Болконский цитирует Монтескье

Oct 17, 2017 04:01

"Основание монархии есть честь". Выходит, что сегодняшний монархизм должен состоять из тоски по чести. Ведь, в сущности, испачканным и опозоренным человек просто обязан себя чувствовать, едва включив, к примеру, телевизор или - шире, вообще - действительность. Воинская, женская, родовая - упразднены глубокомысленною ложью и системною, всеобъемлющею пошлостью. Понятно.

Но что же такое отзывается во мне, во мне, совершавшим открыто всю сознательную жизнь бесчестные поступки? Курагин, механически требующий взять обратно оскорбительные слова, всё-таки там жил и был воспитан, а у меня-то откуда эти понимание, узнавание и сожаление?

Хорошо, по-другому. Способен ли рассудок "реально оценить ущерб", нанесённый личности волей? Ну хоть в какой-нибудь достоверной степени? Можно ли ощупать, как десну языком на месте утраченного зуба, мёртвые или больные ткани души, изъеденные подлостями, алкоголем, цинизмом и развратом? Что, если это почти физическое ощущение нефизических во мне лакун, является также иллюзией?

Или вот та стена, бетонная преграда, у которой растерянный сижу в шахматах, литературных потугах, философии, религиозном чувстве, её природа какова? Она искусственна, т.е. сооружена мною из безобразной жизни, или независимо воздвигнута от рождения пределами моему царству? Сейчас мне вспоминается, что я как-будто бы угадывал её очертания сквозь туман юношеского самомнения, но не принимал, разумеется, всерьёз. Должен сказать, вблизи она ужасна.

Болконский перед смертью становится персонажем "Кабинета восковых фигур" Майринка. Я сейчас их всех, как мне кажется, очень хорошо понимаю.

иллюзии, главное, бессмысленно

Previous post Next post
Up