Сражения пророка Мухаммеда:
623 - Абва · Буват · Сафаван · Аль-Ашир 624 - 1-й Бадр · Кудр · Савик · Бану Кайнука 625 - Гатафан · Бахран 626 - Ухуд · Аль-Асад · Бану Надир · Неджд 627 - 2-й Бадр · 1-й Джандаль · Битва у рва · Бану Курайза · 2-й Бану Лахьян 628 - Бану Мусталик · Худайбия · Хайбар · Фидак ·3-я Кура · Дат аль-Рика · Бану Бакра 630 - Мекка · Хунейн · Аутас · Таиф · Табук
Каа́ба (араб. الكعبة المشرفة - Аль-Ка’ба аль-Мушаррафа «Досточтимая Кааба») - мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе мечети Масджид аль-Харам (Заповедная Мечеть) в Мекке. Это одно из основных мест, собирающее, согласно кораническим предписаниям, паломников во время хаджа. Кааба носит символическое имя «аль-Бэйт аль-Харам», что означает в переводе с арабского «священный дом». С глубокой древности Кааба не единожды перестраивалась. Считается, что первое здание Каабы было возведено небесными ангелами. Следующими её строителями стали, последовательно, пророки Адам и Ибрахим, о чём упомянуты в Коране слова Аллаха: «…Вспомни, как закладывали Дом Священный Ибрахим и Исмаил…» (Аль-Бакара, 2:127). В четвёртый раз Каабу отстроили курайшиты (засвидетельствовано пророком Мухаммадом, когда ему было 35 лет), в пятый раз Кааба была перестроена Ибн аз-Зубайром. Коран называет Каабу первым сооружением, возведённым людьми непосредственно для поклонения Богу. Ибн Катир, известный комментатор в Коране, упоминает два толкования среди мусульман о происхождении Каабы. Во-первых, святыня была местом поклонения Ангелам до сотворения человека. Позже, дом поклонения был построен на этом месте Адамом и Евой, но он был потерян во время потопа в эпоху Ноя и был окончательно восстановлен Авраамом и Измаилом, как упоминалось позже в Коране. Ибн Катир считал эту традицию слабой и предпочитал вместо этого повествование Али ибн Аби Талиба о том, что, хотя некоторые другие храмы, возможно, предшествовали Каабе, это был первый «Дом Бога», посвященный исключительно Ему, построенный Его наставлением и освященным и благословленный Им, как сказано в Коране 22 26-29. Хадис в Сахих аль-Бухари утверждает, что Кааба была Первой мечетью на Земле, а Вторая мечеть была Храмом в Иерусалиме.
Когда Авраам строил Каабу, ангел принес ему Черный камень, который он поставил в восточном углу структуры, отсюда известное выражение о «краеугольном камне» или основе основ. Еще одним камнем был Макам-и-Ибрагим (буквально «опора или станция Авраама»), где Авраам стоял на возвышение, строя структуру. «Черный камень» и «Макам-и-Ибрагим» считаются мусульманами единственным остатком первоначальной структуры, созданной Авраамом, поскольку, естественно, оставшаяся структура должна была быть разрушена и несколько раз перестроена по истории для реконструкции и технического обслуживания. После завершения строительства Бог повелел потомкам Измаила совершить ежегодное паломничество хадж и корбан, жертвоприношение скота. Близость к святилищу также считалась святилищем, где запрещалось кровопролитие и война.
Согласно исламской традиции, на протяжении тысячелетий после смерти Измаила его потомство и местные племена, которые поселились в оазисе Зам-Зам, постепенно перешли к политеизму и идолопоклонству. Несколько идолов были помещены в Каабу, представляя божества различных аспектов природы и разных племен. В паломничестве (хадж) были приняты несколько еретических ритуалов, включая совершение обнаженного обхода.
Обязанность содержать Каабу в порядке по традиции лежит на членах семьи Бани Шайба. У них же хранятся и ключи от её дверей. По преданию, представитель этой семьи получил эти полномочия непосредственно от пророка Мухаммеда. Церемония омовения Каабы проводится дважды в год (примерно за две недели до начала священного месяца Рамадана и за две недели до хаджа). По мусульманским преданиям, первое здание или палатку над Чёрным камнем построил пророк Адам, а, собственно, первую Каабу построил его сын Шис (Сиф). После потопа во времена пророка Нуха (Ноя) постройка и её место были утеряны. По приказу Аллаха пророк Ибрахим (Авраам) вновь возвёл на этом месте здание Каабы. Согласно текстам, ему помогал Джабраил (Архангел Гавриил). Он принёс Ибрахиму камень, стоя на котором, он мог подниматься на любую высоту. Камень по сей день хранится рядом с Каабой внутри небольшого монумента Макам Ибрахима (стоянка Ибрахима). На камне остались отпечатки ступней Ибрахима.
Согласно Корану, ангел Джабраил (Гавриил) явился к Ибрахиму (Аврааму) во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву сына. В Коране имя сына не названо, однако в предании почти всегда называется старший сын Исмаил. В противоположность исламскому преданию, в Библии Быт. 22:1-19 фигурирует другой сын Ибрахима Исхак (Исаак). Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, но плакал и молился, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать. Жертва сына была заменена бараном, а Ибрахиму было даровано благополучное второе рождение сына - Исхака (Исаака).
В 10-й день месяца Зуль-хиджа в память жертвоприношения Ибрахима, Пророком Магомедом был установлен праздник ’Ид аль-адха (араб. عيد الأضحى - пра́здник жертвоприноше́ния) - исламский праздник окончания хаджа, отмечаемый через 70 дней после праздника Ид-аль-Фитр (араб. عيد الفطر - «Праздник прекращения поста»), в 10-й день месяца Зуль-хиджа в память жертвоприношения Ибрахима, считающегося в исламе пророком. Точная дата празднования по григорианскому календарю может разниться в разных странах.Последователи веры пророка Ибрахима, утвердившего строгое единобожие, совершали паломничество к Каабе, она символизирует небесную Каабу, вокруг которой совершают таваф ангелы. Кааба была главным языческим святилищем Хиджаза; в центре Каабы находился идол Хубала - набатейское божества племени курайш в образе человека с золотой рукой (золото заменило некогда отбитую руку).
Древние арабы считали его повелителем небес, властелином грозы и дождя, то есть, Богом Громовержцем, соответстовавшему древне-греческому греческому Зевсу и древне-славянскому Перуну). За пределами Каабы были и другие идолы, большинство из которых представляли собой бесформенные камни, возможно, нечто подобное скифским и половецким идолам (бабам), где обе культуры в древности имели общие корни и общую религиозную традицию, а также и общее геополитическое пространство. Культ камней самый древний у первобытных племен и существовал также у финикийцев и ханаанеян. Вокруг главного божества располагались идолы других аравийских богов. По преданию, до утверждения ислама в святилище насчитывалось 360 идолов, которые, также, могли представлять все дни года (выполняли функцию исчисления календаря?). Около них приносили жертвы. В святилище и вокруг него на запретной территории нельзя было ссориться, мстить кому бы то ни было, тем более проливать кровь - арабские племена поклонялись разным богам, но все одинаково чтили Каабу. Считалось, что если кто-либо оскорбит языческое божество, будет неминуемо наказан: заболеет проказой или лишится рассудка. Жили в Мекке иудеи, христиане, а также ханифы - аскеты и последователи веры пророка Ибрахима (Авраама) - благочестивые люди, исповедовавшие строгое единобожие, но ни к какой из этих религиозных общин себя не причислявшие.
Родившийся в Мекке новый пророк по имени Мухаммед (по Корану - потомок пророка Ибрахима) повелел разрушить всех идолов и очистил от них территорию вокруг Каабы. В настоящее время вокруг Каабы воздвигнута гигантская Заповедная Мечеть.
Письмо Пророка Магомеда к византийскому императору Ираклию со словами:
"Я не принимаю неправильное слово (имеется ввиду византийский список Писания). Мудрый человек должен уважать идеологию, даже если он в нее не верит".
Император Византии Ираклий в истории отличился тем, что перевел Византию с римского правления на греческое. При нем впервые греческий язык и греческое Писание стали в Византии официальными. Видимо неудовлетворительная и искажённая трактовка событий Ветхого Завета и Писание, введённого Ираклием, и вызвала возражения аравийского священнического органа в лице Первосвященника из Мекки Пророка Магомеда, стало началом составления Корана - аравийского варианта Писания с прилагающимся к нему сводом законом, а также последовавшую за этим арабо-византийскую войну.
Умайя ибн Абд Шамс (араб. أمية بن عبد شمس) - основатель династии Омейядов, был сыном Абд Шамса ибн Абд Манафа, двоюродного брата Абд аль-Мутталиба, троюродного деда пророка Мухаммеда. Абдшамс и Хашим были братьями-близнецами.
Омейя́ды (араб. الأمويون), или бану Умайя (араб. بنو أمية) - династия халифов, основанная Муавией в 661 году. Он был первым, кто основал династию Омейядов исламского халифата, и был вторым халифом из клана Омейядов, первым из которых был Усман ибн Аффан.
Сахр ибн Харб (араб. صخر بن حرب), более известный как Абу Суфьян (580-640), был лидером курайшитов Мекки, самого влиятельного племени доисламской Аравии. Он был убежденным противником Мухаммеда, пророка Ислама, до тех пор, пока не принял Ислам и не стал воином позже в своей жизни во время ранних мусульманских завоеваний.
Абу Суфьян был сыном Харба ибн Умайи. Он был главой клана бану Абд-Шамс курайшитов, что делало его одним из самых могущественных в Мекке. Мать Сахры, Сафья, была отцовской тетей Маймуны бинт аль-Хариты, которая вышла замуж за Мухаммеда. Брат Абу Суфьяна Мусаб был среди нескольких мусульман, которые мигрировали в Абиссинию, чтобы избежать преследования в Мекке. Рождение новой религии единобожия и Верховного Бога Аллаха, нового учения, которое нес Мухаммед, вначале не было единодушно принято обществом и имело множество оппонентов как в самом клане Курайшитов, так и в Аравийском регионе в целом. Племена язычников с большой готовностью и с оружием в руках прибегали к защите старой веры, Мекки и Каабы, места поклонения Богу Хубалу и статуям идолов аравийских богов.
Хубал (арабский هبل) был богом, которому поклонялись в доисламской Аравии, особенно племя курайшитов в Каабе в Мекке. Его кумир (идол) был человеческой фигурой, которая, как считается, контролировала действия гадания, которые производились с использованием метательных стрел перед статуей. Направление, в котором стрелки указывали, отвечало на вопросы, заданные идолу, то есть, идол выполнял также функцию Оракула. Истоки культа Хубала неясны, но его имя находится в надписях из Набатеи в северной Аравии (по всей территории современной Сирии и Ирака). Конкретные полномочия и идентичность, приписываемые Хубалу, также неясны.
Доступ к кумиру контролировался племенем курайши. Почитатели этого Бога боролись против последователей исламского пророка Мухаммада во время битвы при Бадре в 624 году. После того, как Мухаммед вошел в Мекку в 630 году, он удалил статую Хубала из Каабы вместе с идолами всех других языческих богов. Хубал наиболее заметно появился в Мекке, где образу его поклонялись в Каабе, чье святилище было посвящено Хубалу, которому поклонялись как величайшему из 360 идолов, которые окружали Каабу и которые, вероятно, представляли дни года. Книга Идолов Иишама Ибн Аль-Кальби описывает его образ, похожий на человека, с правой рукой обломанной и замененной золотой рукой. Согласно Ибн Аль-Кальби, образ был сделан из красного агата, тогда как Аль-Азраки, ранний исламский комментатор, описал его как «сердолик жемчужину». Аль-Азраки также говорит о том, что у него было «хранилище для жертвы», и что приношение состояло из сотен верблюдов. Оба автора говорят о семи стрелах, помещенных перед изображением, которые использовались для предсказания, в случаях смерти, девственности и брака. По словам Ибн Аль-Кальби, образ был впервые создан «Хузейма ибн-Мудриками ибн-аль-Я» ибн-Мудрой, но другая традиция, записанная Ибн Исхаком, утверждает, что Амр ибн Лухай, лидер племени Хуза’а, поставил образ Хубала в Каабу, где ему поклонялись как одному из главных божеств племени. Дата, привязанная к Амру оспаривается и приводится другая дата уже в конце четвертого века нашей эры, но совершенно очевидно, что курайшиты позже стали хранителями древнего святого места, вытеснив Хуза’а. В рассказе, записанном Ибн аль-Кальби, есть сведение, что дед Пророка Мухаммада, Абдул Муталлиб, пообещал принести в жертву Хубалу одного из своих десяти детей. Он посоветовался со стрелами оракула Хубала, чтобы выяснить, какого ребенка он должен выбрать. Стрелки указывали на его сына Абд-Аллаха, будущего отца Мухаммада. Однако тот был спасен, когда на его место принесли в жертву 100 верблюдов. По словам Табари, Абдул Муталлиб позже также привез младенца Мухаммеда к идолу Хубала. После поражения силами Мухаммада в битве при Ухуде Абу Суфьян ибн Харб, лидер армии курайшитов, как сообщается, призвал Хубала поддержать победу в следующей битве, сказав: «Покажи свое превосходство, Хубал». Когда Мухаммед завоевал Мекку в 630 году, он удалил и уничтожил статую Хубала вместе с другими 360 изображениями в Каабе и посвятил структуру Аллаху («Al-llah» - Богу Богов, провозгласив таким образом монотеизм).
Происхождение Хубала
Возможно, в истории, возникновение культа Хубала связано с путешествием Амра в Сирию, может быть какая-то доля истины. Амр привез оттуда культы богинь «Удза» и Маната и объединил их с культом Хубала, кумира Хузы. По словам Аль-Азраки, образ был доставлен в Мекку «из земли Хит в Месопотамии» (Хит в современном Ираке). Филип Хитти, который связывает имя Хубал с арамейским словом «дух», предполагает, что поклонение Хубалу было ввезено в Мекку с севера Аравии, возможно, из Моава или Месопотамии. Хубал, возможно, был комбинацией слова «Ху», что означает «дух» или «бог», и бог Моава Ваал, означающий «хозяин» или «господин». За пределами Южной Аравии имя Хубала появляется только один раз, в надписи в Набатее; там упоминается Хубал вместе с богами Душарой (ذو الشراة) и Манавату - последний, как Манат, также был популярен в Мекке. На основании таких тонких доказательств было высказано предположение, что Хубал «на самом деле мог быть набатейским божеством». Существуют также надписи, в которых слово «Хубал» представляется частью личных имен, переводимых как «Сын Хубала» или «созданный Хубалом».
Мифологическая роль
Недостаток доказательств относительно Хубала затрудняет охарактеризовать его роль или идентичность в языческих арабских мифологиях. Ученый XIX века Юлий Вельхаузен предположил, что Хубал считался сыном аль-Лат, богини войны, распри и плодородия, аналога этрускской Минервы и брата Вадда, минейского йеменского лунного бога, повелителя змей. Хьюго Винклер в начале двадцатого века предположил, что Хубал был лунным божеством, что было повторено другими учеными. Эта гипотеза была основана на теории Дитфил Нильсена о том, что южноарабская мифология была основана на троице Луны-отца, матери-Солнца и вечерней звезды, Венеры, которая, как предполагают, являлась их сыном. Более поздние ученые отвергли эту точку зрения, отчасти потому, что это спекуляция, а также потому, что они считают, что набатейское происхождение сделало бы контекст южноаравийских убеждений неактуальным. Мирча Элиаде и Чарльз Дж. Адамс утверждают, что он был «богом дождя и богом-воином». К концу доисламской эпохи он появился как межплеменной бог воины, которому поклонялись курайшиты и союзные племена Кинаны и Тихамы ». Взгляд на то, что он был богом дождя и войны, повторяет и Дэвид Адамс Лиминг. Джон Ф. Хили в «Религии набатейцев» (2001) принимает набатейское происхождение бога, но говорит, что мало что известно о мифологической роли Хубала, но возможно, что он каким-то образом был тесно связан с Душарой. Одна сохранившаяся надпись касается религиозного предписания, чтобы успокоить Хубала и других за нарушение гробницы. В религиозных кругах не прекращается спор, кто является авраамитским Верховным Богом или Богом Богов: набатейский Хубал, провозглашенный в 630-м году Ал-Лахом Пророком Магомедом, а его святилищев Каабе стало верховной святыней мусульман, или Яхве (Иегова) иудо-христиан?
Я́хве, Йа́хве, Я́гве, часто встречается вариант Иего́ва (современный вариант произношения др.-евр. יהוה - «(Он) будет», «(Он) жив», старослав. Сущий, Сый) - одно из многочисленных имён Бога в иудаизме и христианстве (не стоит путать с титулами, такими как Эль, Адонай, Элохим, Саваоф, Элион, Шаддай). Впервые встречается в Торе в Книге Брейшит / Бытие (Быт. 2:4). На протяжении всей Библии / Танаха упоминается более 7000 раз, что намного чаще, чем какие-либо другие имена Бога. Имя Иегова встечается в первой и четвёртой из десяти заповедей (Исх. 20:2,3 и Исх. 20:10), согласно Библии, раскрытых еврейскому народу через пророка Моисея на горе Синай. В современном русском языке принято произношение с ударением на первый слог. Имя служит обозначением Бога, как Существа благостного и милосердного. Тетраграмматон (ЙХВХ) - транслитерация на русский язык Божьего имени, четырёх согласных букв древнееврейского языка - יהוה (Йуд-Хей-Вав-Хей) - в отличие от других имён Бога в иудаизме, в Ветхом Завете (Танахе). Произнесение имени Бога в иудаизме табуировано, что, в частности, основывается на толковании еврейскими мудрецами отрывка Торы «…Вот имя Мое на веки…» (Исх. 3:15), где слово «на веки» (לעלם) толкуется в значении «скрыть, утаить». Поэтому истинное (тайное) произношение имени знал только первосвященник Иерусалимского храма, в молитвах используется обращение Адонай (ивр. אדני, «Господь», «Владыка», «Вседержитель»), в быту - А-шем (ивр. השם, «Это Имя»). Широко известная библейская третья заповедь «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20:7) рассматривается в иудаизме как запрет на произнесение ложной клятвы именем Бога, а не как запрет на произношение этого имени вслух. Поскольку в древней письменности (древнееврейский язык) не обозначались гласные, то истинное произношение имени Бога остаётся предметом гипотез, достоверно известны лишь буквы Йуд-Хей-Вав-Хей (ивр. יהוה, в латинской транскрипции YHWH). Буквенным обозначением этого древнееврейского имени является тетраграмматон. «Краткая еврейская энциклопедия» придерживается русского произношения Яхве. Самаритяне сохраняют произношение Yahwe или Yahwa до настоящего времени. Самое древнее правдоподобное зарегистрированное явление Яхве - это имя места, «земля Шасу», в египетской надписи со времен Аменхотепа III (1402-1363 гг. До н. Э.), Шасу, являющихся кочевниками из Мадиама и Эдома на севере Аравии. В этом случае правдоподобная этимология для названия может быть от корня HWY, что даст значение «он ударит», соответствующий божественности погоды и может означать Бога погоды и природных явления - «Громовержца», то есть, Бога, однородного набатейскому Хубалу, провозглашенного Ал-Лахом Пророком Мухаммадом.