Соловецкий архипелаг 3

Aug 10, 2018 13:42

8. Крымская война




По счастливой случайности новый игумен монастыря, архимандрит Александр, ранее был капельмейстером, то есть человеком военным. Когда он узнал, что "у нас тут уже пару месяцев война с англией", Александр где-то раздобыл устаревших пушек и расставил их по берегу залива и на стенах. Когда подошли два фрегата, монахи (впервые видевшие паровые суда), каким-то невероятным образом попали под ватерлинию одному из них, те отошли чиниться. Через пару дней вернулись и пол дня бомбили монастырь. Игумен Александр ходил при этом крестным ходом по всему монастырю. По невероятному стечению обстоятельств, гранаты и прочие снаряды никого не убили, половина вообще не разорвалась.
Вообще эта демонстрация силы со стороны Англичан(и аналогичная на Камчтке) наглядно показала Александру Второму, что Англия может изолировать Россию на море и вынудила того сдаться. Но историю про соловецкое чудо хорошо распиарили и сюда ринулись паломники, их было в полтора-два раза больше, чем сейчас (а сейчас через соловки за сезон проходит 25-30 тысяч туристов и паломников).
Надо понимать, что в те времена путешествие из Кеми на Соловки занимало не два часа на пароме, а два дня на парусном судне или два месяца в непогоду. Веру это мероприятие укрепляло очень, поэтому жертвовали обильно, а попавшие в шторм еще и ставили обетные кресты ("в окопах под огнем атеистов нет" (с)), поэтому на Заяцком острове, к которому приставали в шторм, крестов были тысячи. Всё спилили на дрова во времена лагеря.
Кроме того, приезжал сам Александр Второй. Привез дарственный колокол, во времена лагеря его использовали как мишень. Теперь стоит во дворе монастыря на манер царь-колокола.
Новый расцвет монастыря - новые траты, построили мощную дамбу из камней и песка на остров Муксалма, где со времен Колычева водились коровы. Оставили три арки как раз под размер карбаса. Дамба имеет зигзагообразную форму для противодействия сильному тут течению (даже двум течениям, нижнему и верхнему, штука опасная для суден - потому и заложились на столь мощный проект).
Наследие Юнеско, но разваливается, ржавые духовные скрепы торчат во все стороны. В былые времена камазы ездили, сейчас разрешено только пешеходное движение.

https://instagram.com/p/BmNsPZrBM_x

9. СЛОН
Соловецкий лагерь особого назначения. Если в двух словах, то все умерли. Чуть подлиннее: сначала белые свозили сюда неугодных. Потом Красные свозили сюда белых. Потом организовали лагерь, первый из ГУЛАГов. Монахов при этом (добровольно-принудительно) определили в административные работники, но надо понимать, что граница между заключенным и не-заключенным тут была размыта. Вчерашний охранник мог тут же превратиться в заключенного, старшие из заключенных соревновались в жестокости с мясниками, а по окончании срока нередко устраивались работать тут же надсмотрщиками. Самый яркий пример - Натан Френкель, личное дело которого, кажется, так и не рассекретили. Но вроде бы одесский бандит и делец, попав на соловки, вызвался помогать начальству по хозяйственной части. Как-то договорился с англичанами и те стали покупать здесь лес, вввел дифференциальный паек, и, в общем, лагерь стал еще и прибыльным и заключенные стали умирать не просто так, а с пользой для государства. Потом, кстати, Френкель руководил строительством БАМа, руководил еще много чем и умер в старости, не написав мемуаров, по поводу чего очень огорчаются историки и писатели. Не менее интересная личность - один из его начальников, Эйхманс, заведший в лагере театр, кучу бестолковых производств вроде пушного, интеллигентный эрудит, но такой, с пьянками, расстрелами и пьяными расстрелами. И еще он долго и упорно искал клады с церковным золотом и спрятанные мощи.
По другую сторону... не знаю даже чего, колючки тут вроде не было за ненадобностью, не менее интересные Вернандский, Флоренский и разные Эсеры с меньшивиками.
Не могу опять не упомянуть художественную "Обитель" на эту тему, но и публицистики хорошей есть (инструктор рекомендовал книги, но я не записал).
В общем, ад.
Потом на острове закончился лес, а на материке началось строительство беломор-балтийского канала, лагерные поехали туда, сам лагерь закрыли, монахов тоже не осталось.

10. Секирка
В лагерные годы - штрафной изолятор, такой ад в аду, тем, в первую очередь, секирка и знаменита. Но по порядку.
Самая высокая точка Соловецкого острова исользовалась для наблюдений еще с языческих времен. Чтобы было лучше видно что там на море делается, деревья на вершине горы вырубали - отсюда и название (предположительно). Потом тут был скит, потом церковь построили, в конце 19-го века монахов попросили сделать на куполе церкви маяк, синод четыре года думал, дозволительно ли такое. В итоге разрешили, в начале века построили. С тех пор тут стоит единственный в своем роде храм-маяк.
Во время лагеря в неотапливаемом храме и жили те, кто попадал в штрафной изолятор, зимой это было смертным приговором. В летнее время для заключенных придумывали разные пытки, кажется самая популярная (у экскурсоводов) - "поставить на комарики", когда заключенного на пару часов привязывали к дереву и человека жрали комары. За ночь съедали насмерть, за два часа некоторые с ума сходили.

Храм-маяк


Крест у подножия секирки. Такие делает местная кресторезная


Вот на этом камне написано, что однажды семья рыбаков издевалась над первыми монахами на острове. Тогда явились два ангела и высекли жену рыбака на этом самом месте. С тех пор ночевать женщинам на острове запрещено (было, до революции), а на секирку вообще женщин не пускали. Кажется, это еще одна версия, почему гору назвали секирной.


11. Что потом
Потом здесь была военная база, школа юнг (Валентин Пикуль, "Мальчики с бантиками"), потом просто жили люди, ловили треску и косили водоросли на йод и прочие народные нужды, спасибо Флоренскому. Сейчас тоже косят, из водорослей в Архангельске делают самую разную косметику, лекарства "от всего" и мармеладки. Когда ехали на велосипедах, я оторвался от группы и приехал в деревню водороследобытчиков в-одиночку, меня там послали - цензурно, но далеко и четко.
В девяностые на соловки приехали первые монахи, сейчас значительная часть постоянного населения - монахи, трудники и реставраторы. Летом толпы туристов, но самостоятельно поставить палатку вне палаточного городка нельзя.
Монахи все пытаются переселить коз и коров обратно на Муксалму, но пока не очень успешно.

Previous post Next post
Up