«Солярис» - фрагменты из лекции, часть 1

Jun 03, 2020 14:00

Тарковский не собирался снимать фильм, который был бы неинтересен ему самому. В сценарии, который он написал с Фридрихом Горенштейном, появилось очень много того, чего не было в повести Станислава Лема «Солярис» - и, в первую очередь, дом главного героя.

image Click to view




Дом в «Солярисе» появился для Тарковского впервые. Иван из «Иванова детства» жил там, где была расквартирована его часть. Андрей Рублев был монахом и жил в кельях. Ни у Ивана, ни у Андрея не было семьи. Но Тарковский готовился рассказать о доме и семье в будущем «Зеркале», и это отразилось на «Солярисе» - в нем появились дом и фигура отца главного героя (Николай Гринько). Ему жалуется на Криса Кельвина (Донатас Банионис) бывший пилот Бертон (Владислав Дворжецкий), говоря, что Крис - не ученый, а бухгалтер. Тарковский предупреждает о холодном технологичном будущем, в котором существуют огромные бездушные мегаполисы, огромные безлюдные космические станции и холодные ученые бухгалтеры, такие как Крис или Сарториус (Анатолий Солоницын).

Заметим, что уже в «Солярисе» заметно, как у Тарковского становятся крайне выразительными неодушевленные предметы и обстановка в моменты сюжетных пауз, отсутствия людей, когда нет развития основного действия - водоросли в потоке воды, дома, предметы на космической станции, зеленый росток.

«Солярис» - своеобразный ответ Андрея Тарковского «Космической одиссее 2001 года» Стэнли Кубрика. В фильме Кубрика доклад о «лунной магнитной аномалии» - важное действо, все собираются в конференц зале и серьезно слушают. У Тарковского пилот Бертон выступает со своим докладом о пролете над океаном Соляриса в каком то вестибюле, за его спиной кто то берет с тележки освежающие напитки, часть аудитории слушает его по конференц-связи, председатель, которого играет писатель Юлиан Семенов, участливо осведомляется, здоров ли докладчик. У Кубрика космический корабль - идеально чистое и упорядоченное место, у Тарковского станция Солярис похожа на старый троллейбус и порядком захламлена, там что то искрит.

Вместе с тем, комбинированные съемки и специальные эффекты выполнены в «Солярисе» на высшем уровне, который был достижим в СССР, а декорации станции Солярис, особенно «зеркальная комната», которая почти не попала в финальный вариант фильма, как говорят, так понравились Акире Куросаве, что он согласился снимать на «Мосфильме» фильм «Дерсу Узала».

Окончание.

СКОРО ВЫРАСТУТ ЦЕНЫ на мои летние дистанционные курсы «Кинограмотность», «Копирайтинг», «Драматургия фильма»: https://kamill.livejournal.com/611419.html - регистрируйтесь, рекомендуйте!

Telegram: https://t.me/kamill_cinema
Facebook: https://www.facebook.com/kamill.akhmetov
Instagram: https://www.instagram.com/kamill_akhmetov

Лем, Гринько, "Космическая одиссея", "Солярис", Тарковский, Горенштейн Фридрих, Кларк Артур Чарльз, Кубрик, "Дерсу Узала", Банионис, "Зеркало", Дворжецкий, Солоницын

Previous post Next post
Up