Дэвид Финчер пробовал выходить за рамки триллера и до «Исчезнувшей». В «Бенджамине Баттоне» попытка сделать великую американскую классику получилась очень лобовой. Мы* удивились техническим возможностям Финчера, не поняли, зачем этот фильм вообще был нужен, и несмотря на невероятное количество оскаровских номинаций, забыли о нем.
Громкая, сатирическая, антикапиталистическая «Социальная сеть» была экскурсией в другой жанр, за которой последовал очередной идеальный финчеровский триллер «
Девушка с татуировкой дракона». Но теперь появилась «Исчезнувшая», и мы больше никогда не станем прежними.
Есть такая конфета киндерсюрприз - снаружи молочный шоколад, всегда одинаковый, зато внутри неизвестно что. Внутри своего очередного киндерсюрприза Финчер спрятал нечто существенно большее, чем сам киндерсюрприз. Там и история о семейной жизни с обсуждением проблем брака и воспитания детей. Там и история о современных проблемах общества - банкротстве, кредитах, судебной системе. Там и история о ханжестве, шельмовании и общественном мнении, а заодно и о журналистике - главные герои сами журналисты и жертвы журналистики.
Исключительно важен в «Исчезнувшей» один из важнейших конфликтов современности - и это не конфликт мужчины и женщины, нет. Это конфликт культуры города и мегаполиса - «культуры вины» и аморальной культуры. Выдавая все это за какой-то там триллер с парой перевертышей в духе 90-х, намеренно обнажая прием из классических «Челюстей» и не чуждых Финчеру «Чужих» - с неожиданным появлением чудовища ровно в середине фильма - Финчер откровенно издевается над нами. Впрочем, так нам* и надо - ведь не верили в Финчера, дураки, рассуждали с умным видом, что он уже не тот.
Говорить о работе Финчера с актерами уже стало общим местом, но здесь грех не отметить мощный кинодебют телевизионной актрисы Кэрри Кун - наряду с мощными главными ролями, а также Нилом Патриком Харрисом и Тайлером Перри. Впрочем, у Финчера все актеры всегда на месте. Даже фотомодель Эмили Ратажковски у него вдруг превращается в какую-то Марину Освальд, а вечно незаметная Ким Диккенс и вовсе становится звездой.
«Исчезнувшую», конечно, можно считать триллером. Но видеть в ней только триллер - значит терять все удовольствие.