Муавия бин Аби Суфьян родился в Мекке у Абу Суфьяна ибн Харба и Хинд бинт Утбах (602 г. н.э.) в подклане бану Умайя клана бану Абд-Шамс племени курайшитов. Курайшиты контролировали город Мекку (на западе современной Саудовской Аравии), и бану Абд-Шамс были одними из самых влиятельных его граждан. Когда Муавия был молодым человеком, один незнакомец посмотрел на него и сказал; Я думаю, что этот человек будет править своим народом. Услышав это, его мать, Хинд, ответила; я могу потерять его, если он будет править только своим народом. Его отец Абу Суфьян ибн Харб боролся против ислама, пока армия Мухаммеда не вошла в Мекку в 630 году.
Черный камень (арабский ٱلحجر ٱلأسود, Аль-Ḥajaru al-Aswad, «Черный камень») - это скала, установленная в восточном углу Каабы, древнего здания, расположенного в центре Большой мечети в Мекке, Саудовская Аравия. Он почитается мусульманами как исламская реликвия, которая, согласно мусульманской традиции, относится ко времени Адама и Евы. Камень был почитаем в Каабе в доисламские языческие времена. Согласно исламской традиции, он была он встроен в стену Каабы пророком Мухаммадом в 605 году н.э., за пять лет до его первого откровения. С тех пор он был разбит на фрагменты и теперь зацементирован в серебряную рамку в угол от Каабы. Его внешний вид - это фрагментированный темный камень, отполированный руками паломников. Исламская традиция утверждает, что он упал с небес в качестве указания для Адама и Евы, чтобы построить жертвенник. Его часто называют метеоритом, хотя научно его внеземное происхождение не доказано. Мусульманские паломники обходят Каабу как часть ритуала тавафа во время хаджа, и многие пытаются остановить и поцеловать Черный камень, подражая поцелую, который согласно исламской традиции, он получил от Мухаммада.
История и традиция
Черный камень был предметом почитания задолго до проповеди ислама Мухаммадом. Он испокон веков связан с Каабой, которая была построена в доисламский период и была местом паломничества набатейцев, которые раз в год посещали святыню, чтобы совершить свое паломничество. В Каабе было 360 идолов богов Мекки и Месопотамии. Семитские культуры Ближнего Востока имели традицию использования необычных камней для обозначения мест отправления культа, что отражено в еврейской Библии, а также в Коране, хотя поклонение или поцелуй таких священных объектов неоднократно описывается в Танах как идолопоклонничество и был предметом пророческого упрека. Теория происхождения метеорита Черного Камня показала, что некоторые авторы ссылаются на метеорит, который был помещен и был предметом поклонения в греческом Храме Артемиды. Некоторые авторы отмечают очевидное сходство Черного Камня и его рамки с внешними женскими гениталиями и приписывают этот факт его прежней связи с ритуалами плодородия Аравии. «Красный камень» был связан с божеством южноарабского города Гайман, а в Каабе аль-Абалата (недалеко от города Табала, к югу от Мекки) был «белый камень». Поклонение в это время часто ассоциировалось с преклонением перед камнями, горами, специальными скальными образованиями или отдельными деревьями. Кааба обозначила место, где священный мир пересекался с бренным, а встроенный Черный камень был еще одним символом этого как объекта и связующего звена между небом и землей. Возможно, это связано с доисламскими божествами аль-Рахманом и Хубалом, которым ранее была посвящена Кааба; Говорят, что Мухаммад назвал камень «правой рукой аль-Рахмана». Согласно исламским убеждениям Мухаммаду приписывают установку Черного камня в том месте в стене Каабы, где он находится сейчас. История, найденная в Сирах Расула Аллаха Ибн Исхака, рассказывает, как кланы Мекки отреставрировали Каабу после крупного пожара, который частично разрушил структуру. Черный камень был временно удален, чтобы облегчить работу по восстановлению. Кланы не могли согласиться с тем, какой из них должен иметь честь вернуть Черный камень на свое место. Они решили подождать первого человека, который должен пройти через ворота и попросить его принять решение. Этот человек был 35-летним Мухаммедом, за пять лет до его пророчеств. Он попросил старейшин кланов принести ему ковер и положить Черный камень в центр. Каждый из лидеров клана держал углы ткани и нес черный камень в нужное место. Затем Мухаммад поставил камень на место, сохранив честь всех кланов. После своего завоевания Мекки в 630 году Мухаммад, как говорят, семь раз ездил вокруг Каабы на своем верблюде, касаясь Черным камнем своей палкой в жесте почтения. С течением времени камень страдал от повторных осквернений и повреждений. Говорят, что он был поражен и разбит на куски камнем, выпущенным из катапульты во время осады Омейядским халифатом в Мекке в 683 году. Фрагменты его воссоздал Абд Аллах ибн аль-Зубайр, поместив его в серебрянное обрамление. В январе 930 года он был украден карматами, которые отнесли Черный камень к своей базе в Хаджаре (современная Восточная Аравия). По словам османского историка Кутба аль-Дина, писавшего в 1857 году, караматский лидер Абу Тахир аль-Джаннаби поставил Черный камень в свою собственную мечети, Масджид-эль-Дирар, с целью перенаправить хадж от Мекки. Это не удалось, поскольку паломники продолжали поклоняться месту, где Черный Камень находился ранее. По словам историка аль-Джувейни, камень был возвращен двадцать три года спустя, в 952 году. Карматы потребовали за Черный камень выкуп и заставили Аббасидов заплатить огромную сумму за его возвращение. Он был завернут в мешок и брошен в пятничную мечеть Куфы, в сопровождении записки «По команде мы взяли ее, и по команде мы вернули ее». Его похищение и удаление причинили дополнительный урон, разбив камень на семь частей. Его похититель Абу Тахир, как говорят, встретил ужасную судьбу; по словам Кутба-эль-Дина, «грязный Абу-Тахир был поражен гангренозной болью, его плоть была съедена червями, и он умер самой страшной смертью». Чтобы защитить разрушенный камень, хранители Каабы заказали двум мекканских ювелирам серебряную рамку, чтобы поместить туда камень, и с тех пор он находится в той же структуре. В 11 веке человек, якобы отправленный фатимидским халифом аль-Хакимом би-амр-аллахом, попытался разбить Черный камень, но был убит на месте, причиним ему лишь небольшой урон. В 1674 году, по словам Иоганна Людвига Буркхардта, кто-то намазал черным камнем экскрементами, чтобы «каждый, кто поцеловал его, ушел с отвращенной бородой». Шииты из Сефевида Ирана подозревались в том, что это они были ответственными за это деяние и стали объектом проклятий от других мусульман на протяжении веков после этого, хотя исследователь сэр Ричард Фрэнсис Бертон сомневался, что они были виновниками; он приписывал акт «некоторым евреям или грекам, которые рисковали жизнью ради удовлетворения яростного фанатизма».
Значение и символизм
Исламская традиция утверждает, что Черный камень упал с Джанны (Сада в Эдеме), чтобы показать Адаму и Еве, где построить алтарь, который стал первым храмом на Земле. Мусульмане считают, что камень изначально был чистым и ослепительно белым, но с тех пор стал черным из-за грехов людей, которые его касаются. И в самом деле, Риттер фон Лорин, австрийский генеральный консул в Египте, смог осмотреть фрагмент Камня, вынятого из оправы Мухаммедом Али в 1817 году, и сообщил, что он имеет черную поверхность и серебристо-серую, мелкозернистую внутреннюю часть, в которую встроены крошечные кубики бутылочно-зеленого материала. По имеющимся сообщениям, на поверхности Камня есть несколько белых или желтых пятен, и он официально считается белым, за исключением его верхнего черного слоя. Его черный цвет считается символом сущности духовной силы отчуждения и нищеты для Бога (faqr) и вымирания эго, необходимого для продвижения к Богу (qalb). Согласно пророческой традиции: «Прикосновение к нему (Черному камню и аль-Рукн аль-Ямани) приносит искупление за грехи». Адамовый алтарь и камень, как говорили, были потеряны во время Потопа Ноя и забыты. Говорят, что Ибрагим (Авраам) позже обнаружил Черный камень на первоначальном месте алтаря Адама, когда ангел Джибраил (Гавриил) открыл его ему.
Ибрагим приказал своему сыну Исмаэлю, который в мусульманских убеждениях является предком Мухаммада, построить новый храм, Каабу, в который должен был быть встроен камень. Другая традиция гласит, что Черный камень был изначально ангелом, поставленным Богом в Эдемском саду, чтобы охранять Адама. Ангел отсутствовал, когда Адам съел запретный плод и в качестве наказания за это, его превратили в драгоценный камень - Черный камень. Бог предоставил ему силу речи и поставил ее на вершину горы Абу-Кубайс, в историческом районе Хурасана, прежде чем переместил гору в Мекку. В последние годы появились несколько литералистических взглядов на Черный камень. Небольшое число приверженцев стало трактовать в буквальном смысле хадисы о камне и его способности вещать и пророчествовать, обычно воспринимаемые как аллегорические, которые утверждают, что « у Камня проявятся в Судный день (Кийама) глаза и язык, чтобы говорить, и дать показания в пользу всех, кто поцеловал он в истинной преданности, но выступить против того, кто предавался сплетням или бесчеловечным разговорам во время его обхода и обхода Каабы».
В начале XX века Иван Алексеевич Бунин написал одноимённый стих о Чёрном камне:
Он драгоценной яшмой был когда-то,
Он был неизреченной белизны -
Как цвет садов блаженного Джинната,
Как горный снег в дни солнца и весны.
Дух Гавриил для старца Авраама
Его нашёл среди песков и скал,
И гении хранили двери храма,
Где он жемчужной грудою сверкал.
Но шли века - со всех концов вселенной
К нему неслись молитвы, и рекой
Текли во храм, далёкий и священный,
Сердца, обременённые тоской…
Аллах! Аллах! Померк твой дар бесценный -
Померк от слёз и горести людской!
<1903-1905>
Муавия, Мухаммед и Али имели одного и того же прапрадеда, Абд Манафа бин Кусая, у которого было четверо сыновей: Хашим, Мутталиб, Науфал и Абду Шамс. Хашим был прадедом Али и Мухаммеда. Акил ибн Аби Талиб (букв. «Акил, сын Абу Талиба»; полное имя Абу Язид Акил ибн Аби Талиб ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим, арабский: 580-670 или 683, был двоюродным братом Пророка Мухаммеда (ок. 570-632) и старшим братом Али ибн Аби Талиба (ок. 600-661) и Джафара ибн Аби Талиба (ок. 590-629).
Сражаясь на стороне курайшитских правителей Мекки против Мухаммеда и первых мусульман, он обратился в ислам за несколько лет до смерти пророка в 632 году. При втором халифе Умаре ибн аль-Хаттабе (годы правления 634-644) , он был назначен экспертом по генеалогии курайшитов. Во время соперничества между своим братом Али (правившим четвертым халифом с 656 г. до своей смерти в 661 г.) и Муавией (первым омейядским халифом, годы правления 661-680) Акиль сначала выбрал сторону своего брата, но позже покинул его в пользу Муавии, поскольку последний предложил ему более выгодные финансовые стимулы.
Более поздние авторы отметили его красноречием, а также передачей ряда хадисов. Из-за его близкого родства как с пророком Мухаммедом, так и с Али ибн Аби Талибом, его потомки иногда причислялись к Ахл аль-Байт (расширенная семья пророка, почитаемого мусульманами-шиитами) более поздними поколениями. В частности, подавляющее большинство сомалийских кланов утверждают, что они произошли от Акила ибн Аби Талиба, хотя это исторически несостоятельно.
Говорят, что Акил ибн Аби Талиб родился на 10 лет позже своего старшего брата Талиба ибн Аби Талиба (первого сына дяди Мухаммеда по отцовской линии и опекуна Абу Талиба и Фатимы бинт Асад), и на 10 и 20 лет раньше своих младших братьев Джафара ибн Аби Талиба и Али ибн Аби Талиба соответственно. После смерти своего отца Абу Талиба в ок. В 619 году Акил и его старший брат Талиб унаследовали большое богатство Абу Талиба.
Первоначально сражаясь против Мухаммеда в битве при Бадре (624 г.), в которой он был взят в плен, а затем выкуплен на свободу своим дядей аль-Аббасом ибн Абд аль-Мутталибом, он обратился в ислам около 629 или 630 г. и, возможно, участвовал на мусульманской стороне в битвах при Муте (629 г.) и Хунайне (630 г.).
После победы мусульман и смерти Мухаммеда в 632 г. Акил некоторое время жил в военных лагерях Куфы и Басры, поддерживая своего брата Али (правившего из Медины в качестве четвертого халифа, 656-661 гг.). Однако позже он, возможно, покинул Али, поскольку он переехал в Сирию, чтобы присоединиться ко двору первого омейядского халифа Муавии I (годы правления 661-680). Согласно более поздней традиции, изменение взглядов Акиля было мотивировано тем фактом, что Муавия был более готов, чем Али, платить свои долги. Хотя он, возможно, отказался от претензий хашимитов на халифат и вместо этого политически поддержал конкурирующие претензии Омейядов, он всегда защищал своего брата Али от любой критики, направленной против него при дворе Муавии.
Акил был специалистом по генеалогии племени курайшитов (главное племя Мекки, к которому принадлежали как семьи хашимитов, так и семьи Омейядов). Второй халиф Умар ибн аль-Хаттаб (годы правления 634-644) поручил ему записывать имена членов курайшитов в клановый реестр (диван) и разрешать споры, касающиеся генеалогии.
Он был женат на Фатиме бинт Утба, от которой у него было несколько детей (самым известным из них был Муслим ибн Акиль). В отличие от своего отца, несколько его сыновей решили сражаться за дело хашимитов и были замучены вместе со своим двоюродным братом аль-Хусейном ибн Али ибн Аби Талибом в битве при Кербеле в 680 году. Сам Акил умер в Медине, ослепнув, либо в 670 г., либо (по другому сообщению) в 683 г.
Наследие
От имени Акила было передано множество пророческих преданий (хадисов), и он также фигурировал в хадисах, переданных другими. Согласно одной из них, пророк Мухаммед выражал свою двоякую любовь к Акилю: любовь к нему из-за его родства с ним, а другую любовь из-за того, что Акил был любимым сыном Абу Талиба (сам Мухаммад был в близких отношениях с Абу Талибом, который усыновил его после того, как его собственный отец Абдулла ибн Абд аль-Мутталиб умер за несколько месяцев до его рождения).
Более поздние писатели часто цитировали Акила за его красноречие и остроумные ответы, адресованные как его жене Фатиме бинт Утба, так и Муавии. Похоже, он был богатым человеком, владевшим несколькими владениями как в Мекке, так и в Медине. Одно из его владений в Медине, Дар Акил (букв. «Дом Акиля»), по-видимому, содержало кладбище, на котором жили многие известные ранние мусульмане (особенно члены семьи хашимитов, такие как дочь Мухаммеда и Али ибн Аби). жена Талиба Фатима), как говорят, похоронена.
Потомки Акила через его сына Мухаммеда, известного под именем аль-Акили, иногда рассматривались последующими поколениями как члены Ахл аль-Байт (расширенная семья пророка Мухаммеда, которого шииты считали имеющим право на получение титула халифа) , как и потомки его братьев Али (Алидов) и Джафара (Джафаридов), а также потомков дяди трех братьев аль-Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба (Аббасидов).
Заявления о происхождении сомалийскими кланами
В частности, подавляющее большинство сомалийских кланов ведут свое происхождение от Акила ибн Аби Талиба либо через Самаале, источник названия «Сомали»; предполагаемый праотец северных скотоводческих кланов, таких как Хавийе, Дир и - по материнской линии через Дир - Исак и Дарод), через Саб (предполагаемый праотец южных земледельческих кланов, таких как Дигил или Раханвейн), или через Дарод (предполагаемый праотец северного клана Дарод). Хотя эти генеалогические утверждения исторически несостоятельны, они действительно отражают давние культурные контакты между Сомали (особенно, хотя и не исключительно, его самой северной частью Сомалиленд) и Южной Аравией.
Дарод ( сомалийский : Дааруд , арабский : دارود ) - сомалийский клан. Родоначальником этого клана был шейх Абдирахман бин Исмаил аль-Джабарти, более известный как Даруд. Клан в основном селится на вершине Африканского Рога и его периферии, во внутренних районах Сомали до Оромии и по обе стороны кенийско-сомалийской границы.
Клан Дарод является крупнейшей сомалийской клановой семьей на Африканском Роге.
Согласно ранним исламским книгам и сомалийской традиции, Акиль Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб Аль-Кураши был потомком Абдирахмана бин Исмаила аль-Джабарти (Дарод), сына суфийского шейха Исмаила аль-Джабарти из ордена Кадирийя, бежавшего свою родину на Аравийском полуострове после ссоры с дядей. Считается, что в 10 или 11 веке нашей эры Абдирахман поселился в Сомалиленде, прямо за Красным морем, и женился на Добире, дочери вождя клана Дир. Говорят, что этот союз дал начало семье клана Дарод. Таким образом, он установил матрилатеральные связи с основным стволом Самале.
По словам британского антрополога и ветерана сомалийских исследований Иоана Льюиса, традиции происхождения от знатных арабских семей, связанные с Пророком, скорее всего, являются образным выражением важности ислама в сомалийском обществе. Однако «в этих легендах есть сильный исторически достоверный компонент, который, в случае Дарод, подтверждается нынешней практикой представителя Дира, исполняющего обязанности на церемонии вступления в должность главы семьи Дарод».
Подобная клановая мифология существует для шейха Исхака ибн Ахмада аль-Алави, который, как говорят, произошел от некоего шейха Исхака ибн Ахмада аль-Алави, другого Бану Хашим, прибывшего в Сомалиленд примерно в то же время. Как и в случае с шейхом Исааком, существует также множество существующих агиологий на арабском языке, в которых описываются путешествия, работа и жизнь шейха Дарода в северном Сомали, а также его передвижения в Аравии до его прибытия. Помимо исторических источников, таких как «Акилиун» аль-Масуди, современный манаакиб (сборник славных деяний), напечатанный в Каире в 1945 году шейхом Ахмадом бин Хусейном бин Мухаммадом под названием «Манакиб ас-Шейх Исмаил бин Ибрагим аль-Джабарти», также обсуждает шейха Дарод и его предложение отец Исмаил аль-Джабарти, последний из которых, как сообщается, похоронен в Баб-Сихаме в округе Забид на западе Йемена.
Собственная могила шейха Дарода находится в Хайлаане, расположенном в районе Санааг в Сомалиленде. Шейх Исаак похоронен неподалеку в Майде, как и шейх Харти, потомок шейха Дарода и прародитель подклана Харти Дарод, чья могила находится в древнем городе Каабле.
Маулид (день рождения) шейха Дарода также отмечается каждую пятницу публичным чтением его манаакиба.
Дарод были сторонниками имама Ахмада ибн Ибрагима аль-Гази во время его завоевания Абиссинии в 16 веке; особенно подкланы Харти, Марехан и Бартайр, которые, среди прочего, сражались в Шимбра-Куре. В своем средневековом «Футух аль-Хабаш», документирующем эту кампанию, летописец Шихаб ад-Дин указывает, что 300 солдат харти принимали участие в армии султаната Адал имама Ахмада. Он описывает их как «известных среди пехоты как флегматичные фехтовальщики» и «людей, не склонных уступать».
Дарод считается сыном известного арабского шейха Исмаила бин Ибрагима аль-Джабарти, который похоронен в районе Забид в Йемене, известном арабском племени, из которого происходит последний пророк ислама Мухаммед. В 2009 году бывший президент Сомали Абдуллахи Юсуф посетил могилу Исмаила бин Ибрагима Аль-Джабарти в Йемене.
По мнению многих средневековых и современных исламских историков, Дарод происходит от Акила ибн Аби Талиба, двоюродного брата Мухаммеда и брата Али ибн Аби Талиба. В древней исламской книге по истории, названной Аль-Масуди «Акилиюн», подробно рассказывается о потомках Акила ибн Аби Талиба, в которой также упоминается Дарод. В книге приводится родословная шейха Дарода как Абдирахмана бин Исмаила бин Ибрагима бин Абдирахмана бин Мухаммада бин Абди Самада бин Ханбала бин Махди бин Ахмеда бин Абдалле бин Мухаммада бин Акаила бин Абу-Талиба бин Абдул-Муталиба бин Хашима бин Кусая.
Родословная шейха Дарода/Дауда: Дауд ибн Исмаил ибн Ибрагим ибн Абдулсамад ибн Ахмед ибн Абдаллах ибн Ахмед ибн Исмаил ибн Ибрагим ибн Абдаллах ибн Исмаил ибн Али ибн Абдаллах ибн Мухаммад ибн Хамид ибн Абдаллах ибн Ибрагим ибн Али ибн Ахмед ибн Абдаллах ибн Муслим ибн Абдаллах ибн Мухаммад ибн Акиль ибн Аби-Талиб аль-Хашими аль-Кураши». Аль-Акили добавляет, что среди сыновей шейха Исмаила Аби-Бакар, Дауд, Ахмад и Абдулсамад, чьи другие потомки населяют регионы Хадрамаут и Махра в Южной Аравии.
Умайя бин Абду Шамс был прадедом Муавии. После того, как Мухаммед и другие мусульмане переселились в Медину в 622 году, курайшиты конфисковали оставленные ими вещи. В 624 году Абу Суфьян был назначен руководителем большого торгового каравана, перевозившего целые товары курайшитов в Сирию для торговли. Караван сопровождали около 40 или 50 солдат. Мухаммед узнал, что караван проходил недалеко от Медины по пути в Сирию, и организовал мусульманские силы из 300 человек, чтобы перехватить его. Мусульманский контингент не смог перехватить караван. Они прибыли после того, как караван уже прошел мимо Медины. Абу Суфьян узнал о плане мусульман от разведчиков, которых он развернул, и в ответ послал в Мекку одного солдата, чтобы сплотить курайшитов для вооружения против мусульман. Мусульмане закончили тем, что перехватили эту мекканскую армию, численностью около 1000 человек, на равнинах Бадра через несколько дней после того, как пропустили предыдущий караван. Этот конфликт, битва при Бадре, в конечном итоге привел к победе мусульман. Смерть большинства курайшитских лидеров в битве не только оставила Абу Суфьяна лидером Мекки, но и ознаменовала исполнение Коранического пророчества в суре Ар-Рум 2-4.
Битва при Бадре (араб. غزوة بدر)- первое крупное сражение между мусульманами и курайшитами (до данной битвы в 623-624 состоялось несколько малых столкновений между мусульманами и мекканцами), произошедшая во втором году по хиджре семнадцатого числа месяца Рамадан в пятницу утром 17 марта 624 гг. в Хиджазе (запад Аравийского полуострова). Крупная боевая победа мусульман и фактически поворотный пункт в их борьбе против курайшитов. Усилила распространение ислама вплоть до крупного поражения мусульман в битве при Ухуде (627). Мусульманская армия насчитывала 300-317 человек, 82-86 мухаджиров, 61 человек из племени Аус и 170 из племени Хазрадж. Участников битвы при Бадре мусульмане называют асхаб аль-Бадр. Абу Суфьян служил военным лидером в последующих мекканских кампаниях против Медины, в том числе в Битве при Ухуде в 625 году и в Битве у Рва в 627 году, но не смог добиться окончательной победы.
Битва при Ухуде (Охуде) (араб. غزوة أحد, транслит. Ġazwat ʾUḥud) состоялась 23 марта 625 (3 шавваля 3 года Хиджры) у горы Ухуд, северо-западная часть Аравийского полуострова, между силами мусульманской уммы Медины во главе с пророком Мухаммадом и силами курайшитов во главе с Абу Суфианом из Мекки. Битва при Ухуде стала реваншем курайшитов за битву при Бадре, выигранную мусульманами в 624. После битвы при Ухуде Абу Суфьян возглавлял мекканцев в течение 5 лет вплоть до завоевания города мусульманами. Несмотря на явное превосходство противника в численности, мусульмане рано захватили инициативу и начали теснить мекканцев, из-за чего лагерь мекканцев остался без защиты. Однако, когда мусульмане оставили свои укрепления, чтобы штурмовать лагерь мекканцев, неожиданная атака кавалерии мекканцев внесла сумятицу в их ряды. Многие мусульмане были убиты, и им пришлось отступить. Мекканцы не преследовали мусульман, а вернулись в Мекку и объявили о победе, как оказалось, первой и последней, над Мухаммадом. Абу Суфьян лично возглавлял армии курайшитов в Битве у Рва и других сражениях. В 8 году хиджры курайшиты нарушили Худайбийский мирный договор, что стало поводом к наступлению десятитысячной мусульманской армии на Мекку. Абу Суфьян прибыл в Медину и безуспешно пытался договориться с пророком Мухаммадом возобновить действие мирного договора. Накануне завоевания Мекки мусульманами Абу Суфьян прибыл в лагерь мусульман, связался с Аббасом ибн Абд аль-Мутталибом и пришёл вместе с ним к пророку Мухаммаду. Там Абу Суфьян объявил о принятии ислама и обговорил условия сдачи Мекки. Пророк Мухаммад обещал защиту всем мекканцам, которые не будут сопротивляться мусульманским войскам. После этого мусульмане без кровопролития взяли Мекку. Войдя в Каабу, пророк Мухаммад сокрушил всех идолов, которые там находились, и объявил о помиловании всех своих врагов.
После принятия ислама Абу Суфьян сражался вместе с мусульманами в битве при Хунайне, участвовал в осаде Таифа. Затем пророк Мухаммад послал его в качестве наместника в Наджран. При халифах Абу Бакре и Умаре Абу Суфьян занимал государственные посты. В возрасте 70 лет он находился в составе армии мусульман, сражавшейся против Византии в Сирии. Его сын Язид командовал отрядами в битве при Ярмуке. В этом сражении участвовал и Абу Суфьян. Другой его сын Муавия стал основателем династии Омейядов, которая на протяжении почти 100 лет управляла Халифатом. Абу Суфьян умер в возрасте около 91 года в Медине.
Сражение у Рва
5 апреля 627 г. состоялось Сражение у Рва (Маракат аль-Хандак, Явм аль-Хандак, или Газват аль-Хандак, или Газват аль-Аззаб), или битва при Медине (дху л-када 5 Хиджры) между мусульманами, иммигрировавшими в Медину, и их мединскими союзниками, обращенными с одной стороны, и мекканцами и их языческими союзниками с другой. После битвы при Ухуде мусульмане быстро возобновили свою политику нападения на караваны языческой Мекки. Чтобы раз и навсегда решить эту проблему, меккане организовали свою величайшую военную экспедицию за все время, чтобы попытаться уничтожить мусульман. Они больше не могли рассчитывать на лидера с качествами Халида ибн аль-Валида, но они взяли с собой Ахавишей - семь тысяч человек с 300 лошадей и 1500 верблюдов - из которых неизвестно, были ли они случайными наемниками или членами племен, которые жили под Меккой и с которыми у курайшитов у него были тесные отношения сотрудничества и союза. Повинуясь на этот раз своему пророку Мухаммеду, три тысячи мусульман оставались тщательно закрытыми на своих оборонительных позициях, никоим образом не принимая столкновения с намного превосходящими силами язычников, которые составляли десять тысяч человек и 600 лошадей. В качестве меры предосторожности Мухаммед также приказал вырыть траншею (по сути, хандак, или «ров») по всему периметру города, чтобы мекканские конные силы не могли быстро проникнуть в Медину, форсируя линию обороны. Женщины и дети Медины были укрыты в укреплённых башнях. Однако предательство со стороны Кааба ибн Асада, который заключил договор о ненападении от племени Бану Курайза (иудеи Медины), а затем нарушил его, стало причиной опасности нападения на Медину. Сам Кааб сначала не хотел этого делать, говоря, что от Мухаммада, кроме честности и верности данному слову, ничего не видел, но потом всё же поддался на уговоры. Мухаммад сказал Сааду ибн Муазу и Сааду ибн Убаду узнать, правда ли это. Если это правда, то Саад должен был сказать об этом иносказательно, чтобы не ослаблять дух остальных, а если не правда, то должен был возвестить об этом громко. Положение же оказалось ещё хуже. Бану Курайза уже оскорбляли Мухаммада, говоря что и нет никакого договора. В итоге положение мусульман стало критическим. Некоторые даже стали критиковать Мухаммада. Противостояние с язычниками длилось больше двадцати дней, в течение которых были только перестрелки из лука и блокада.
Мухаммад послал к племени Гатафан людей с предложением отдать им треть даров Медины при условии, что они уйдут. Был подписан договор между Мухаммадом и двумя вождями этого племени. Мухаммад сказал, что сделал это для того чтобы «снять шипы» с мусульман. Саад ибн Муаз настоял на сражении, Мухаммад не возразил и договор был стёрт. Отдельные всадники курайшитов, в числе которых был Амр ибн Абд Вудди, выбрали узкое место в траншее, и прорвались через него. Их встретил Али, единственный доброволец, ответивший на зов пророка сразиться с неверными, который вызвал Амра на бой, призвав его также к исламу. В этот момент об поступке Али, Мухаммад сказал: «Вот и вся вера вышла против неверия». Амр отказался от ислама, не хотел принимать вызов на единоборство с Али, но Али настоял на нём, сказав, что хочет убить Амра. Амр от злости даже ударил коня мечом по ногам и кулаком по морде. Али убил Амра, и конники, испугавшись, скрылись. Тогда Мухаммад сказал: «Удар нанесенный Али у рва, выше поклонения всего человечества!».
Бой между Али ибн Аби Талибом (слева) и Амр ибн Абд аль-Вудом (справа) во время битвы у рва
Нуайм ибн Масуд, который уже был мусульманином, но даже его родня не знала об этом, внёс раскол среди курайшитов, племенем Гатафан и Бану Курайза. Вскоре эти разногласия усилились. Кроме этого, дул сильный ветер, который опрокидывал их котлы и срывал палатки, были очень холодные ночи, а костры гасли. Мухаммад послал Хузайфу ибн аль-Йамана, чтобы тот посмотрел, что делают курайшиты. Положение курайшитов из-за погоды и раскола с Бану Курайза было уже критическим. Абу Суфьян решил покинуть курайшитов. Хузайфа мог его убить стрелой, но из-за слов Мухаммада, сказавшего, чтобы он ничего не устраивал, не стал этого делать. Гатафиты тоже поспешили отступить. На утро Мухаммад со сподвижниками вернулись обратно в Медину и сложили оружие. Но Мухаммад приказал идти на племя Бану Курайза, которые нарушили договор. В битве у рва из мусульман погибло шесть человек. Из язычников были убиты три человека. За тело Науфаля ибн Абдаллаха Мухаммаду хотели заплатить деньги, чтобы вернуть тело, но Мухаммад отказался и от тела, и от денег и не стал препятствовать в выносе тела. Ибн Хишам передал, что за тело передали десять тысяч дирхамов. Мухаммад сказал, что курайшиты больше не нападут на мусульман.
Коран о Битве у Рва
Сура Сонмы (союзники): аят 10-11:
Вот они напали на вас сверху и снизу, и тогда взоры замерли, сердца достигли горла, и вы стали делать предположения об Аллахе.
Там верующие подверглись испытанию и сильному потрясению.
В конце концов обе стороны согласились на перемирие, соглашение о Худайбийе в 628 году, которое позволило мусульманам совершить паломничество в Каабу.
Худайбийский мирный договор
(Худайбия находится в 24 км западнее Мекки на дороге в Джидду)
Соглашение аль-Худайбийя (по-арабски صلح الحديبية, ḥulḥ al-Ḥudaybiyya) было договором, заключенным в Дха-ла-Када 6-го года Хиджры (628 марта) между мусульманами во главе с Мухаммедом и мекканским племенем курайшитов. После битвы у рва, благодаря которой мединцы и эмигранты из Мекки одержали значительную победу над мекканцами, Мухаммед решил увенчать это успешное предприятие эффективным жестом. Поэтому он решил совершить умру (необязательное или «незначительное» паломничество для ислама) в Каабу в знак повторного овладения территорией, которую несколькими годами ранее он потерял. Похоже, он задумал этот проект, следуя своему видению, в котором он, казалось, присутствовал на церемониях в Мекке и получал ключи от города. Таким образом, в марте 628 года Мухаммед двинулся в Мекку во главе тысячи шестисот вооруженных людей, и ведя с собою около семидесяти животных для ритуальных жертвоприношений. Первоначально жители Мекки интерпретировали продвижение мусульман как попытку напасть на город. Женщины были эвакуированы, а мужчины готовились к битве. Навстречу приближающимся мусульманам мекканцы выслали Халида ибн аль-Валида с 200 всадниками. Хали́д ибн аль-Вали́д аль-Махзуми (араб. خالد بن الوليد المخزومي; 592, Мекка - 642, Хомс) , этот мекканский полководец из племени Курейш, сначала был противником пророка Мухаммада, и в 625 году нанёс урон мусульманам в битве возле Ухуда, а позднее - один из сподвижников пророка Мухаммада, получивший прозвище Сайфуллах (араб. سيف الله - меч Аллаха). Мухаммед, со своей стороны, не был убежден в положительном результате в случае вооруженного противостояния: возможно, из-за неуверенности, из-за неопределенного поведения бедуинов, его союзников или, возможно, из-за проблем с водоснабжением. Исламский пророк Мухаммед и его верующие остановились в городе Худайбия, примерно в 15 км от Мекки, где было священное дерево. С этого момента началась серия долгих переговоров между двумя сторонами. С одной стороны, курайшиты не хотели, чтобы мусульмане имели возможность пересечь границу города, опасаясь нападения со стороны тех паломников, которые, тем не менее, носили с собой оружие. С другой стороны, последователи Исламского Пророка (по крайней мере, официально) стремились исполнить священный долг паломничества. Мухаммед решил послать в Мекку в качестве посредника Утмана (Усмана) ибн Афана, чем угодил мекканцам, так как он являлся представителем клана Бану-Абд Шамс.
Усман ибн Аффан (араб. عثمان بن عفان, транслит. Утман ибн ʿАффан), также известный на английском языке турецким и персидским переводом Осман (579 - 17 июня 656), был двоюродным братом, зятем и известным компаньоном Исламского пророка Мухаммеда, третьего из Рашидунов, или «Праведных халифов». Родившись в известном мекканском клане, бану Умайя из племени курайшитов, он сыграл важную роль в ранней исламской истории. Когда халиф Умар ибн аль-Хаттаб умер в возрасте 59/60 лет, Утман, в возрасте 64/65 лет, стал его преемником и стал вторым по возрасту правителем Халифата и первым халифом из клана Умаййа (Омеййадов). Тем временем, Исламский Пророк, чтобы предотвратить возможное злорадство, попросил своих Сподвижников подтвердить свою лояльность. Это произошло с клятвой, упомянутой в Коране (сура XVIII: 18), так как бай’ат аль-ридван («клятва принятия») также называлась для места, где это произошло, бай’ат татс аш-шаджара («клятва под деревом»).
Другая версия событий гласит, что клятва Байа Ридван была дана по другому поводу: Усман ибн Афан, отправленный к курайшитам в качестве перговорщика, задержался в Мекке и среди обеспокоенных паломников прошёл слух, что его убили. Собравшись под деревом, мусульмане присягнули пророку Мухаммеду в отмщении за Усмана и эта присяга получила название Байа Ридван (араб. بيعة الرضوان - присяга удовлетворения). Лица, принесшие присягу, пользовались особым уважением остальных мусульман, а дерево, под которым это происходило, стало особым местом поклонения, до тех пор пока халиф Умар ибн Хаттаб не приказал срубить его. Однако, через несколько дней Усман вернулся и с ним прибыли послы из Мекки во главе с Сухейлом б. «Амр, и именно так было подписано соглашение, называемое Худайбийским договором, которое обсуждалось пункт за пунктом.
Мухаммеду пришлось отказаться от использования формулы «во имя Аллаха Милостивого и Милосердного», потому что она не была признана язычниками Мекки. Другим условием, названным последним, было обязательство Сподвижников Пророка возвращать наставникам тех, кто присоединился к мусульманам без разрешения. Эти компромиссы вызвали замешательство у мединцев и эмигрантов из Мекки, в частности у Умара ибн аль-Хаттаба, который неохотно повиновался, а затем с большой искренностью заявил, что находится в шаге от отречения. С другой стороны, мусульмане получили гарантии, что смогут совершить паломничество в Каабу в следующем году, а в этот раз их в город так и не пропустили. Курайшиты наконец-то договорились с мусульманами о десятилетнем военном перемирии.
Пророк Мухаммед согласился выполнять условия договора, предложенного курайшитами, а пункт договора о беглецах пришлось исполнить в первый же день, вернув курайшитам сына Сухайля. После подписания договора пророк Мухаммед сбрил голову и приказал резать жертвенных животных. Худайбийское соглашение представляло собой важную и значимую стратегическую победу, даже не смотря на то, что Исламскому Пророку пришлось столкнуться с упадочными настроениями в рядах тех последователей, которые предпочли бы силовое решение вопроса. Видение Мухаммеда о Мекке было вознаграждено в следующем году по случаю паломничества в Каабу под названием «Умрат аль-Када». Перемирие создало базу для политического укрепления мусульман, поскольку соглашение продемонстрировало жителям Аравийского полуострова силу уммы, поэтому многие с этого момента решили принять новую веру.