На вершине столовой горы РораймыСовременная религия Аллелуйя (разновидность христианства) зародилась на пространствах вокруг столовой горы Рорайма, где сходятся границы Гайяны, Венесуэлы и Бразилии, в центре составной в этническом и лингвистическом плане общности коренных жителей Южной Америки со сложной историей. Здесь живут говорящие на аравакском вапишана, говорящие на карибском макуши, и масса других групп, изъясняющихся на карибских и аравакских диалектах. Идентичность здесь строится не только по принадлежности к отдельной языковой группе или по месту рождения, но и на основании грамотности, а также по уровню владения английским, уровню образования и роду занятий, то есть общая картина получается довольно пестрой. Религия Аллелуйя стала тем средством, с помощью которого эти люди осмысляют себя в современном мире как единую общность. При этом они не отрекаются от своего культурного наследия, а просто готовы меняться в соответствии с духом времени и бороться за свои права в новом мире.
Сердцем культа в религии Аллелуйя является песня. Религиозные лидеры поют, встречая рассвет, прихожане поют в повседневной жизни, чтобы заручиться божественной помощью, а во время службы все участники по много раз исполняют в унисон религиозные гимны. Песни в религии Аллелуйя часто посвящены персональному искуплению и грядущему разрушению мира. В танцах, длящихся всю ночь, мужчины и женщины берутся под руки и маршируют как солдаты Господа, изгоняя дьявола.
Считается, что первые пророки религии Аллелуйя получили свое знание непосредственно от Бога, в результате странствий на небо во время сновидений. В такой интерпретации белые миссионеры, которые и принесли в регион христианство, уже не играют существенной роли, поскольку неравный доступ к религиозным знаниям компенсируется прямым божественным откровением. Так, в истории первого пророка Аллелуйи, Бичивунга из народности макуши, говорится, что он работал на белого пастора в миссионерской школе, потом поехал с ним в Англию. Выучив английский, он обнаружил, что белые скрывают от него слова Господа, источник силы. Тогда Бичивунг отправился на небо к Богу. Бог его сначала не пускал, но, когда он объяснил цель визита, Господь разрешил Бичивунгу пройти на небо, объяснил, что белые обманывают его, и дал ему Аллелуйю, бутыль белого лекарства, слова и песни, и лист бумаги, который был индейской библией. После этого Бичивунг не читал библию белых людей, поскольку он сам получил Аллелуйю от Господа. Вернувшись в родные места, он стал проповедовать новую религию среди других макуши. Его семья помогала ему в проповедях, а потом у религии Аллелуйя появились и другие последователи. Местные колдуны позавидовали пышным садам Бичивунга и убили его, но его жена натерла тело лекарством, которое дал Бичивунгу Бог, и тот воскрес. Его еще несколько раз убивали, но жене удавалось его воскресить, пока колдуны не разрубили тело на мелкие части и не развеяли по окрестностям. Тогда Бичивунг действительно умер и отправился на небо. Аллелуйя же была подхвачена в других этнических группах, в которых религиозные лидеры также получали свои знания напрямую от Бога.
Религия Аллелуйя не является отрицанием местной культурной традиции, скорее, она встроена в нее. Многие пророки Аллелуйя были местными шаманами, которые занимались целительской практикой, а некоторые, помимо исцеления, могли и убивать недругов - вспышки подобного террора распространились в регионе в 19 веке в результате демографического коллапса и утраты карибами лидирующего положения. При этом, шаманские целительские практики не считаются противоречащими духу Аллелуйи. Собственно, путешествия религиозных лидеров во сне на небо напоминают полеты души шамана. Однако, считается, что участие в танцевальных фестивалях паришара, где исполняются чувственные песни с сексуальным подтекстом, приводят к утрате священного знания Аллелуйи. Причина может состоять в том, что ритуал Аллелуйи многое позаимствовал из этих фестивалей, включая ночные танцы и обильную выпивку, и отрицательное отношение к таким фестивалям вытекает из желания отделить сакральное от профанного, а не из отрицания традиции.
Аллелуйя, предположительно, зародилась в регионе вокруг Рораймы в 1840-х, когда местные группы населения переживали период политического коллапса, коренных изменений в экономике и интернациональных споров о границах. Прежде колониальные правительства поддерживали тесные отношения с местными индейскими группами, используя их в борьбе против беглых рабов с плантаций, но в период Эмансипации (т. е. отмены рабства) с 1833 до 1838 г. у колониальных властей отпала потребность в таком сотрудничестве, и ежегодные подарки прекратились. Это привело к дезорганизации политических систем коренного населения, приведшей к падению господства карибов в регионе и яростным вспышкам межэтнических конфликтов. Индейским группам пришлось приспосабливаться к изменившейся экономике, отыскивая новые средства заработка, например, в лесодобывающей индустрии. Кроме того, некоторые народности, такие, как макуши, становись жертвами рейдов работорговцев из соседней Бразилии. В таких условиях коренным народам пришлось быстро приспосабливаться к новой обстановке и ближе знакомиться с культурой своих европейских работодателей и партнеров, чтобы более успешно вести с ними дела. Однако, перенимая у белых религию, они стремились приспособить ее к своим культурным нуждам и выйти из сферы чужого культурного доминирования и контроля. Так появились первые пророки Аллелуйи, которые зазывали к себе последователей.
Это движение культурного возрождения использовало такие признанные культурные черты, как танцы и фольклор, характерные для многих этнолингвистических групп региона, и, таким образом, поддерживало осознание общих связей между этими группами. Религия, конечно, не позволяла добиться настоящего объединения, но она делала межэтнические союзы более устойчивыми, а политическую борьбу более эффективной, развивая осознание общей идентичности америндов у всех коренных групп региона. Любопытно, что магические калебасы и съедобные растения, которые первый пророк Аллелуйи получил от Господа, являются узнаваемой фольклорной отсылкой к социальному единству и независимости, к эгалитарному обществу, в котором все равны. В 1930-х и 1940-х этой религии пришлось уйти в подполье, однако потом она опять воспряла и, в итоге, была включена в Совет Церквей Гайяны. В религии Аллелуйя христианские символы не являются признаком подчинения власти господствующего общества. Скорее, символ Иисуса Христа был эмблемой членства в мультиэтнической региональной культуре, которая включала европейцев, афро-американцев и других эмигрантов.
Источник: Jonathan Hill “History, Power, and Identity: Ethnogenesis in the Americas, 1492 - 1992”