Говоря человеческим языком
Слышал я, что есть такое утверждение: природа - это система систем.
То есть, существует одна единая общая система, в которой все сущее, по определению, есть ее части и элементы. К сумме которых она, как и положено системе, не сводится, а существует как бы «над ними». То есть являет собой нечто, в примитивном понимании материальности, «не-материальное», но зато все, что существует, самое наиматериальнейшее, - является ее проявлениями.
А это означает, что нет какой-либо силы в мире, которая обладала бы хотя бы минимальной самостоятельностью.
Другими словами, все силы, действующие в мире, являются силами самой этой общей системы. А то, что нам кажется, что существование множества вещей, явлений, сил и систем в мире отрицают единственность причины существования всех этих деталей, природы, - это говорит лишь о том, что и наше восприятие мира как суммы независимых деталей, и наше не-видение единственности их причины также заложены в общей системе.
Причиной этого «кажется», то есть ошибочности нашего восприятия, понятно, является та же единость общей системы. Грубо говоря, если что-то ей не нужно, оно бы не существовало. То есть, сбой в нашем восприятии входит в ее некую общую программу, - программу управления своими частями и их развитием. Или же, говоря человеческим языком, являются результатом и проявлением ее желания.
Отталкивание, как наилучший способ приближения
А значит, этот сбой, или же, лучше сказать, особенность нашего нынешнего восприятия действительности является обязательным, заложенным в системе, элементом нашего развития. И, когда мы разовьемся достаточно, чтобы увидеть, насколько это восприятие отталкивало нас от верного осознания системной сущности мира, мы увидим также и цель этого «отталкивания». То есть то, для чего системе, которая
по природе стремится к цельности во взаимодействии всех своих частей и элементов, было необходимо это отклонение.
Исходя из того, что в природе действует принцип наименьшего действия, из того, что она, как говорил еще Аристотель, «во всех своих проявлениях избирает кратчайший или легчайший путь», можно сделать вывод, что это отклонение было для системы наилучшим способом нашего приближения. Даже не к истине, истина - это человеческое изобретение на пути проб и ошибок. А приближения нас к тому, чтобы мы стали ее подсистемой, которая, как и положено, в гармоничном взаимодействии с другими ее частями, функционировала бы ради самой системы. Ведь, как известно, части и элементы системы существуют и функционируют исключительно ради системы, у них не может быть «независимых» целей. А то, что мы в своем восприятии приписываем объектам мира некое «самостоятельное» существование, есть экстраполяция нашей мнимой самостоятельности, то есть того же механизма «отталкивания».
Еще раз повторясь, скажем: «отталкивание» нас системой есть ее способ приближения, включения нас в себя. А значит, и упомянутая наша ошибка в восприятии реальности, и те проявления «несистемности» мира, которые мы видим вокруг, и наш, признаемся, губительный в отношении и природы и самих себя, образ существования, который, понятно, есть следствием подобного видения, необходимы самой системе.
Хотя в то же время, все упомянутое, в сумме, есть самая существенная препона нашему включению в систему. Такую логику системы, - отстранение как способ включения, все усиливающийся разлад как наикратчайший путь к порядку и системности, - мы усвоить не в состоянии. И все же давайте попробуем. Хотя бы в первом приближении.
Очень мило с ее стороны
Чтобы разобраться в этом феномене, нам нужно правильно определить, что есть та сила, благодаря которой человек, да и вообще все в природе, функционирует и развивается. В общем, известно, что и у человека, и в каждой частной системе, объекте мироздания такой силой есть некое стремление прийти от неравновесного состояния к равновесному. У человека эта сила называется желанием. А ощущение реализованного желания ощущается человеком как равновесное, точнее, как состояние насыщения.
Поскольку это стремление действует во всех частях природы, было бы верно дать ему общее название, по тому, как оно проявляется в человеке - «желание». Ведь разница всего лишь в том, что только у человека, в отличие от других уровней природы, это стремление может быть осознанным и названым.
Для нас же, в нашем небольшом исследовании, понимание феномена желания оказывается очень важным в попытке решить то противоречие, на котором мы остановились. А именно, - наше развитие все больше отдаляет нас от гармонии включения в общую систему, в то время, как, по идее, природа, система, должна использовать наикратчайший путь к включению ее частей в себя.
Когда же мы вникнем в природу желания, мы обнаружим, что у человека, как уже говорилось, достигнутая равновесность, к которой стремится каждая подсистема в природе, выражается в ощущении насыщения, или же, точнее, в той или иной мере наслажения. А мера ощущаемого наслаждения, исходя из природы желания, зависит от величины желания, которое толкает человека к его достижению.
Человек - единственное существо, которое способно осознать и определить свои желания и достигнутое наслаждение, а также влиять на желания для достижения результата. И тут мы подходим к очень важному моменту, который дает нам ключик в разрешению описанного выше противоречия. Ведь получается, что мы способны осознать причину своего конфликта с общей системой, развить в себе желание к его решению, и так как желание есть, практически, единственной движущей силой, - его усиление и развитие приведет нас к необходимому включению в общую систему.
Получается, что система «отдаляет» нас, чтобы развить в нас эту движущую силу, желание, то есть то единственное, что может включить нас в систему. А значит, система действует логично, - даже в нашем понимании, - ощутимо и материально, в сфере реальных сил, которые функционируют в ее подсистеме, человечестве. Очень мило с ее стороны.
Этот большой субъект
Признание, в некоторой мере, правоты системы, дает нам возможность выйти на более высокий уровень рассмотрения вопроса. Можно сказать, системно иной уровень.
До сих пор, для простоты понимания основ, мы рассматривали механизм взаимоотношений с системой на примере одного человека. Но ведь изначально у нас шла речь о проблеме всего человечества, как части общей единой системы природы. А человечество - это не простая сумма людей. Это совсем другой уровень проблемы.
Для сравнения рассмотрим включение в общую систему частей природы на ее более низких уровнях. Растение может прижиться на какой-то почве хорошо, а может прижиться и кое-как. Так же и животное, - может быть сильным и удачливым, а может быть квелым и неудачливым. То есть разные степени включения в общую систему. Но если мы говорим о растительном и животном царствах вообще, - тут мы не можем сказать, что они как-то не так включились в общий гомеостаз в природе.
Почему? Потому сами «царства» эти растут прямо из природы, как ее естественные части, а потому изначально встроены в систему целиком, как цельные самостоятельные субъекты. А на уровне отдельного объекта растительного или животного царств не идет речь, как у людей, о правильном или неправильном восприятии мира. И как и что у них там, внутри, настраивается, какой отдельный объект, существо, или даже вид соответствует системе, или же не соответствует, - перевоспитывать его, обучать правилам поведения и включения в систему никто не будет.
А на человеческом уровне этот большой субъект, род человеческий, хоть тоже, как растительный и животный мир, растет из самой природы, но состоит уже не из особей, удачливостью или неудачливостью каждой из которых в жизни можно пренебречь. А состоит, можно сказать, не из объектов, а из субъектов. Каждый из которых, в силу развитости феномена «человек», обладает определенными взглядами, определенным пониманием системности мира и умением стать частью общей подсистемы, человечества. Пусть даже в потенциале. И если этот «большой субъект», человеческое сообщество, не выработает у своих членов правильного взгляда на вещи, - оно само не способно будет включиться в общую систему, и этим будет вынуждать все свои части, себя самого, - и страдать, и вносить разлад в общую систему.
В качестве полноценного партнера
Этот вывод важен еще потому, что нам, с нашим обычным взглядом на природу, очень трудно его воспринять. Потому что человек в силу своей наибольшей развитости из всех объектов природы обладает большей «самостью», или же, эгоистичностью, что выражается в осознании своего существования и, как уже говорилось, в осознанности своих желаний. Но это бы еще ничего, но горше всего то, что его «самость» экстраполируется вовне видением мира не как системы, а как набора объектов. И драма состоит в том, что пагубность этого взгляда на мир человек сам осознать не в состоянии.
Как известно, есть проблемы, с которыми может справиться индивидуальное сознание, а есть проблемы, которые может решить только сознание коллективное. И проблема нарастающей опасности, вызываемой нашим сбоем в восприятии реальности, - все усиливающейся конфликтности в отношениях с природой, - относится именно ко второму виду.
То есть, только когда человечество осознает пагубность восприятия мира как множества независимых объектов, сил и систем и воспримет себя как часть единой системы, природно, полностью ей подчиненную, - только тогда начнут по-настоящему решаться проблемы отдельных сообществ и каждого из людей.
Понятно, что такое осознание есть процесс, где работает, кроме прочего также и принцип критической массы. Но процесс - это отдельная тема. Главное - уяснить игру, в которую играет с нами общая система природы, и то, как мы, человечество, можем включиться в нее в качестве полноценного партнера.