Гуам - остров в западной части Тихого океана, имеющий статус неинкорпорированной организованной территории США (то есть не входящий в состав США, но являющийся их владением). Является самым южным в архипелаге Марианские острова, деля архипелаг с Содружеством Северных Марианских Островов. С 2009 года россияне могли посещать этот остров в течении 45 дней без визы. Спустя десять лет, халява закрылась и теперь сюда нужно оформлять американскую визу.
Летом этого года все было по-другому, вот и почему был разработан маршрут "
Экспедиции Банзай": Москва - Доха (Катар) - Сеул, Южная Корея - Гуам - Сайпан - Сеул - Доха - Москва. А начину я серию "дорожных" отчетов об этом путешествии с рассказа о самолете Миг-15УТИ, который был неожиданно замечен на дальней стоянке Международного аэропорта имени Антонио Б. Вон Пата на острове Гуам...
На острове отличная американская сеть автомобильных дорог. В любую точку можно добраться по качественной дороге. Прокатных компаний достаточно, условия приемлемые. Вот почему три дня мы отвели на изучение острова.
Аэропорт Гуама имеет две взлетно-посадочные полосы. Пассажирский терминал расположен к северу от них. В южной части базируется авиация общего назначения. Именно здесь, среди царства Cessna-Piper-Beachcraft и был замечен этот синенький самолет с красными звездами на крыльях. Я обратился к администрации, чтобы посмотреть и свотографировать советский истребитель на американской земле. После того, как были откопированы мои документы и я объяснил свой интерес, в сопровождении специалиста мы, захватив стремянку, прошли на летное поле.
Как и когда этот самолет попал на Гуам никто уже не помнил. Сейчас самолет не в летном состоянии, несмотря на это, качество лако-красочного покрытия на высоте. Никакой информации по самолету мне рассказать не смогли и я сам ничего не нашел. Единственное видео полета, снятое, по всей видимости, на телефон и опубликованное на
YouTube 10 апреля 2008 года. Тем не менее, я обошел самолет вокруг. Далее по стремянке поднялся на корневую часть левого крыла. Была попытка открыть фонарь. Однако коррозия в узлах навески и по периметру рамы фонаря была достаточно сильной и наша попытка не увенчалась успехом.
Можно ли довести этот экземпляр учебно-тренировочного истребителя до летного состояния сейчас, без глубокого анализа, сказать очень сложно. А вот стать музейным экспонатом он мог бы стать вполне...