Ссылка на все ресурсы.
Оригиналы изображений с полным размером и (если есть) без вотермарок доступны на
Бусти за две недели до выхода новой работы.
Административная карта Сибирского края, для ориентирования.
Завершающая часть по этносам Сибирского края. Сегодня мы рассмотрим два пропущенных, а также некоторые небольшие и важные для рассмотра этносы. Помимо этого, будут затронуты ныне несуществующие этносы, которые однако существовали в рамках только данной переписи 1926 года.
Начнём с пятого этноса края, это татары. Татар на 1926 год здесь было насчитано 95 тыс. человек или 1,1%. Видим мы прежде всего таких же столыпинских и более ранних переселенцев из числа традиционно воспринимаемых казанских татар.
Расселение татар проходит достаточно севернее многих остальных этносов и напоминает чувашское (можно посмотреть
здесь), с которыми однако напрямую татары практически не пересекаются. Если же и брать самый весомый округ, то это будет Томский округ, где было 3,2% татар. Это и казанские переселенцы и часть сибирских татар, говорящих на томском диалекте сибирско-татарского языка. Далее идёт Красноярский округ с 2,5% татар. Здесь только казанские татары, но есть и кряшены, которые в переписи 1926 года учитывались по разному, конкретно в Сибирском крае они идут вместе.
По расселению на местах, выделяется в первую очередь Пировский район Красноярского округа, где проживало 28% татар. Крактически в неизменном виде он существует и сегодня с таким же соотношением татар и проживающих там русских.
Были упомянуты сибирские татары, а что с ними? Ни в одной из переписей сибирские татары как самостоятельный этнос никогда не переписывались. Почему же их так мало в Тарском округе, а в районах где их должно быть больше - нет совсем? Всё просто, здесь советская перепись посчитала кое-кого ещё.
И это бухарцы. Кто такие бухарцы? В узком смысле, это выходцы с Бухарского ханства, в более широком - этнографическая общность среднеазиатских тюрков и иранцев. Они в определённой степени являются составной долей каждого среднеазиатского этноса, в который влились. Было и немало переселенцев на территорию Астрахани и области с проживанием сибирских татар.
Но есть нюанс - нигде, кроме Сибирского края бухарцев по переписи нет. И как видно на карте, проживают они исключительно на территории проживания сибирских татар и именно там, где не фиксируются татары на предыдущей карте. Соответствующий вывод напрашивается сам собой - это сибирские татары, которые по странным обстоятельствам так и не стали на этническом пространстве СССР и России отдельным этносом.
Территория, которой ограничены бухарцы - Тарский округ. Здесь и соответственно во всём крае было до 12 тыс. бухарцев - это 0,2% доля в крае или 4,2% в округе. По районам доли примерно одинаковы, в трёх районах 16-17%, это Евгащинский, Тевризский и Усть-Ишимский районы.
Ну хорошо, здесь идёт такое разделение, после же его нет. Т.к. татары, которые скорее всего тоже сибирские, также присутствуют в Тарском округе, почему бы их не совместить? Тем более, что во всех последующих переписях именно так мы и видим общую картину.
В таком случае картина сильно меняется только в Тарском округе. Он становится лидером по доле татар, которая всё также остаётся небольшой - 6,1%. Объединённых татар становится больше, и всё же они не смещают с четвёртого места мордву, составляя похожую численность в 107 тыс. человек или 1,2% населения края.
Теперь рассмотрим алтайцев. На 1926 год в Сибирском крае было 39 тыс. алтайцев или 0,5%. Не смотря на то, что основной их регион проживания называется Ойратская автономная область, в переписи коренное население фигурирует как алтайцы. Тут тоже есть нюанс, но о нём позднее.
На территории их автономии было 35,7% алтайцев и это самая высокая доля за всё время существования области и перешедшем из неё в республику Алтае. Абсолютное доминирование было в трёх районах и оно примерно равное, это Онгудайский, Усть-Канский и Чемальский районы, где доля алтайцев колебалась от 62 до 67%.
В центре области Улала (Горно-Алатйск) тогда не было и процента алтайцев, что требует прояснения. Но видно небольшое присутствие в приграничных с областью районах Бийского округа.
Ещё по
общей этнической карте было видно, что в переписи отдельно фигурируют теленгиты. Примечательно, что они спустя почти век фигурировали ещё и в переписи 2002 года в отличии от многих других этносов, пропавших навсегда из переписных листов после 1926 года.
Теленгитов было 3,4 тыс. человек, что в рамках края уже не весомо, в автономной области это 3,4%. Распространены они в моноэтничном Улаганском районе, который в неизменном виде существует и сегодня. Также пара сотен теленгитов была зафиксирована в Кош-Агачском районе.
Казалось бы, можно совместить алтайцев и теленгитов, а это ещё не всё. Был ещё один этнос, т.н. ойраты, в честь которых как будто бы и назвали автономию. Распространён он как видно не сильно, но тут также прежде всего необходим контекст.
Кто такие ойраты? В широком смысле - группа монгольских народностей, что очевидно нам не подходит, т. к. здесь речь идёт о вполне себе тюркском этносе. В узком смысле ответить уже легче. Это алтайцы. Просто те же алтайцы. Ойратами они указаны в переписи, но по факту это ойроты, что является устаревшим наименованием алтайцев (как кстати и теленгиты, теленгитами также иногда именовали всех алтайцев). Т. н. ойратов всего 1,5 тыс. человек или 1,5% в автономной области.
Они едва заметны, но порог в 10% они переступают, потому мы и говорим о них отдельно. И где же? В Улале. Центр области не был моноэтничным русским городом, просто так получилось, что здесь посчитали именно ойратов, 16,6%. В таком случае, остаётся сделать тоже самое - всех совместить.
В таком формате мы уже чётко узнаём сегодняшнюю Республику Алтай. На самом деле, есть ещё кумандинцы, которых долго считали вместе, но к переписи 2002 года и далее они были разделены и идут отдельно, потому их я прибавлять не стал. Их хоть и больше тех же ойратов в 4 раза, нигде долю в 10% они не пробили, не имея соответственно отдельной карты.
В данном же формате, мы бы имели 40,5 тыс. объединённых алтайцев или 40,6% населения автономной области. В таком виде автономия выглядит ещё более чем обоснованной, но не двигает алтайцев в очереди, они остаются 11-ым этносом края, немного не догоняя поляков.
Следующими рассмотрим ближайших родственников алтайцев, шорцев. Шорцы являются совсем небольшим этносом и скорее всего только экономико-географические причины не сделали территорию их проживания частью той же ойратской автономии.
Шорцев на 1926 год было насчитано 12,3 тыс. Все они посчитаны в Кузнецком округе, где совсем небольшая доля была в Кузнецком районе, тогда как почти все жили в Горно-Шорцевском районе, доля в котором составила 47,4%. Доля в округе - 3,1%.
Район имел статус национального, потому была основана культурная база для развития национальной культуры. Но уже через десять лет начнётся активное промышленное освоение района и огромный приток рабочей силы, в основном русской, кардинально изменит этническое поле этой территории.
Идём дальше. Остяки, они же ханты - ещё один этнос, компактно и значительно присутствующий в крае. Сосредоточение остяков было в основном в одном округе - Томском, где было до 8 тыс. остяков или 1,1% от всего населения округа. Чуть больше сотни остяков также проживало в Туруханском крае.
Самая большая доля остяков была в Александровском районе, где 49,6% были остяки. Но это лишь чуть более трети от общей численности, значительная часть остяков была и южнее, это и Каргасокский район, где доля остяков достигала 20%, и дальше на юг к Колпашевскому и Парабельскому районам. Последовательное развитие и освоение этих территорий также приведёт к тому, что сегодня лишь небольшая доля хантов наблюдается лишь в Александровском районе, который почти в том же виде существует и сегодня.
Ну и последние у нас сегодня и вообще это тунгусы, они же эвенки. Их всего 7,5 тыс. человек и почти все они зафиксированы в Туруханском крае, переписных данных по районам которого нам к сожалению неизвестны. В крае в целом их доля составила 31%.
Только две сотни из общего числа зафиксированы также в Киренском округе. Но интересно, что на территории Преображенского района, который частично похож на сегодняшний Катангский район, имевший некоторое время статус эвенкийского национального - тунгусов почти нет.
В целом, как помниться по данным переписи в той же
Якутской АССР, посчитать северные народы правильно тогда было большой проблемой и территория Сибирского края в этом смысле исключением не стала.
Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём
телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Из-за множества площадок публикации контента, отвечаю на вопросы в основном там.
Выражаю особую благодарность Ильясу Мусину, а также Михаилу Балабану, Дмитрию Щербакову, Вдамимиру Любимцеву, kakomizli и Юрию Бессера Мешанову за поддержку на бусти. Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на
сервисе бусти.
Спасибо