Владимир Путин полностью отбудет свой срок на президентском посту как минимум до 2018 года. Это мое личное мнение.
Почему я так считаю?
Потому что он может уйти только в двух случаях: добровольная отставка или «оранжевая революция».
Добровольной отставки по ельцинскому варианту не будет. Механизм мирной передачи власти преемнику уже успешно отработан на Медведеве, и при необходимости Путин прибегнет к нему снова.
«Оранжевой революции» не случится: сликом высока инертность граждан и их страх перед радикальным политическим кризисом.
Витающее в воздухе недовольство курсом Путина никак не может выкристаллизоваться в виде единой политической силы, готовой быть поддержанной народом и взять на себя ответственность за перемены в стране.
Создалась парадоксальная ситуация. Фактически, общество оказалось расколото примерно пополам на две группы:
те, кто за Путина потому, что «больше реальных кандидатов нет»;
те, кто против него, «неважно кто, но хоть кто-то другой».
Это очень обобщенная оценка, но в целом так и есть.
Проблема в том, что в обществе отсутствует сформулированный запрос на нового лидера. В цене только пресловутая «стабильность», видимость которой президент со своей командой усиленно культивирует.
Противопоставляемые Кремлю лидеры не могут найти достаточной поддержки у населения.
Подробнее остановлюсь на некоторых из них.
Прохоров. Для большей части электората он слишком либерален. Негативным фактором является его богатство, которое, вместе с клеймом «олигарх», вызывает отторжение. Не добавляют доверия слухи о том, что Прохоров как политик - проект Кремля.
Зюганов. У коммунистов есть свое ядро избирателей, ограниченное, в первую очередь, пожилыми людьми, большую часть жизни прожившими в социалистическом обществе. Для остальных Зюганов - символ «возврата в прошлое». Тезис этот, конечно, неверен, но кого это волнует?
Навальный. Молодой и энергичный, но особой поддержки не находит по двум причинам. Первая: нет узнаваемой политической программы, известен в основном лозунгами «долой Путина». Вторая: подконтрольными государству СМИ слишком прочно приклеен ярлык «иностранного агента» на содержании госдепа.
Жириновский. Есть ли смысл комментировать?
Немцов, Рыжков, Явлинский. У них есть огромный минус. В сознании народа они все - крепко-накрепко родом из девяностых. А с этим периодом мало у кого возникают положительные ассоциации. Им всегда можно предъявить популистский вопрос: вы же были тогда во власти, и каков результат?
Каковы же принципы работы самого Путина?
Он борется. Он всегда готов нам предъявить врагов, которые не дают ему осуществить благородные планы.
Плохому президенту всегда что-то мешает.
Давайте вспомним.
Сначала Путину мешали призраки девяностых: олигархи и терроризм. С ними «успешно покончено».
Олигархи.
Избавились всего от трех значимых фигур: Березовский, Гусинский, Ходорковский. Со всеми троими - по политическим мотивам.
А вообще, согласно данным Forbes, с 2004 по 2012 год число российских долларовых миллиардеров увеличилось с 36 до 96 человек. Какая там борьба с олигархией!
Террористы.
Война на Кавказе завершена. Ну, как завершена. Фактически, как считается, всего лишь куплена долгосрочная лояльность тейпов, готовых сотрудничать с федеральным центром.
В 2013 году дотации северокавказским регионам выглядят
так:
Республика Дагестан - 43,2 млрд руб (2 место по стране)
Чеченская Республика - 17,9 млрд руб (4 место по стране)
Для сравнения, Новосибирской области досталось всего 1,6 млрд.
Теракты никуда не исчезли и продолжают происходить. Только теперь они представляются не как угроза безопасности, а как разовые вылазки экстремистов-одиночек.
Потом корень всех бед был найден в коррупционерах, а в последние пару лет - в «иностранных агентах».
Как власть борется с коррупцией - это отдельный разговор. По сути, это процесс под кодовым названием «пчелы против меда». Раскулачивают прежде всего мелких взяточников, вроде заведующих детсадами, да местных князьков, которые, зарвавшись, вышли из-под контроля правящей элиты. Проще говоря - тех, кого не жалко. Единичные «разоблачения» в высших эшелонах власти, вроде Сердюкова или Скрынник, нельзя считать показательными, потому что они были мотивированы исключительно личными обстоятельствами, а никак не борьбой с коррупцией.
Сейчас в моде новая страшилка - агенты Госдепа.
И это единственный проект, которым, видимо, власть занялась всерьез. Я бы назвал это «охотой на ведьм». Потому что наблюдается тенденция все существующие неурядицы в стране объявить происками иностранных агентов, действующих по указке американского посла Макфола, лично от него получающих чемоданы с миллионами долларов на развал встающей с колен России. Понятно, что в эту чушь не верят даже дикторы государственных каналов, которые ее вынуждены озвучивать. А разгадка одна - безблагодатность не нужно никакого госдепа с его миллионами, чтобы сознательные граждане поняли: государство не выполняет своих функций.
Любимый прием Путина - отсылка к проклятым лихим девяностым. Были, дескать, нищета, криминал и дыры в бюджете. И вот пришел я, Спаситель Великой России.
Но посмотрите на этот график. Это цены на нефть - то, за счет чего живет наша страна.
Глупо было бы при таком росте умудриться не закрыть долги по зарплатам и пенсиям.
И никакой заслуги действующего президента в этом не было. Но это действенный псевдокозырь в его рукаве, которым он очень любит похвастать.
Учитывая все вышеизложенное, я констатирую: нет никаких предпосылок для того, чтобы Владимир Путин покинул президентское кресло раньше, чем это предписано Конституцией. Причины - в отсутствии политической силы, способной ему противостоять, и в мощной государственной пропаганде, которой Путин умело пользуется.