О досуге на досуге

May 30, 2021 23:25

Несколько фрактальное занятие: сидеть дома в выходной и писать о том, что кто-то другой делает тоже дома и на досуге.
А дело в том, что когда в начале месяца мы с "Неизвестной провинцией" были в Рязанской области, то едва ли не главной вишенкой на торте была вылазка в Липецкую область, в музей Семенова-Тян-Шанского. Сама по себе она была обставлена эпической логистикой на границе областей: мы погружались в электричку, которая ходит один раз в день неведомо куда, проезжали две остановки 9будучи, кажется, единственными ее пассажирами), а дальше нужно было пройти полтора километра по тропинке через поле - болотце - речку с косым полуутонувшим мостиком... и вуаля, на горке - усадебный дом-музей!
...в котором отопления нет по факту (убыли за долгую историю и печи, и батареи), а электричество отключили, можно сказать, к нашему приезду.
Да, а потом успеть на обратную электричку, а то она тоже 1 раз в день, а дороги, учитывая границу, непрямые (до соседней усадьбы, где тот же Тян-Шанский жил уже во взрослые годы, - 4 км и областная граница, а потому дорога есть... но несколько для внедодрожников, и это уже отдельный музей другой области - Рязанской!

...так вот, к чему я это плету.
Из усадьбы мы вывезли книжку по ее истории, вполне толковая монография, написанная директором музея (и было у усадьбы в истории всякое - например, в 1918 году в ней сидела коммуна под руководством двух анархистов, толстовца и какого-то протестанта). А в качестве приложения там опубликован отрывок из дневника молодого человека, который гостит в этой усадьбе в 1823 году, у родителей.
Его зовут Михаил Николаевич Семенов, будущий Тян-Шанский родится позже, это сын его брата (и отличительную приставку к фамилии получит только а начале XX века), у этого товарища тоже будут свои потомки (но жить он будет в какой-то другой усадьбе Семеновых, поэтому про него я мало что могу в целом сказать). А пока - 1798 года рождения, служит в Измайловском полку, и на все холодное время, с осени до весны приехал в отпуск домой. И пишет дневник - такой, "олсуфьевский", не с размышлениями, а просто кратко записывая, что делал за день.
Мне прямо интересно посмотреть на целый дневник - он вроде где-то в ИРЛИ - нет ли там в остальной части каких знакомых фамилий? - Но что точно - это ровесник кучи "наших людей", он тоже служит в столице в гвардейском полку...
(А еще места ... гм, дважды "те самые": уже недалеко Данковский уезд, где тосамое именьице Барятинских, в котором жить не особо жили, но кормились, когда улетело остальное - с него; а чуть севернее Милославского, где мы садились на поезд, чуть в стороне от дороги, за населенным пунктом Пробуждение - место, где жил уже после Сибири у сестер барон Соловьев... Родом он чуть в сторону, но тоже из рязанских краев. Оба населенных пункта дали дуба, но местность-то все та же самая!)

Так вот, интересно было, чем же он занимается?
Ну, понятно - еда, сон, разговоры, поездки к соседям и родне, время от времени - походы в баню... А что еще?

Музицирование:
- пели ораторию (2 раза)
- "играл на фортепьянах" (неоднократно)

Дела чертежно... вышивальные!
(неожиданно именно этим молодой человек, кажется, занимается чаще всего)

- "рисовал узор" (не раз)
- "чертил бумагу канвовую", "графил бумагу" (тоже, но узоры - чаще)
- "стал склеивать бумагу" (для узоров, возможно?)

(Так что вышивка получается делом семейным - мужчины графят и рисуют, дамы - вышивают).

Но, кстати, бумага нужна не только под узоры:
- "графил бумагу для нот, кои и писал в продолжение целого вечера"
- сел писать "Митюху Валдайского" (т.е. переписывать - это пьеса в стихах авторства его брата, пародия на "Дмитрия Донского" Озерова: http://az.lib.ru/s/semenow_p_n/text_1810_mituha.shtml ...того брата, который отец географа, а сам, между прочим, член Союза Благоденствия, из тех, на которых махнули рукой... а "Митюху" надо будет почитать, похоже, "Дмитрий Донской тогда вообще сильно на слуху!)

Дела хозяйственные:
- мотал нитки (уходит делать это от скучных гостей)
- "вязал чулок" (было 1 раз... и 1 чулок в итоге?)
- "встал довольно рано и до обеда метил рубашки" (это не запись из дневника кота!)
- "брат читал стихи Державина, а я обрубливал и метил платки"

Дела карточные
- играют: в бостон, вист, шимель (неоднократно - первый раз встречаю такую игру, кажется); также упоминаются "пуля" и "роберт", насколько я понимаю, это обозначения раундов каких-то еще игр.
- раскладывает пасьянс (тоже не раз)

Помимо поездок и пеших прогулок, несколько раз возникает такой пункт:
- "ездили в степь"
(В процессе визитов: "заехал домой переменить штаны, которые лопнули")

Масленица: ездили смотреть кулачный бой (и кажется, в нем поучаствовали)
Там еще Семенова пробило на жизненное размышление: "Я тут представил себе, что и греческие игры не лучше этих были; ибо многие с оного пошли с окровавленной рожей".

Ну, и немного иллюстративного материала.





Дорога к дому-музею;-)










Где-то в саду






Немногие виды внутри, которыые избежали поэтической размытости (из-за глубоко естественного освещения т.е. его отсутствия)






Дом вообще-то более поздний (он горел за 19 век раза три и перестраивался в процессе восстановления, но тоже старый и вполне тех Семеновых)




То самое расписание поезда (в обратном были пассажиры кроме нас!)



Миндаль в пристанционном поселке



Те самые 4 километра дороги для сильных духом (нет, мы ездили не по ней, мы ездили электричками в объезд!)



...и вот он музей того же Семенова-Тян-Шанского в другой области! (был уже закрыт)



крыша едет - мы на ней, культурный контекст, Полдень

Previous post Next post
Up