Apr 24, 2009 19:21
В «Литературной газете» есть один «анонимный» обозреватель, подписывающийся в зависимости от ситуации разными фамилиями, но образованными из основной - Здравомыслов. В своей последней заметке («ЛГ» от 22 апреля 2009 г.), подписанной Едкомысловым, он прошелся по поводу ситуации с широким и разгульным празднованием юбилея певицы Аллы Пугачевой:
«...Когда стали взахлёб объяснять, что Алла Борисовна - это и есть наша национальная идея. Что она наше всё. Что она - эпоха в нашей истории. Что это нечто такое, что лучше не анализировать, а нужно принимать на веру…
А если всё-таки поанализировать? Есть у меня такой недостаток. Вежливо, конечно, корректно, но - подумать. И тогда мы получим, что эпох в жизни и деятельности Пугачёвой было по меньшей мере две. И они не похожи друг на друга так же, как молодая советская Пугачёва не похожа внешне на нынешнюю, постсоветскую.
«В застой она была первой певицей, выламывающейся из советского мундира. И вся её лохматость, резкость, крикливость, вульгарность, отвязанность означали: «Я не боюсь быть самой собой». Так вещает одна из её почитательниц. Ладно, согласимся, хотя всё было, как обычно в жизни, гораздо неоднозначнее и, увы, пошлее.
Но вот сняли советский мундир, и стала Пугачёва, уже не обижаемая властью, а сама - власть. В шоу-бизнесе, на эстраде. Этакий главнокомандующий попсы. И что? Известно что.
Разгул пошлости, глупости, дурновкусия, тирания групповщины. Из песен ушли нормальные стихи и музыка. Кабацкая развязанность стала нормой, какие-никакие личности и голоса на эстраде сменились шеренгами безголосых вьюношей и девиц. И «примадонна» была во главе этого нашествия, патронировала его. А что такого запоминающегося спела она сама в эти годы? Про «настоящего полковника», «мадам Брошкину» и «снятую за таблеточку малолеточку»… Ну было ещё занятие конферансом, до пародийности пошлым, от которого просто коробило и сводило зубы. Скандалы с ложными замужествами. Тут уже была не свобода, а самодовольное сознание вседозволенности. И - не слишком благородный рекламный расчёт».
Нетрудно заметить, что все сказанное о певице Алле Пугачевой, полностью перекладывается на общество. То общество, которое оторвано от народа, от земли, от живой жизни и живет в своем искусственном мире идеальных ценностей: ценностей права и свободы денег. Когда-то молодая и талантливая певица Пугачева ярко сверкнула нестандартным «Арлекино», взяла свою человеческую и личностную высоту в трех песнях из кинофильма «Ирония судьбы» и... затворилась в золотую клетку попсы. Сначала советской, а затем и постсоветской. Талантливая и сильная личность оказавшись вне интересов страны, вне людей, вне живой жизни стала обыкновенной и банальной обывательницей. Этого мнения не перечеркивают профессиональные высоты Пугачевой: попытки выйти за рамки жанра - создать театр песни, пробудить людей концертными рождественскими вечерами, поддержкой молодых певцом и певиц профессиональными и прочими советами.
Выясняется, что интеллигенция вне связи с народом, замкнутая в своей профессиональной деятельности вне интересов страны и людей, начинает элементарно мельчать. Талант становится буржуином, погрязшим в частных интересах. Чего стоит выкрик Пугачевой: «Страна, я у тебя одна!»
Судьба Пугачевой высвечивает идею гражданского общества - общества самодовольных профессионалов, получающих за свою деятельность высокую денежную оплату, общества потребления, которому где хорошо там и Родина. Общества без народа. Общества замкнутого в своей Рублевке, охраняемого частными силовыми службами, юристами и службами прочими, точнее, личной прислугой: парихмахерами, садовниками, банщиками, косметологами, диетологами и другими. Прочей стране, всему населению предлагается равняться и мечтать о такой жизни и тянуться к высотам потребления. Недавно открытый блог президента Д. А. Медведева говорит как раз об этом - о гражданском обществе. У нас нет профессионалов, у нас юридическая и правовая безграмотность населения, у нас плохо прививается бизнес.
Судьба Пугачевой - яркой талантливой нестандартной и сильной личности убедительно показывает, что с такой интеллигенцией делает «золотая клетка профессионализма». Она перестает быть носительницей народных и национальных традиций, превращается в свою противоположность - становится антинациональной и антинародной. Тот день, когда г-н Медедев объявит о создании в России гражданского общества станет ее концом - концом России.
А пока Алла Пугачева - это наше все, а идею гражданского общества - общества без народа и без России можно лицезреть повсюду в качестве национальной идеи, особенно убедительно в блоге президента. Да, кстати, напомню о том, что в свое время сказал Д. А. Медведев в качестве кандидата в президенты: «Являясь частью европейской экономики и, соответственно мировой экономики, мы должны принимать правила, сложившиеся в Европе и во всем мире.
...Считать, что у России особый путь и собственный набор вызовов, мне кажется, абсолютно наивно» («Московские новости», 22 июня 2007 г., «Президент или премьер?», с. 12-14.).
Правда - это было сказано до кризиса, подчеркиваю, всемирного идеологического кризиса. Но что изменилось? Ничего! Русская идея нынешнему правительству и обществу не нужна, а антинародная национальная идея «Россия должна стать страной западного общества потреблении - гражданского общества» декларируется повсюду. Как празднованием юбилея Пугачевой, так и в блоге президента.
президент,
Едкомыслов,
Алла Пугачева,
Литературная газета,
гражданское общество,
русская идея,
национальная идея