Фантазии и ритуалы

Apr 20, 2014 22:59

Человек, как говорят ученые, прежде всего отличается от животного наличием абстрактного мышления. Человеку нет необходимости иметь перед глазами объект, чтобы думать о нем.
Используя эту способность, человек создает слепок (образ) окружающего его мира в своем внутреннем пространстве.

Но не все образы будут отражением реальных объектов. Человек может относительно свободно фантазировать, создавая образы объектов, с которыми он никогда не встречался в реальной жизни и изменяя образы того, о чем уже знает. Он может спроектировать у себя в воображении целый мир. И жить в нем. В действительности, каждый человек так и делает. Он "воссоздает" мир у себя внутри. Мы создаем внутри себя свой собственный мир, который нам подчиняется в гораздо большей степени, чем всем силам реальности.
При этом для человека нет никакой разницы: фантазии для нас не менее реальны, чем образы реальных объектов. Именно поэтому мы любим читать, смотреть фильмы, играть во что-то
Или человек может стараться изо всех сил подогнать под этот образ уже мир реальный, производя в нем изменения.
Так у нас появляется выбор. Мы становимся не просто функцией окружающего мира. А активно действующей силой, способной влиять на этот мир и изменять его.

Также стоит учесть, что образы всегда примитивнее реальных объектов. Сознание человека неспособно отразить и воссоздать образ любого объекта даже близким к реальности. Как правило, это что-то похожее на карикатуру. Например, образ другого человека можно представить несколькими крупными мазками: два овала, четыре палочки - "получился человечек". Я, конечно, утрирую, но примерно так и обстоит дело.
Создание и поддержание образа объекта - дело энергозатратное. А создание еще и задействует активное волевое начало. Хоть мы и не отдаем себе в этом отчета, но познание (воссоздание) мира - тяжелый процесс. Поэтому наши образы - лишь уменьшенный и упрощенный слепок реальности. И именно поэтому нас так раздражает все, что выходит за рамки доступного нам понимания. Что рушит уже "устоявшийся" мир. Поэтому, если есть возможность, нам проще уничтожить раздражающий фактор, чем познать его. Именно поэтому мы стараемся (чаще - силами коллектива единомышленников) "загасить" яркого в чем-то человека, одним своим присутствием заставляющего нас менять представление о наших же возможностях.

Свобода выбора, как и любая сила, налагает ответственность. У нее есть оборотная сторона. Фантазии гораздо реальнее, чем кажется на первый взгляд.
Они позволяют получить что-то, ничего не совершая в действительности. Практически все, что мы хотим получить в реальности, мы можем гораздо легче получить в наших фантазиях. И для нас разница будет невелика: это просто разные образы (не слепок с реальности, а созданная нами конструкция). Например, мы можем в своих мечтах получить огромное удовольствие от обладания нужной нам вещью или способностью, знаниями, не сделав для этого никаких усилий в реальности. Проблема в том, что на эти фантазии тратится та же энергия, которая нужна на совершение реальных изменений. И когда дело доходит до действий, мы быстро "перегораем". Или, получив что-то, не ощущаем радости, которую ожидали - мы ее уже получили в фантазиях.
Предположим, кто-то недоволен своей работой, отношением окружающих или личной жизнью. Чтобы что-то изменить в жизни, нужны реальные усилия, время и энергия. А свободной энергии у него практически нет. Но оставшихся крох вполне хватает, чтобы создать мнимую реальность, где у него все хорошо, и он рыцарь на белом коне. А если ему еще и удастся найти "братьев по оружию" - таких же неудачников, готовых друг другу поддерживать эту мнимую картину мира, - то эта фантазия полностью заменит ему окружающий мир. Фантастические образы, поддерживаемые другими людьми, становятся настолько сильными, что реальность просто не может до него "достучаться".
Влияние образов других людей настолько огромно на человека, что мы даже болеем, стареем и умираем к определенному возрасту только потому, что так "принято" в данном обществе.

Вторая опасность состоит как раз в том, что для нас почти нет разницы между типами образов, являются ли они слепком реальности или конструкцией воображения. А это создает огромный простор для внушения извне конструкций, намеренно искажающих реальность. В определенном смысле, человек может стать совершенно "слепым и глухим" помимо своей воли.

Понятно, что картины большинства из нас не так фантастичны, а просто приукрашены. Мы стараемся не терять чувства меры. Но есть критичные вопросы, которые мы полностью вытесняем из своей картины мира. Например, осознание смертности (и страх неопределенности того, что "за порогом"). И другие важные для нас моменты (например, успешность в самых разных вариантах).
Способы убежать могут быть самые разные. Но трудоголики и алкоголики рождаются именно так. Суть здесь в том, что мы искажаем и вытесняем из осознания самые базовые части, на которых строится вся картина мира.

Вывод, который из всего этого напрашивается, таков: мир, в котором живет человек, очень далек от реальности, он мнимый. И покоится он на фантазиях столь абсурдных, что поддерживать их можно только сообща. Отсюда у нас такая потребность в общении с себе подобными. В одиночку невозможно противостоять напору реальности.

А поскольку фантазии вариативны, то существует и великое множество "клубов по интересам".
_________________

Еще один способ упростить реальность - ритуализация. Я имею в виду шаблон какого-то многоступенчатого действия.
Хоть мы и живем в мире фантазий, можем строить самые невероятные планы в голове или на бумаге, действовать нам приходится в реальности. Тут-то и возникают сложности.
Первая из них - заставить себя трудиться до результата. Здесь главное - расстояние, которое необходимо "пройти" от исходной точки до цели (длина связи) и значимость мотивирующего фактора.
Если связь очевидна, а потребность достаточно высока, то у любого человека хватает сил для выполнения задачи (проголодался - приготовил пищу - поел). Но мы живем в мире, где достижение результата, как правило, предполагает прохождение по длинной цепочке действий. И прохождение по ней (особенно, первый раз) требует больших волевых усилий.

БОльшая часть этих цепочек повторяются многократно, что позволяет их со временем автоматизировать, превратить в ритуал. Проходит время, и то, что требовало от нас усилий, выполняется как бы само собой. То же происходит с нашей работой, отдыхом, личной жизнью.
В конце концов, человек выстраивает огромную и абсурдную конструкцию под названием "распорядок жизни". Там расписан каждый его день от первой до последней минуты: ритуал работы, общения, дружбы, любви, еды. Теперь все эти действия не требуют от него усилий.

Но почти всегда происходит подмена: поддержание ритуала, распорядка заменяет собой реальные цели и действия. Ритуал был создан когда-то, чтобы достичь некой цели в той ситуации и том мире, каким он был в момент создания. Реальный мир течет и меняется. Каждую минуту. Мы же предпочитаем жить в стабильном и предсказуемом мире, познание и принятие которого больше не требует наших волевых усилий по изменению самих себя. Пока у нас есть возможность продолжать ритуал, мы чувствуем себя достаточно комфортно. Поддержание привычного распорядка позволяет как-то закрывать глаза на реальные изменения мира.
Но рано или поздно наступает момент, когда эти изменения больше невозможно скрывать от самих себя: крах бизнеса, уход любимых, тяжелая болезнь... Когда нас выгоняют со всех мест, и мы уже больше не можем делать то же, что и раньше, на нас обрушивается вся бессмысленность нашего существования. Хотя, кому-то из "счастливчиков" удается даже уйти в мир иной в забытьи.

Вторая, связанная с этим проблема, заключается в том, что ритуалы нужно исполнять. А значит, мы неизбежно вкладываем в них нашу личную энергию. Именно ту, которую могли бы потратить на реальные изменения. Создавая или принимая любой ритуал для себя, мы отдаем частичку силы. Создавая "распорядок жизни", мы почти полностью лишаемся силы.
Но весь секрет в том, что для большинства из нас это и есть счастье. Человек без свободной энергии лишен всех сомнений. Ему уже не нужно творить и изменять себя. У него просто нет на это времени и сил. Некогда думать о проблемах или упущенных возможностях. Ему хорошо, он в своей зоне комфорта. По крайней мере, до того момента, пока его мир не рухнет.

Именно поэтому личность большинства людей максимально риатуализированна, разложена на стереотипы. Это позволяет вполне неплохо проживать жизнь, не покидая эту зону комфорта.
И именно поэтому любая попытка вывести нас за пределы этой зоны натыкается на столь отчаянное сопротивление.

Такая ситуация считается вполне адекватной. Потому что по таким правилам строится наша жизнь в обществе. Структуры и системы, управляющие нашей жизнью, могут получать свою выгоду только до тех пор, пока они незаметны. А для этого необходимо, чтобы человек постоянно видел сны о себе и мире вокруг.
Previous post Next post
Up