Jun 17, 2016 14:23
Сегодня немного отвлекусь и разберу вопрос феномена, когда мы ошибочно воспринимаем какое-либо явление в нашей жизни как ценность. В чем же критерии такой ошибки? Их два. Первый критерий, когда речь идет о вещах, на которые мы не можем повлиять, так как они происходят как естественный природный процесс. Например, я уже упомянул, что жизнь - это не ценность. Тут же кто-нибудь скажет: Если это не ценность, что почему человек, который висит на краю пропасти, до последнего момента цепляется за камни пытаясь выжить?
Ответом будет, что в данном случае работает природный инстинкт самосохранения. Эти природные инстинкты свойственны человеку как живому существу. Они обусловлены его антропологическим развитием. Например, маленький ребенок стремится быть вместе с родителями, вечно цепляется за маму. Но в подростковом возрасте, наоборот дистанцируется от родителей, пытается им противоречить. Получается у него кризис ценностей? Вовсе нет, речь вообще не о ценностях, а о тех самых антропологических особенностях развития человека.
Второй критерий намного сложнее. Это явление чувства привязанности к чему-либо или к кому либо или, проще говоря, речь о любви.
Принято различать четыре чувства любви: первое чувство (греки называли его филос) - это любовь к окружающему нас миру. Имеется в виду то чувство, когда Вы например любите покушать, или выпить, посидеть с друзьями, заняться любимым хобби, почитать книгу, полюбоваться картиной или красивым закатом и тд.
Второе чувство любви (греческое слово агапе) - это любовь к Высшему Существу или Богу. Причем не обязательно речь идет о конкретном христианском, иудейском или другом боге. Речь идет о Вашем личностном метафизическом объяснении проявлений для Вас лично Высшей Доброй Воли. Сюда же относится обожествление или патернализм власти со стороны народа, свойственный недоразвитым обществам.
Третий вид любви (сторхе) - это любовь к родственникам, к родителям и детям. Ее в какой-то мере можно отнести и к первому антропологическому аспекту, так как это забота о потомстве как способ выживания. Но все же человек отличается от животных и сюда можно отнести и своеобразный нравственный долг перед родственниками, которого нет у животных. Теоретически эту любовь можно отнести к так называемым безусловным ценностям, о которых речь будет позже.
Четвертый вид любви - это эрос. Тут думаю много объяснять не надо, и так все понятно. Это любовь к Вашей второй половине, жене или мужу.
Многие воспринимают эти виды любви как ценности. Но это не так. Проблема в том, что не разобравшись в собственных чувствах (особенно это свойственно молодым людям, подросткам) человек воспринимает один вид любви за другой. Например при первой любви влюбленные обожествляют друг друга, детям свойственно обожествлять родителей, или подросток мечтает купить Феррари и испытывает к этой марки автомобиля просто эротические чувства, или молодая девушка к сумке определенной марки. Есть даже целый отдел в социологии, который занимается темой «эротизм потребительства». :)
Почему эти виды любви не ценности? Потому что они индивидуальны и изменчивы и асоциальны. Они - те аспекты, которые формируют идентичность человека, но не формируют общественные процессы. А, как Вы помните, мы речь ведем о пресловутых «западных ценностях» характерных именно для всего общества.