Aug 09, 2016 23:01
В недавно вышедшей книге Д.А. Козуненко "От Ладоги до Невы. 4-я бригада морской пехоты в боях за Ленинград" [СПб - "Гйоль" - 2016], содержится довольно необычные сведения. Финны в ходе боёв на Ладожском озере (в июле в северо-восточной части, у о-вов Мантинсаари и Лункулансаари и в сентябре в северо-западной, у о-ва Рахмансаари) регулярно отмечали с советской стороны некий корабль (или корабли), опознанный ими как эсминец, а в одном случае даже как крейсер. При этом с финской стороны в бою участвовали не только сухопутные войска, но и войска береговой обороны, для которых умение корректно опознать вражеские корабли - одно из определяющих.
Автор данному факту объяснения не нашёл, что неудивительно. Всем известно, что на Ладожской флотилии из относительно крупных единиц имелись тральщики и сторожевые корабли. Самые серьёзные корабли - канонерские лодки типа "Бира" - были переоборудованы из грунтовозных шаланд, имели характерный внешний вид и никак не могли быть приняты за эсминец.
Тем не менее, как это ни странно, на Ладоге всё-таки был один корабль, который полностью соответствует и нашим, и финским сведениям. Это сторожевой корабль "Конструктор", бывшее опытовое судно, бывший миноносец царского флота (до 1925 г. назывался "Сибирский стрелок"). То есть, в разное время он был и СКР, и канлодкой, и эсминцем, а строился и вовсе как "минный крейсер" (вполне официальная классификация для 1905 года).
Осталось только проверить, участвовал ли "Конструктор" в боях у Рахмансаари в начале сентября 1941 года.
Д.А. Козуненко пишет, что ему неизвестно, какой советский корабль был принят финнами за эсминец. Действительно, в "Боевой летописи ВМФ 1941 - 1942 г." действия у Рахмансаари почему-то не рассматриваются, а обращение в ЦВМА за неопубликованными сведениями составляет проблему. Однако, в данном случае, этого и не нужно. В неоднократно цитированном Д.А. Козуненко источнике З.Г. Русаков, "Нашим морем была Ладога", в главе "Бой за остров "Рахмансаари", прямо указывается:
"9 сентября к месту боя прибыл сторожевой корабль флотилии «Конструктор» под командованием известного на Балтике капитана 2-го ранга Г. А. Зеланда. Вместе с канлодкой «Бира» и «морским охотником» МО-206 «Конструктор» несколько часов вел массированный огонь по противнику на острове и материке"
Имея (до полученных повреждений в ноябре 1941 года) среди всех советских кораблей совершенно уникальный силуэт (с тараном!), "Конструктор" привлекал внимание и мог быть легко опознан, даже в туман или с большой дистанции.
А в том, что финны имели сведения о изначальной классификации "Сибирского стрелка", сомневаться не приходится. Ведь корабль был построен не где-нибудь, а в Гельсингфорсе.
Вопрос об участии "Конструктора" в боях за острова Мантинсаари и Лункулансаари в конце июля 1941 года, там, где финны наблюдали некий "крейсер", подлежит дальнейшему исследованию.
ПС. Есть основания полагать, что и другие "тайны финской военщины" имеют аналогичную разгадку