Истерическая демоНИЗация (таки +18)

Oct 27, 2015 11:16

С этого начиналась как есть психология...

И священникам на заметку из комментариев:
Еще когда учились, один наш старый препод на такой вопрос так ответил-
" а это все благодаря развитию кинематографа исчезло!"
Мы удивились тогда, а он уточнил:" теперь в окружении такой истерички или истерика обязательно найдется тот, кто смотрел соответствующий фильм и или даст по морде со всей дури, или обольет водой. То и другое неприятно, а истерики люди предусмотрительные, они никогда не упадут так, чтоб ушибиться, потому публичные истерики теперь только в церквях. Там по морде не бьют. И действительно- за всю практику видела только две истерические дуги. И все.

Оригинал взят у uncle_doc в Истерическая демонстрация


Пьер-Андре Бруйе, «Лекция в клинике Сальпетриер», 1887. Музей медицинского факультета Парижского университета.

И снова небольшое лирическое отступление по теме искусства, отражающего историю медицины.

Картина «Лекция в клинике Сальпетриер» была написана французским художником Пьером-Андре Бруйе в 1887 году и с большим успехом выставлялась в Париже. На ней изображен выдающийся врач Жан-Мартен Шарко, один из основателей современной неврологии и психотерапии. Профессор запечатлен в момент проведения занятий, он демонстрирует слушателям одну из своих пациенток.

В целом картина по манере напоминает многие полотна, на которых хирурги рассекают трупы или оперируют больных в анатомических театрах при свете свечей и в присутствии самых разнообразных зрителей. Однако действие в случае с доктором Шарко происходит вовсе не в подобном театре, а в одном из хорошо освещенных помещений старинного павильона больницы. Именно там каждый вторник он демонстрировал образцы поведения больных истерией.

Собрания постепенно превратились в настоящие шоу, на них приходили не только студенты-медики и врачи, но и члены высшего общества, писатели, философы. Довольно быстро появились и критики, утверждавшие, что происходящее никакого отношения к медицине не имеет, а Шарко на самом деле нанимает актеров и подбирает публику, легко поддающуюся внушению. Впрочем, их обвинения не подтверждались.

Так, хорошо известно, что женщину, изображенную на картине, зовут Бланш Уитман. Она действительно была профессионалом, но не в актерском деле. Её называли «королевой истерики» или «культивированной истеричкой». Шарко предпочитал ее присутствие, когда нужно было проиллюстрировать на клинических примерах состояние гипноза, эпилептоидные припадки, которые могли вызываться прикосновением к так называемым «истерогенным зонам», расположенным в подмышечных впадинах, а останавливаться - сдавлением яичников.

Один из учеников профессора Шарко описывал Уитман так: «Бланш высока, около 1,64 м, корпулентна (70 кг), рыжая, с лимфатической конституцией. Кожа белая. Грудь большая. Умственные способности ниже среднего. Память достаточно хорошая. Ее взгляд блестящий: вид мужчин и контакт с ними вызывает в ней особое возбуждение».

На картине женщина изображена в момент прохождения четырех стадий так называемой «большой истерии», как ее определял сам Шарко. Он объясняет собравшимся происходящее, в то время как один из его помощников, Жозеф-Франсуа Феликс Бабинский, поддерживает ее, пристально глядя на пациентку.

Возле Уитман стоит пожилая женщина. Это Маргарет Боттар, или Боботта, старшая сиделка в женском отделении больницы Сальпетриер. Организованная, старательная и преданная сотрудница, которую очень ценил Шарко. За свою долгую профессиональную деятельность она получила множество наград, а в 1898 году ей была вручена медаль Почетного легиона.

Другие ассистенты - Поль-Мари-Луи-Пьер Рише, чьи идеи о гипнозе оказали особое влияние на Зигмунда Фрейда, Шарль-Самсон Фере, стоящий рядом с ним у стола, где находится катушка индуктивности, снабжающая током электроды, которые держит в руках Шарко. Также можно увидеть известных неврологов Пьера Жане и Жоржа Жиля де ла Туретта. Возле окна стоит сын Шарко, Жан-Батист, посвятивший себя исследованию Арктики и позже погибший в кораблекрушении.

Бланш Уитман после смерти Жана-Мартена Шарко была переведена в Отель-Дье. Поскольку мода на истерию постепенно прошла, бывшая пациентка постепенно успокоилась и даже устроилась на работу - поначалу в фотографическую, а позже и в радиологическую лабораторию Кюри. Последнее место работы стало причиной развития у нее рака. Когда Уитман спросили, симулировала ли она истерические припадки на показах профессора она ответила: «Если у нас приступ, мы не можем вести себя иначе. И в этом не было ничего приятного. Кроме того, вы верите, что было легко одурачить месье Шарко? Были, конечно, и такие пациентки, которые пытались ломать комедию, но Шарко метал в них простой, но вместе с тем испепеляющий взгляд, после чего они немедленно успокаивались».

Термин «истерия» происходит от греческого ὑστέρα, то есть матка. Собирательное обозначение самых различных женских расстройств, связанных якобы с блужданием матки по телу. Впервые описана в древнеегипетских папирусах примерно за 2 тысячи лет до нашей эры. Собственно название болезни появилось в Древней Греции, оно встречается в «Гиппократовом сборнике».

Диагноз был чрезвычайно популярен у врачей XIX-XX века, его ставили, если женщина демонстрировала на публике эмоциональные реакции - слезы, смех, крики. Кроме того, истерию ставили при судорогах, параличах, нарушениях чувствительности, ухудшении слуха и зрения, любых помрачениях сознания, повышенной сексуальной активности, одышке, бессоннице. В руководстве Джорджа Тейлора 1859 года издания перечень состояний, относящихся к истерии, занимал 75 страниц.




Лечение было самым разнообразным - от гидротерапии, предложенной, к слову, Шарко (до сих пор мощный водный контрастный массаж носит его имя) до хирургического удаления матки. Широко практиковался трансвагинальный массаж органов таза: ручная стимуляция половых органов пациенток проводилась до тех пор, пока они не испытывали «многократные истерические пароксизмы», более известные сегодня как оргазм.




В 1870-х годах появились электромеханические стимулирующие устройства, прародители современных вибраторов. Одна из версий изобретения чрезвычайно полезного девайса изложена в британском фильме «Без истерики!»/«Hysteria» 2011 года. Героиня, на которой проводятся первые испытания устройства, внешне даже немного напоминает Бланш Уитман.

По мере развития медицины, появления новых диагностических методов, в том числе электрофизиологических и рентгеновских, стало ясно, что истерии в том понятии, в котором ее описывали до XX века, не существует. Большую роль в этом сыграли Жан-Мартен Шарко и Зигмунд Фрейд. Сегодня состояния, ранее относившиеся к «истерии», разошлись по различным психиатрическим нозологиям (эпилепсия, шизофрения, пограничные расстройства личности, тревожные расстройства и т.п.), а часть из них, например, яркий оргазм с громкими аудио- и амплитудными визуальными эффектами считаются вариантом нормы. Что не может не радовать.

Опубликовано в журнале «Российские аптеки», 2015, №5.

научные тропы, медицина, психология

Previous post Next post
Up