И опять она. Теперь бабочка.

Jan 04, 2023 14:00

По наводке с ЯПа. Богиня Ицпапалотль. Инфа взята в записи https://stygminum.livejournal.com/19912.html

Ранний постклассический период был временам быстрого развития и упадка многих городов-государств Мексиканской Долины. Это было тревожное время. Орды мигрантов различного происхождения нападали на местные поселения. Именно в этот период возникла Тула, в основании города принимали участие племена ноноакла с побережья Залива и тольтеки-чичимеки из земель в окрестностях Чальчиуитес в современном штате Сакатекас. Культуры этих народов были милитаризированными. Именно они привнесли обычаи воздвигать Чак-Мулов, сидящих статуй с чашами для сердец и крови принесенных в жертву людей, и цомпантли, стойки для черепов жертв. Выражением царившей в этих культурах теократии, основанной на патриархате и милитаризме, стали воздвигнутые в Туле высокие скульптуры воинов-атлантов, изображения ягуаров, американских волков, пернатых змеев, и площадки для игры в мяч. Гигантские каменные скульптуры из Тулы, изображающие мужчин-воинов, несут на груди эмблему в виде бабочки. В результате многочисленных войн и торговли, влияние тольтеков на высоте их могущества распространилось на многие регионы Месоамерики.

Итак, воинственные и упоротые.

Затем:

Два мифа о происхождении тольтеков-чичимеков, содержащихся в Кодексе Чимальпопока показывают борьбу между мужчинами и женщинами за главенство в обществе и противоречия между солнечным и лунным культами. Эти легенды начинаются с того, что Богиня-лучница приказывает своим людям послать свои стрелы во все направления, чтобы колонизировать чужие земли, и кончаются ее поражением.

В зародыше движухи Богиня-лучница.

А кого же они тиранят?

Считается, что этот сюжет отражает победу патриархата над матриархатом, идеологии воинственных кочевников, прибывших в Мексиканскую Долину над мировоззрением оседлых земледельцев, живших здесь до прибытия чичимеков.

Тот же самый политический подход, что и везде. Очень узнаваемо.

Ключевую роль в этих мифах играет богиня Ицпапалотль, обсидиановая бабочка. Она изображалась в виде бабочки с крыльями, утыканными по краям обсидиановыми лезвиями, или в виде женщины с крыльями бабочки и когтями ягуара на руках и когтями орла на ногах, иногда с черепом вместо головы. Был найден алтарь с изображением бабочки с крыльями, покрытыми обсидиановыми ножами, с клыками, держащей в руках кровоточащие человеческие сердца.

Согласно мифу, богиня ломает ветви священного дерева в раю, от чего земля начинает сохнуть. Дерево слева от неё, возможно, изображает этот миф. На этом рисунке богиня имеет крылья не бабочки, а орла, хищника, символизирующего войну. У неё когти орла или ягуара.



Идём дальше.

Ицпапалотль является нагуалем Шочикецаль, богини красоты и плодовитости или Тласольтеотль, богини греха и похоти. Это была страшная богиня человеческих жертвоприношений и обсидиановых ножей. Саагун называет Ицпапалотль покровительницей каменотесов. Она считалась одной из Цицимиме, звёздных демонов, которые должны уничтожить человечество в конце времен. Ицпапалотль - богиня дня коскакуаутли (гриф) и тресены 1-дом. В кодексе Теллреиано-Ременсис написано: «Этот день 1 Дом они считали плохим, потому что говорили, что в такой день приходили из воздуха сверху демоны в женских обличиях, нами называемые колдуньи, и об этих обычно говорили, что они ходили на перекрёстках дорог, и в уединённых и потайных местах, и потому те, кто были дурными женщинами и прелюбодейками, когда хотели избавиться от греха, уходили ночью в одиночестве, раздетые и с непокрытой головой к пересечениям дорог, где, говорили, что ходили те колдуньи, и там приносились в жертву нижние юбки, и, даруя свои набедренные повязки navas и платья, они оставляли их там, и это было знаком того, что грех оставлен». «Испапалотль. Означает «Нож Бабочек», и поэтому он закрыт ножами и крыльями бабочки. Его рисуют с ногами орла, потому что говорят, что иногда он является им, но они видят только ноги, как у орла». Далее указывается: «Этот Испапалотль был владыкой этих XIII дней. Говорят, что этот всегда носит в руках несколько ножей. Эта Испапалоте - один из тех, кто пал с неба с остальными, упавшими оттуда; а те, что оттуда упали, следующие». После этого перечисляются имена мужских божеств, но все они зачеркнуты. В другом месте этого же кодекса Ицпапалотль ассоциируется с Шочикетцаль: «Сочикесаль была первой, которая согрешила и здесь её называют Испапалотле, богиня нечистот и порока». Также Ицпапалотль считалась владычицей Тамоанчана, места, где родилось человечество и где была добыта кукуруза.

Ну прямо портрет Инанны.

И так далее. Не обошлось без войны между богами, разумеется. Там ещё много всего, что может быть полезным ув. justavortex в его исследованиях. Например тема с четырьмя сотнями детей наверное небезинтересна в части обретения власти через генетические эксперименты и клонирование. Кстати у тех же ацтеков была богиня Майяуэль с четырьмя сотнями грудей. Наверное совпадение :)

P.S.

Богиня Ицпапалотль по легенде инициировала миграцию чичимеков из Чикомостока (семь пещер). Ицпапалотль вылетела из священной пещеры Чикомостока, держа человеческую ногу, как скипетр. За ней пошли семь мужчин-вождей чичимеков. Они начали странствие по извилистым дорогам, которые привели их в священный город Чолулу. Оттуда, одна группа отправилась странствовать путешествовать по границам территории, в конце концов, основав альтепетль (город-государство) Куаутинчан.

Ув. justavortex, глоссарий наверное надо дополнить! :)

палеоконтакт, Инанна

Previous post Next post
Up