В отдельном помещении веерного депо Подмосковная размещен очень интересный экспонат. Это - препарированный паровоз, где в разрезе показано его устройство внутри. Цветом выделены разные среды (вода, горячие газы, перегретый пар), а бегущие дорожки светодиодной подсветки показывают направление движения теплоносителя и рабочего тела паровой машины. В качестве экспоната использован паровоз подсерии ЭР.
В будке машиниста рараспологается локомотивная бригада, состоящая из машиниста, его помошники и кочегара. Здесь осуществляется питание парового котла топливом и управление движением состава.
Топка паровоза. Здесь происходит сгорание топлива. Классически - это уголь, но еще может быть: дрова, торф, сланец, нефть или мазут. В этом одно из преимуществ паровоза: топливо - все, что горит. Наклонена - колосниковая решетка.
Далее горючие газы пронизывают паровой котел. Хочу отметить, что данный котел имеет клепанную конструкцию, что роднит его с основной тематикой моего журнала - авиацией. Более тонкие нижние или дымогарные трубы нагревают воду до кипения. Верхние большего диаметра жаровые трубы передают энергию сгоревшего топлива непосредственно пару, увеличивая его давление.
Перегретый пар поднимается вверх и попадает в сухопарник. Здесь он отделяется от капель воды и накипи. Еще он служит для аккумулирования пара, повышения мощности паровоза, что особенно эффективно при затяжных подъемах.
Слева от сухопарника - песочница - ёмкость с песком, входящая в состав пескоподающей системы, которая предназначена для подачи песка под движущие колёсные пары, тем самым повышая коэффициент сцепления колёс с рельсами, что в свою очередь позволяет увеличить касательную силу тяги и исключить боксование.
Пар из сухопарника еще больше перегревается проходя дымовую коробку.
И направляется через золотниковый механизм...
...непосредственно в паровую машину.
Важным элементом устройства паровоза является паровоздушный насас или компрессор, необходимый для питания тормозной системы и управления другими механизмами паровоза.
Паровоз Э имеет осевую формулу 0-5-0: нет бегунковых колес, которые поддерживают переднюю часть паровоза и улучшают его вход в кривые, пять движущих колес, которые непосредственно связаны с паровой машиной и нет поддерживющих колес под топкой и будкой машиниста.
Все движущие колеса соединены вместе сцепным дышлом.
А к нему подсоединено тяговое дышло. Его отличает бОльшее сечение и наклонно-качающееся движение, как у шатуна двигателя внутреннего сгорания.
Выше расположен парораспределительный механизм.
Важный элемент паровой машины - крейцкопф или ползун - деталь кривошипно-ползунного механизма, совершающая возвратно-поступательное движение по неподвижным направляющим и предназначен для соединения штока поршня и тягового дышла.
В тендере, который непосредственно прицеплен за паровозом, размещается запас угля и воды.
Вот, вкратце, и все. Если вопросов нет: повторите!
А мы пойдем дальше...
Ну и в заключение небольшой видеообзор посещения депо "Подмосковная" и встреча экскурсионного поезда на платформе "Красный балтиец":
Click to view