Утром 23 февраля - к счастью, в России это выходной - мы узнаем результаты голосования Американской киноакадемии за 2008 г. Что нам готовит грядущий понедельник?
Списки фильмов, представленные в номинациях "Лучший фильм" и "Лучший режиссер", в этот раз совпадают. По идее, так должно быть всегда - простая логика подсказывает, что лучшие фильмы снимают лучшие режиссеры (и наоборот). Но так бывает не каждый год.
Ситуацию упрощает и то, что из пяти фильмов обеих номинаций только два стали явными фаворитами. Поэтому давайте сначала быстренько пробежимся по аутсайдерам (если так можно назвать фильмы, номинированные на награду Академии).
Политический гей-парад года: "Харви Милк". Шон Пенн, как всегда, лучший, но без шансов. "Горбатая гора" была совсем недавно, и в этом десятилетии номер уже не пройдет.
"Чтец" происходит в говорящей, читающей и пишущей зачем-то по-английски Германии середины и конца прошлого века, Кейт Уинслет сначала все время голая, потом в какой-то мешковине, потом старая, потом умерла. Все очень серьезно и правильно для "Оскара", но это же опять "Английский пациент" какой-то (и опять с Ральфом Файнсом). Нет, ну куда снова.
"Фрост против Никсона" - вот ему бы "Оскара", кстати. Интересная интерпретация событий, Фрэнк Ланжелла и Мартин Шин чудо как хороши. Но есть проблема - Хауард снял уже какую-то просто кошмарную кучу картин по событиям и биографиям, и "Оскар" у него был именно за такой фильм, причем опять-таки недавно. Нет, не время.
Ну, и, положа руку на сердце - стоит посмотреть пятиминутный трейлер подлинных фростовских интервью Никсона (есть в сети, поинтересуйтесь), чтобы убедиться в том, что не так все было. У Хауарда интересный и яркий Фрост берет (почему-то с трудом) в финале верх над сомневающимся и слегка склеротичным стариком Никсоном. В реальных интервью Никсон смотрелся как человек-гора, а Фрост - как серая мышь, хотя и не безнадежная.
Теперь о лидерах.
Специально не поставил сюда кадр с Брэдом Питтом. В "Загадочной истории Бенджамина Баттона" его роль заключалсь в том, чтобы не вертеться в кресле гримера. Задачу он выполнил, но главные люди здесь - это Кейт Бланшетт, которая заслуживает всех "Оскаров" мира, но за роль в "Баттоне" даже не номинирована, и собственно Финчер. Можно сколько угодно обзывать его технарем и технократом, но он снимает идеальное кино - по композиции, по цветовому балансу, по подбору исполнителей, по музыке, назовите сами. (Что-то его роднит с Кэмероном, да.) Неудивительно, что академики сдались и включили "Баттона" во все номинации, кроме, не знаю, документальных и короткометражных.
"Миллионер из трущоб" - как бы индийское кино, но не понарошку (как все индийское кино), а всерьез. Настолько всерьез, что челюсть отваливается. Легко сказать слово "беспризорник". Легко показать беспризорника с юмором, вот он чумазый и веселый, и вроде как все у него хорошо. А вот он на полном серьезе, чумазый и веселый, но только все у него хреново, потому что на улице бывает холодно, и хочется есть, и каждый день может тупо оказаться последним - для него, или для его брата, или для его подруги, или для всех сразу. И никому такая школа жизни не нужна, но досталась именно ему, его брату и подруге. Словно спохватываясь - ах да, я же индийский фильм снимаю - Бойл на титрах выдает коллективный танец, больше похожий, правда, на "Затоичи".
Я думаю, что лучшим фильмом будет "Миллионер", и тогда Финчер - лучший режиссер за "Баттона". Может случиться и наоборот. Оба варианта справедливы. Еще один вариант - "Миллионер" становится лучшим фильмом, и Бойл же - лучшим режиссером. Тоже нормально, кстати. Наоборот ("Баттон" плюс Финчер) - вряд ли.
Что касается лучших актеров.
Никто не сомневается в том, что лучшим актером в главной роли станет Микки Рурк за "Рестлера", и даже Шон Пенн такому камбэку не помеха.
А в ролях второго плана всех, включая чернокожего Роберта Дауни-мл., кладет на лопатки мертвый Джокер. Странно, почему Хит Леджер - актер второго плана в "Темном рыцаре", мне казалось, что его роль главная. "А я думал, это у меня шутки плохие".
С актрисами все не столь очевидно. Но я лично ставлю на то, что главной актрисой будет Кейт Уинслет за "Чтеца" - не потому, что это лучшая роль в номинации, при Мерил Стрип и Анжелине Джоли (или лучшая роль Уинслет), а потому, что академики давно ей должны, это ее пятая или шестая по счету оскаровская роль, актриса она гениальная, и в "Чтеце" она хлебнула не один фунт лиха, как я уже написал выше.
С второстепенными актрисами вообще ничего не понятно, ну то есть просто буквально не на кого показать, поэтому мой выбор - роль второго плана Пенелопы Крус в "Вики, Кристине, Барселоне".
Будет несправедливо не сказать о фильмах, которые в главные номинации не попали.
Во-первых, достойно всяческого порицание отсутствие в списках "Дороги перемен" Мендеса с упомянутой Уинслет и даже не упомянутым Леонардо Ди Каприо, которому академики должны еще больше, чем Кейт. Кто не смотрел - я даже не знаю, надо ли это вам. У меня было так - этот долбаный патологоанатом Мендес распластал передо мной на кухонной доске мою жалкую душонку и отпрепарировал ее столовым ножом и вилкой, которыми до этого ели омлет.
Во-вторых, "Гран Торино" Клинта Иствуда - это вообще лучший фильм за много лет, от последнего настоящего великого режиссера и актера. Не знаю, как можно было это не оценить. Умрите, гады.
В-третьих, если в прошлом году и вышел хоть один фильм, который действительно можно много раз и с удовольствием смотреть и пересматривать (кроме "Железного человека", ну и "Гамлета-2", конечно), то это "Вики, Кристина, Барселона" Вуди Аллена, и дело тут не в Пенелопе. Впрочем, Вуди пофиг, он еще двадцать таких фильмов снимет.
Вроде все.
P.S.: Ах, ну да. Лучшим мультиком будет "ВАЛЛ-И". Но это же и так ясно.