3. Филипп Колычев
Урожденный Фёдор, дворянин, имел проблемы с властью (не на того регента восьмилетнего Ивана Грозного его родственники поставили), сбежал в монастырь. Кстати, в девяностые среди монахов и трудников появилось много скрывающихся от властей, такой вот способ уйти от правосудия, не сильно проще тюрьмы. Так или иначе, образованный Филипп стал игуменом и начал строить все подряд из камня. Потренировались на заячьем острове, потом возводили стену и храм. Грозный пожаловал тысячу рублей с условием, что в храме будут два предела по именам его детей, а в крепостной стене будет тюрьма для политических преступников.
Вид из камеры той тюрьмы:
Далее Филипп прорыл каналы между озерами и затопил луг рядом с монастырем, так у монахов появилсь пресная вода. Вода из озера стекала в море при разнице уровня в 9 метров - поствили мельницу. Уже гораздо позже здесь соорудили третью в россии ГЭС на двух турбинах фирмы Сименс. Но так вот, Колычев, еще он выпаривал соль и продавал за хорошие деньги, монастырь переживал период расцвета. Завел скот на острове Муксалма (Зосима завещал скот на Острове не держать и не размножать, поэтому коровы паслись на Муксалме а бараны на Заячьем острове) ну и вроде устав как-то смягчился, стало можно молоко. Еще так по мелочи перегородил маленький заливчик каменной грядой, которая пропускала воду но не вупускала размножавшуюся там треску. Ну и хватит Филлипу. Дальше он поехал в Москву, стал митрополитом. Вроде нормально они с Грозным общались, но принципиальный Филипп в конце концов надоел царю жалобами на опричников (филиппкина грамота - это как раз про него), митрополита судили за колдовство и в итоге Малюта Скуратов придушил лично уже в тюрьме.
На острове к тому времени жило огромное количество человек, примерно тысяча. Их и сейчас столько, и подозреваю, в языческие времена желающих тут жить было примерно столько же. Место отличается удивительным постоянством.
Каналы:
https://instagram.com/p/BmIXJ1VBp22 Филипповы садки:
Вон в тех развалинах турбины стояли:
Предбанник перед камерами тюрьмы как-бы намекает, что жернова истории мелят
Вот это тяжелое бревно - специальный механизм, не дающий улететь крыше во время особо сильных метелей
https://instagram.com/p/BmIrlCgB2gs 4. Раскол.
Монастырь реформу не принял. Приехали стрельцы (или они там уже стояли гарнизоном, не помню), осадили, все бестолку. Нашелся предатель, открывший ворота, монахов перебили. Наша песня хороша, начинай сначала.
5. Немецкий Кузов и Русский Кузов
Шведы решили устроить сюрприз и заехать в монастырь. Но их застигла непогода, укрылись на архипелаге Кузова в тридцати километрах от монастыря, на единственном островке с пресной водой. Сюрприза не получилось, на соседний остров приплыли стрельцы с острова и окрестностей (почему непогода и отсутствие пресной воды их не пугали - загадка русской загадочной души). В любом случае, шведы подождали и уплыли восвояси, а остров с водой с тех пор назвали немецким, потому что какая разница, шведы или немцы... Соседний остров, соответственно, назвали русским.
Во время смуты, кстати, остров поляков не признал и был оплотом русской государственности.
Виды с Кузовов:
https://instagram.com/p/BmAmWT_hhsr 6. Анзер
Продолговатый остров на севере от большого острова является "русским Афоном", тут груглогодично живет десяток монахов и трудников а летом, под присмотром, ходят тысячи паломников. Полулегальных групп, вроде нашей, которая могла себе позволить купание в озере почти нет, но и нам ночевать тут запрещено. По уставу монахи питаются почти как на афоне, но все-таки пришлось добавить в рацион рыбу - на севере без животных жиров никак. При Федоре Колычеве здесь были солеварни, затем Анзер пришел в запустение. Одним из первых новых подвижников стал Елиазар Анзерский, которому в тонком сне явилась Богоматерь и повелела назвать самый высокий холм горой Голгофой (внезапно оказался на одной параллели с аутентичной горой), а сверху построить церковь в честь распятия Христа, к тому же предрекла, что здесь умрут многие. Во времена лагеря, в эпидемию тифа, сюда свозили умирать тифозных и неугодных. Холм на соседнем острове назвали Фавором.
Но таки Елиазар: о святости старца ходили легенды и царь Михаил Федорович вынудил его приехать в Москву для моления о рождении наследника (у самого как-то не получалось). Елиазар помог, так появился отец Петра Первого.
Условно остров можно поделить на восточную часть со смешаным лесом и православием и западную, с тундрой и обилием лабиринтов и древних непонятных капищ.
Когда мы подплывали на катере, остров был весь будто скрыт туманом, невидим, пока мы не подошли метров на триста. Хотя был сильный ветер, как это возможно - непонятно. Вот уж "закрытый остров", мистика.
https://instagram.com/p/BmItDr9h1UQ https://instagram.com/p/BmIsx2YBpIp Анзер с горы Фавор (Свято-Распятский храм там на три пикселя):
7. Петр первый
У Петра Первого не было беломор-балтийского канала, но всеж-таки он придумал собрать корабли в Белом море и перетащить их в Балтику, чтобы устроить нежданчик шведам. По дороге он попал в шторм и простоял пару недель на Соловках. Второй раз приплыл уже осознанно, поставил церквушку посвященную Апостолу Андрею, назначил последнего ответственным за флот и уплыл. В разные времена разные каменные кучки на соловках приписывались деятельности матросов Петра, которым было нечего делать. Но это сомнительно.
Все постройки Заяцкого острова в одном кадре: