Все шарят последнее время ссылку про
«я не въезжаю в современное искусство».
Подобные тексты и разговоры появляются регулярно, причем многие высказываются в том духе, что эту бесполезную арт-плесень хорошо бы истребить. Я тоже не в восторге от современного исскуства, но такая агрессивная ограниченность меня бесит. Давайте поговорим за арт.
Конечно, 99% процентов современного искусства - шлак. Так и 99% классического искусства - тоже шлак! Неправильно сравнивать произвольную выставку инсталляций из пивных крышек с картинами Леонардо. Надо сравнивать ее со скучной салонной мазней XVIII века - пивные крышки в чем-то и поинтереснее будут. Замечательные образцы классического искусства уже прошли отбор, это результат многовековой селекции. Дайте современному искусству срок - тоже что-нибудь проявится.
В любом процессе есть соотношение качества и брака. 2% конверсии для онлайн-магазина, 50% брака при производстве процессоров и т.п и т.д. Можно работать над снижением процента, но в целом брак неизбежен. Чем сложнее процесс, тем брака будет больше. Так и тут - чтобы появился 1% хорошего нового искусства, художники должны создать все 100%. Хорошо, что общество так или иначе позволяет им это делать. Конечно, в галереях и на выставках с точки зрения массового зрителя в основном демонстрируются всякие посредственные глупости. Но только так со временем появляются действительно прекрасные вещи, которые радуют, удивляют, шокируют, заставляют задуматься.
При этом чем больше выставляются художники, чем больше они получают обратной связи, тем выше вероятность, что 1% превратится в 2% и более.
Еще всех раздражает, что инсталляции из блевотины и позолоченные акулы покупаются за огромные суммы. Несправедливо! Ну да, несправедливо. Ну и что? На арт-рынке свои законы и процессы. Как и в венчурном инвестировании, из актуальных художников взлетает дай бог один на десять. Поэтому арт-инвесторы скупают все, делая деньги лишь на доле коллекции. После того, как какое-то конкретное позолоченное говно взлетает и становится крутым объектом искусства, арт-инвесторы стараются защитить свои вложения. Это делаются с помощью «актуализации» - произведение искусства нужно как можно чаще выставлять, желательно рядом с уже признанными шедеврами (ценник передается воздушно-капельным путем), плюс добиваться публикаций о нем. Вот и получается, что от некоторых перламутровых какашек человечеству уже никогда не отделаться.
For the Love of God, Дэмьен Хёрст. $100 млн.
Хёрст известен тем, что лично вкладывается в перекупку своих старых артефактов, что помогает ему раздувать цены на новые работы.
Как к этому относиться? Можно просто ругаться, что выставляются и обсуждаются унылые платиновые сопли. А можно просто не париться и ходить на какие-то другие выставки, хвалить интересных вам авторов. Страшно сказать, можно даже купить у них что-нибудь! Совместными усилиями показать миру, что востребован не только коньюнктурный треш.
Последняя большая тема - это люди, которые на выставках современного искусства ведут себя так, будто происходит что-то особенное, внимательно изучают экспонаты, при том что ясно - перед нами фигня фигней. Это вызывает у отрицателей искусства ужасный батхерт. Давайте разберемся, почему это происходит:
1) Некоторые ходят на крутые мероприятия, чтобы почувстовать себя особенными. Не очень важно, что показывают, главное, что мероприятие пафосное. Ок, эта категория людей всех бесит, ничего не поделаешь. Но это же еще не все!
2) Некоторые (мой случай) пришли за культурным досугом и увидели шлак. Но ведь это же не помойка, а кем-то организованная выставка! Несчастные так долго смотрят на картины не оттого, что восхищаются этой мазней, а просто потому, что силятся понять - что эта вещь делает в музее. Пожалейте их, это ваши собратья по несчастью.
3) Возможно, посетителям выставки действительно нравится смотреть на то, что им показывают. Правда у каждого своя, может, конкретно это гальванизированное бычье яйцо затронуло в их душе какие-то особые струны.
Общая мораль: разнообразие - основа эволюции, от него польза. Терпите!
Ок, пара примеров современного искусства, которое затрагивает в моей душе особые струны.
Race Horse Company - концептуальный акробатический цирк из Финляндии. Я видел их шоу Rusty Road Circus, но не найду хорошее видео, вот вам их другая программа, Petit Mal. Если увидите где этих чуваков, идите смело - они замечательные.
Click to view
Николай Копейкин, «Димон сидящий». Никакие репродукции не передают, вы понимаете. Идите в Эрарту, смотрите в оригинале. Отличный прикол над классикой и абсолютно оригинальная пронзительность.
Скульптурно-музыкальная механическая штука Dropper 01, Арно Фарба. Управляемая компом вода капает с разной скоростью на различные городские предметы, создавая симфонию шумов. Автору, говорят, пришло это дело в голову, когда он наблюдал за дырявой крышей. Видео тоже не передает, это очень атмосферная штука.
Click to view
Наконец, как не вспомнить «Дерьмо художника» Пьеро Мандзони. Ничего пронзительного тут нет, это просто удачный стеб настоящего творца над тем самым арт-инвестированием. Из описания проекта: «В мае 1961 года Мандзони собрал собственные фекалии в 90 пронумерованных консервных баночек, в каждой из которых содержалось по 30 граммов, написал на них "100%-е натуральное дерьмо художника" на итальянском, английском, французском и немецком и продал их по цене, равной цене золота той же массы. Текущая цена равна примерно 30 500 евро. 23 мая 2007 года один из экземпляров был продан за 124 000 евро на аукционе «Сотбис».
Давайте еще примеров крутого современного искусства.