Jun 16, 2016 09:29
В этой серии небольших статей я попробую разобраться с вопросом, что представляют из себя западные ценности. Сразу оговорюсь, что излагаю всего лишь свое мнение и не претендую на объективную истину. Считаю также, что вправе осветить этот вопрос на основании моего многолетнего опыта проживания во многих странах Западной Европы, моего владения несколькими европейскими языками и возможности общения с сотнями и тысячами жителей европейских стран.
Оговорюсь также, что речь буду вести только о европейских ценностях. Ценности, специфичные для жителей России затрагивать не буду, и сравнивать их также не буду. Вопрос российских (русских) ценностях - это отдельный вопрос, требующий отдельного анализа и разъяснения.
Итак, что такое ценности? Вопрос не простой и требующий много времени. Я бы для начала зашел немножко с другой стороны, с формирования общественного сознания или мировоззрения.
Немножко истории. Не будет брать древнее Средневековье с его мракобесием (хотя если разобраться мракобесия там довольно мало). Давайте начнем с эпохи Возрождения. Эпоха возрождения помогла западному человеку сформировать целый комплекс осознанных реакций на окружающий его мир. Это началось массово только тогда, не раньше. Раньше этим занимались отдельные философы, а вот в эпоху Возрождения этим стали заниматься массово и главное начали учить этому детей. Вот именно в это время и стали формироваться те ценности, которые мы сегодня можем назвать европейскими.
Но с ценностями пока подождем, вернемся к общественному сознанию и понятию "кризис ценностей". Для этого бойко перепрыгнем от эпохи Возрождения к началу 20-го века, к моменту, когда закончилась Первая мировая война (ее еще называли Великая война). В Западной Европе разруха, голод, на улицах полно инвалидов, в госпиталях медленно умирают отравленные газами. И тут появляется кто-то и заявляет, дескать, все пропало, мир рушится и "грозит провалом" и у нас "кризис ценностей". Почему кризис? Ну как же, мудрецы эпохи Возрождения показали миру дорогу к самосовершенствованию и развитию, и чем это закончилось? - Самой страшной войной! Значит ценности были неправильные? Значит что-то пошло не так. И тут постепенно стал формироваться протест против общественного сознания эпохи Просвещения, люди сказали: "мы пойдем другим путем", и стало формироваться новое мироощущение, современное или по-английски "модерн".
Ну ладно, сформировалось, и тут, на тебе, грохнула новая война, еще более разрушительная и опять мировая. Опять Европа и полмира в руинах, миллионы погибших. Опять получается мир "грозит провалом"? Опять народ меняет общественное сознание, особенно студенты протестуют, и вот формируется "постмодерн" - то есть то, что следует за современным, за "модерном".
Так вот, к чему я все это рассказываю. Если мы начнем анализировать эти этапы общественного сознания глубже, мы вдруг к нашему удивлению узнаем, что оказывается все эти изменения происходили при наличии одних и тех же ценностей, мало того, все эти смены этапов и были возможны только благодаря тому, что ценности оставались прежними. Что же получается? С каждым общественным кризисом меняется общественное сознание, но ценности остаются? Как же так получается?
Для начала давайте подумаем, какую вещь, явление, мысль, стремление мы можем назвать ценностью? Давайте проведем умственный эксперимент. Представьте себе, Вы идете по пляжу и вдруг случайно находите в песке древнюю золотую монету. Будет ли она для вас иметь ценность? Ну для меня она будет ценностью хотя бы по тому, что я интересуюсь коллекционированием, для меня она будет представлять нумизматическую ценность. Но в принципе - является ли такая золотая монета ценностью? Конечно же да. А почему? Думаю по тому, что мы всегда можем ее продать, то есть получить за нее деньги. А что такое деньги? Это другая ценность. Причем такая, которая важна всем. Получается ценность это то, что можно сравнить с другой равной или большей ценностью и то, что может являться ценностью для многих?
Давайте пойдем дальше. Вы гуляете по пляжу, взбираетесь на высокий камень, и вдруг внизу видите золотую монету. Добраться до нее не легко, но если попытаться, то можно. И Вы пытаетесь до нее добраться. Получается ценность - это то, ради чего Вы готовы рисковать, естественно в рамках возможностей. То есть ценность - это то, ради чего мы готовы поступится своими удобствами, даже здоровьем, даже при определенных условиях своей жизнью. (Например мать, для которой ее ребенок представляет безусловную ценность, готова пожертвовать своей жизнью, ради жизни ребенка)
Так, идем дальше. Вы стоите на камне, под вами монета, вы ее видите, но достать не можете, у вас просто не хватает умения и сил. И тут Вы видите, как по пляжу идет молодой, сильный, натренированный человек. Вы говорите ему: "Если Вы достанете мне эту монету, я Вам заплачу". Естественно Вы готовы заплатить за услугу сумму меньшую суммы которую Вы можете получить за монету, иначе Ваша просьба не будет иметь смысла. Получается ценность - это то, ради чего мы готовы расстаться с меньшей для нас ценностью, то есть пожертвовать чем то ценным, чтобы получить что-то больше ценное?
Ну и наконец монета у Вас в руках. Вы гордо несете ее к нумизмату и узнаете, что она стоит огромных денег (некоторые испанские талеры эпохи завоевания Америки стоят до полтора миллиона долларов!) У Вас в руках куча денег! Неужели Вы не поделитесь немножко с Вашими родственниками и друзьями? Получается, ценность - это то, чем можно поделиться? То есть ценность делима на части, которые тоже могут быть ценностями?
Давайте пока суммируем:
1. Ценность - этот то, к чему можно подобрать эквивалент в другой ценности и то, что важно не только нам но и другим.
2. Ценность - это то, что можно обменять на другую равную или большую ценность.
3. Ценность - это то, ради чего мы готовы поступится своими удобствами, даже здоровьем, даже при определенных условиях своей жизнью.
4. Ценность - это то, ради чего мы готовы расстаться с меньшей для нас ценностью.
5. Ценность - это то, чем можно поделиться.
Первое возражение, которое я наверное услышу на мои определения будет, а как же жизнь? Ведь она практически не подпадает под все эти определения и в то же время является для нас ценностью, можно даже казать высшей ценность?
На это я отвечу парадоксальным образом. Наша собственная жизнь вообще не является ценностью! Как же так? А ответ в следующем. Жизнь - это то, что дается нам без нашего согласия и забирается без нашего согласия. (Про самоубийства мы не будет говорить - это вопрос другого порядка - вопрос свободной воли. Мы ведем речь о жизни, как о естественном природном процессе). То, на что Вы не можете повлиять как на естественный процесс, не может быть Вашей ценностью. Вы не можете сказать человеку: "жизнь - это твоя ценность!", потому что она уже и так у него есть. Вот с помощью такой диалектики мы это и доказали.
Получается слова Д.С. Лихачева "Самая большая ценность в мире - жизнь...." глупы? Абсолютно нет! Они прекрасны и очень важны. Но смысл их в ином. Их смысл - в их гуманности. Что говорит нам Лихачев, означает, что каждый человек ДОЛЖЕН оценивать жизнь другого человека или природного создания как высшую ценность. Но, к моему глубокому сожалению, тут мы упираемся в слово ДОЛЖЕН. Это слово ведет нас к другому аспекту, который мы обязательно должны учитывать в наших рассуждениях о ценностях - к аспекту доброй и злой воли.