«Андрей Рублев» - фрагменты из лекции, часть 2

Jun 02, 2020 14:00

Начало.

«Зрители конечно, все поняли, как я и ожидал», - напишет в 1972 г. Андрей Тарковский в своем дневнике о том, как приняла «Андрея Рублева» советская аудитория.

Ведь никому не надо было объяснять, что простой человек мучился не только в XV веке, что власти предержащие и их приспешники испокон веков в грош не ставили народ, что захватчиками на русской земле были не только татары, и что хвастаться перед заморским гостями самым лучшим (как перед итальянскими послами в сегменте «Колокол») - древний и актуальный русский обычай! А знаменитые сцены со скоморохом и язычниками противопоставляли не только древние славянские верования православной церкви, но и подпольную, неофициальную культуру - узаконенной и официальной.

image Click to view




Однако картина оставалась сказом об Андрее Рублеве. Все это, по мысли Тарковского должен был увидеть, пережить, пропустить через себя великий русский художник, чтобы в финале, узрев чудо рождения колокола, нарушить обет молчания и сказать простому, косноязычному, самозванному и при этом гениальному колокольному мастеру Бориске (Николай Бурляев): «Вот пойдем мы с тобой вместе... Ты колокола лить, я иконы писать... Пойдем в Троицу, пойдем вместе... Какой праздник для людей! Какую радость сотворил - а еще плачет!» После этого Рублев и напишет «Троицу».

«Страсти по Андрею» (первоначальное название фильма) были закончены в 1966 г. Три года подряд Госкино не выпускало картину в прокат и при этом отказывало в предоставлении фильма кинофестивалю в Каннах. Наконец, «Совэкспортфильм» продал картину французской прокатной фирме, и министр культуры Франции Андре Мальро получил возможность предоставить фильм на внеконкурсный показ Каннского фестиваля. Внеконкурсная картина не могла получить Золотую пальмовую ветвь фестиваля - но получила премию Международной федерации кинопрессы FIPRESCI, главный приз киножурналистов мира.

В СССР прославленный фильм объявили в антиисторизме. По версии Отари Тенейшвили, изначально это не было санкционировано официальными идеологами: «До этого могли додуматься, по всей видимости, некоторые мастера советского кино. После просмотра «Андрея Рублева» они поняли, что на Руси родилось нечто. И в советском кино появилась планка, достичь которой они никогда не смогут... ...Помню: на Всесоюзном совещании кинематографистов осенью 1969 года, в присутствии руководителей идеологического фронта из ЦК КПСС выступал С. Юткевич, который... ...обронил примерно такую фразу: «Я только что из Парижа, и там в кинотеатре «Кюжас» демонстрируется фильм «Андрей Рублев», хотя в нашей стране он не выпущен на экраны. А между тем мне мой друг, известный французский режиссер, коммунист Мишель Курно, говорил, что он не любит фильм Тарковского «Андрей Рублев» за то, что Тарковский в фильме не любит русский народ».

На этом совещании присутствовали П. Н. Демичев, В. Ф. Шауро и многие другие идеологи ЦК КПСС. Подарок им был преподнесен Юткевичем отменный. Не только мы, но и зарубежные друзья считают фильм «Андрей Рублев» антирусским! Ведь Юткевич живой классик советского киноискусства, и как к его словам не прислушаться, как не поблагодарить Мишеля Курно...» Фильм вышел в ограниченный прокат только в 1971 г.

Пока Тарковскому не давали работать, он совместно с драматургом Александром Мишариным писал сценарий фильма «Белый, белый день» - будущее «Зеркало».

СКОРО ВЫРАСТУТ ЦЕНЫ на мои летние дистанционные курсы «Кинограмотность», «Копирайтинг», «Драматургия фильма»: https://kamill.livejournal.com/611419.html - регистрируйтесь, рекомендуйте!

Telegram: https://t.me/kamill_cinema
Facebook: https://www.facebook.com/kamill.akhmetov
Instagram: https://www.instagram.com/kamill_akhmetov

Мишарин, Тарковский, "Андрей Рублев", Бурляев, Назаров Юрий, Юткевич, "Зеркало", Мальро, Кончаловский, Рублев Андрей, Солоницын

Previous post Next post
Up