Шасси пирамидальное, с резиновой шнуровой амотризацией. Ну и очень важный момент, яркая окраска!
Двухместная модификация S-2B по всем ЛТХ проигрывает одноместному, однако имеет ряд преимуществ: можно учить летать, можно перевозить пассажира, можно просто кого-то покатать.
Ну и, пожалу самый яркий представитель, наследник и конкурент идеи двухместного пилотажника Christen Eagle II. всего построено порядка 350 двухместных "орлов" и всего четыре одноместных, которые рекламировали спарки: три из них мы с вами видели
в холле музея ЕАА. На самолете только одна приборная доска и большой фонарь кабины, который простирается до верхних лонжеронов фюзеляжа, что дает неоспоримое преимущество и удобство посадки в самолет. Самолет производитя сейчас и доступен в виде
кит-набора для сборки.