«Фрэндли Файер» по фински. Эпизод 1.

Nov 13, 2023 00:04



Весной 1943 на аэродроме Иммола проходили курсы ночных истребителей, когда они были организованы, мне не известно, но по крайней мере 20.04.43 из состава LeLV-24 курсам были переданы 2 Брюстера BW-368 и BW-384. Скорее всего примерно в это же время курсы и были открыты. Руководил курсами кавалер Креста Маннергейма №98 капитан Вейкко Кару из LeLV-30.



Вечером 25.05.1943 постами ВНОС был замечен двухмоторный самолёт, опознанный как ДБ-3 и в 22.50 с аэродрома Иммола взлетел Брюстер BW-368, пилот капитан Кару, и взял курс на юг. Донесение в штаб ВВС(перевод мой, вольный):-«...После взлета, над южной оконечностью оз.Иммола, на высоте около 500м заметил темную точку прямо под собой, направляющуюся к аэродрому Иммола. Сразу же развернулся в его сторону. В пикировании я набрал большую скорость, поэтому дал ручку влево вверх. Пролетая мимо самолета не увидел опознавательных знаков. Тип самолета Не-111.....До сих пор я не увидел наших  знаков идентификации( скорее всего имеются ввиду желтые полосы). Дал короткую очередь по правому мотору, который сразу слабо задымил. После этого справа открылись наши знаки идентификации и самолет включил навигационные огни. Я предположил, что если это был немецкий самолет, то он должен был приземлиться на аэродроме, которое полностью освещено для ночных полетов, но самолет пролетел мимо восточной стороны аэродрома. Снова справа открылись знаки идентификации. Теперь я пытался заставить самолет приземлиться на аэродроме Иммола,т.к. видел что правый мотор дымит. Я кружил вокруг самолета и пытался заставить его развернуться и направиться к аэродрому. Выпустил пару очередей сзади (прим.- как я понял не по самолету), затем пролетел мимо него указывая направление на аэродром Иммола, но самолет продолжал свой полет. Когда я дал сзади очередь под самолет, в окрестностях Симпеле, мощное завихрение от винтов подбросило мой самолет, так что конец очереди попал в самолет. Затем самолет развернулся, и я стал следить за его полетом. Из правого мотора показалось пламя и самолет взорвался над северной частью ст.Пунтала».

Послевоенные воспоминания говорят о том, что Кару спросил по радио есть ли свои самолеты, получил отрицательный ответ. Затем спросил разрешения открыть огонь и подстрелил ему правый двигатель. Самолет продолжал лететь. Кару спросил разрешение открыть огонь по второму двигателю, и получив разрешение обстрелял его. Самолет отвернул, и в этот момент получил сообщение, что это дружественный самолёт.

Из донесения в штаб ВВС, возникает вопрос. Почему Кару «прозрел» после того, как подстрелил правый двигатель и он начал дымить. Дым по идее должен был мешать рассмотреть ОЗ самолета. Такое ощущение, что двигатель сразу вспыхнул и осветил правый борт. Но может и освещение в тот момент поменялось, конец мая это разгар белых ночей.

Жертва Кару была довольно таки интересной. Это был He-111H-6 T9+CK W.Nr.7531 из 2./Staffel Versuchsverband Oberbefehlshaber der Luftwaffe. Это был второй самолет в операции «Карл», целью которой были диверсии на Обозерской ветке (между Беломорском и Обозерской). Экипаж Хейнкеля пилот лт.Bernhard Edler von Graeve, штурман лт.Ernst Dietrich Decker, бортмеханик у-о August Schwarz, второй бортмеханик обер-ффб Georg Stadler, бортстрелок обер-ефр. Günter Berg. Пассажирами летели 3 человека sonderfuhrer Werner Schwarze, который в 1941 организовывал в Эстонии «партизанщину» и ведение разведки, и как я понял был не последний человек в операции «Эрна», так же участвовал в операции «Бразил», в общем опытный диверсант. В его подчинении летели ещё два диверсанта которые названы как V-mann(Vertraungsmann-не знаю как правильно перевести) Nikolaj Firsow и Menschikoff, советские бывшие военнопленные. Из восьми человек выжили только Стадлер и Меньшиков.

Вейкко Кару хоть и благополучно пережил войну, одержав 10 побед (3 в Зимней), но его послевоенной судьбе не позавидуешь. После демобилизации, он стал успешным бизнесменом. Его жена пристрастилась к алкоголю, и после очередной ссоры они решили поехать в свой лесной домик. Это было в 1962 году, там они снова поссорились и Вейкко застрелил свою жену в голову, из личного пистолета. После чего тело жены было сожжено и останки упакованы в пакеты и закопаны. Вейкко Кару дали 10 лет. Он отсидел, и умер в 1991. И лишь на похоронах отца, младший сын страдающий алкоголизмом(умер спустя год) признался старшему брату, что это он убил свою мать, а отец взял вину на себя.

Война Продолжение, lelv 30, Война в Карелии

Previous post Next post
Up