Оставим пока на время предполагаемый коммутатор и взглянем на первую запись в другом дневнике, который в уголовном деле фигурирует как "дневник З. Колмогоровой", в то время как современные исследователи называют его "дневником Неизвестного", а многие приписывают Игорю Дятлову. Тут надо сделать одну важную оговорку: в деле фигурируют не сами дневники, а их копии.
Вчера вечером, около 9.00 погрузились в поезд №43. Наконец-то. Нас 10 человек. Биенко Славик не пошел, не отпустили. Едем вместе с группой Блинова. Весело. Песни. Около 8-ми утра приезжаем в Серов. На вокзал не пускают, поезд на Ивдель идет в 6.30 вечера. Ищем помещение. Попытка попасть в клуб (справа от вокзала за столовой), в школу неудачны. Наконец находим ж/д 41-ю школу (метров 200 от вокзала), где нас очень хорошо встретили.
Здесь мы имеем следующий числовой ряд:
900 43 10 8 630 41 200
Длинноват даже для современного мобильного телефона. А что будет, если перевести его в буквы, используя всё тот же телефонный диск в качестве шифровального ключа, предварительно отбросив сдвоенные нули?
К ГВ АЛ И ЕВЛ ГАБ
КГ ВАЛИЕВ ЛГАБ
Не знаю, что могут означать КГ (Куратор Группы или Капитан Госбезопасности, реально существовавшее до 1945 года в НКВД звание), а тем более ЛГАБ, но Валиев получается, даже если не отбрасывать двойные нули. Кто такой этот Валиев, существовал ли в реальности? У меня ответа нет.
Однако, стоит обратить внимание на бедность данного шифровального метода. Мы имеем 10 цифр для обозначения 10 букв. Хорошо для цифр, но плохо для букв. Но если нет другого способа, как же зашифровать буквы? Предложу такой метод. Исчерпав цифры, нужно продолжать по кругу, присваивая каждой цифре новое буквенное обозначение.
Тогда мы имеем:
1 - А, М, Ц
2 - Б, Н, Ч
3 - В, О, Ш
4 - Г, П, Щ
5 - Д, Р, Ъ (Ы)
6 - Е, С, Ы (Э)
7 - Ж, Т, Ь (Ю)
8 - И, У, Э (Я)
9 - К, Ф, Ю
0 - Л, Х, Я
З и Й отсутствуют по определению, чтобы не было путаницы с тройкой и буквой И, тоже самое с Ё; также я не знаю, как поступить с мягким и твердым знаком, учитывать их или нет, а от этого зависит положение букв Э, Ю, Я на нашем воображаемом шифровальном диске.
Да, метод не лишился убогости, но хотя бы букв стало больше. Например, 8 теперь означает не только И, но и У, а значит, наш Валиев превращается... превращается...
превращается...
например, в Валуева!
Валуев - фамилия нам уже знакомая, из справочника 1941 года, обладателя красивого домашнего телефонного номера и жителя "города чекистов".
Предвижу возражения: прошло 18 лет, много воды утекло, война закончилась, мог уехать в другую область, погибнуть на фронте, попасть под каток репрессий и т.д.
Нет, всё нормально, пережил, остался в Свердловске, вышел на пенсию и переселился в соседний с дятловским общежитием дом. В 1974 году Валуев А.И. проживает по адресу пр. Ленина 62 и номер у него самый обычный, с девяткой на конце.
Да, я понимаю, что иду по лезвию бритвы, всё это может быть лишь совпадениями и игрой в буковки, дятловедческая каббала, не более того. Но вот какое соображения все ещё удерживает меня на этом скользком пути. Ведь если ты вынужден использовать такой бедный способ шифрования, при этом маскируя шифровку под реальные числа и цифры, ты просто будешь вынужден вставить числа выдуманные, которые нельзя проверить, либо замаскировать их под опечатку.
Давайте взглянем с этой точки на рассматриваемые фрагменты дневников:
Так, снова в поход! Сейчас сидим в 531 комнате, вернее, конечно, не сидим, а все лихорадочно суют в рюкзаки всякие овсянки, банки, тушенки. Завхоз стоит и смотрит, чтоб все у всех вошло.
Где мои пимы? Ю.К. В трамвае в мандолину играть будем? - Конечно! - Соль забыли! - 3кг.- Игорь! Где ты? - Где Дорошенко, почему не забирает 20 пачек? Дайте 15коп. позвонить! Безмен, безмен где? Не влазит, у черт! Ножик у кого? - Влезет это, влезет и это тоже. - Юра, довези это до вокзала. Пришел Славка Хализов. - Привет, привет! Дайте 15 коп!
Комната 531 в общежитии есть, в ней до сих пор живут студенты. Невозможно проверить, были ли сборы именно в этой комнате, но вроде как за все предыдущие годы от свердловчан и екатеринбуржцев возражений не поступало. 3 кг соли. Сколько было сломано копий относительно ее количества, тем же Юрием Комягиным, например! По нынешним нормам питания это явный избыток, особенно в условиях, когда каждый лишний килограмм груза на счету. Правда, споры шли, в основном относительно соли, оставленной в лабазе, полтора килограмма на оставшуюся часть маршрута. Много это или мало? По мне, так в самый раз по нормам того времени на пару недель пути для группы из девяти человек, испытывающих тяжелые физические нагрузки. Мне интересно другое, куда делись другие полтора кило соли? Неужели съели за первую неделю, в поездах и гостинице? Возможно, килограмм оставили лесорубам, но пока цифра 3 выглядит сомнительной. 20 пачек. Это вообще не проверяемо, т.к. непонятно о чем идёт речь. 15 копеек. Реальное число. Именно столько стоил тогда один телефонный звонок в таксофоне АМТ-47. После реформы 1961 года эти аппараты переделали под приём двухкопеечных монет.
Со вторым фрагментом ещё интереснее:
Вчера вечером, около 9.00 погрузились в поезд №43. Наконец-то. Нас 10 человек. Биенко Славик не пошел, не отпустили. Едем вместе с группой Блинова. Весело. Песни. Около 8-ми утра приезжаем в Серов. На вокзал не пускают, поезд на Ивдель идет в 6.30 вечера. Ищем помещение. Попытка попасть в клуб (справа от вокзала за столовой), в школу неудачны. Наконец находим ж/д 41-ю школу (метров 200 от вокзала), где нас очень хорошо встретили.
Начнём с конца. 41-й ж/д школы в Серове никогда не существовало. Много лет этот факт служил весомым аргументом в различных конспирологических теориях. Пока наконец одному из исследователей не пришла в голову простая идея сделать запрос в серовский краеведческий музей. Оказалось, что в Серове в 1959 году, действительно, была железнодорожная школа в 200 метрах от вокзала рядом с водонапорной башней. Только номер её был 47. Т.е. мы имеем либо опечатку переписчика, либо авторскую неточность, сознательную или нет. В исторической науке есть правило: если утерян первоисточник, наибольшее доверие должна вызывать самая ранняя копия, даже если она содержит очевидные косяки.
Группа 10 человек. Не поспоришь.
Но далее я столкнулся с затруднениями. Я не могу разыскать зимнее расписание поездов 1959 года. Интернет и библиотеки города Иваново не помогли. Спасибо товарищу
periskop.su, он помог разобраться с поездом на Ивдель, тот, действительно, уходил примерно в 6.30 вечера, но если точнее, в 18.41. Однако, не будем придираться, хотя, если бы в дневнике стояло 6.40 вечера, рассуждать мне было бы не о чем)))
Сложнее выяснить, на каком поезде туристы покинули Свердловск. Мне удалось скачать летнее расписание 1961 года. Рискну предположить, что оно не должно было сильно измениться в целом, всё-таки железная дорога - сложная система и в ней многого не поменяешь за относительно короткий срок. А согласно этому расписанию, поезд №43 - проходящий из Хабаровска в Москву.
Студентам был нужен поезд №45, отходивший от перрона ровно в 9.00 вечера. Запрыгивание в вагон в последний момент, видимо, служило целям затруднить проводникам проверку билетов. Как мы знаем из других дневников, экономией на проезде группа Дятлова не гнушалась и в тот раз Люде Дубининой пришлось спать на полу под нижней полкой. Предположительно, имеем вторую опечатку в столь маленьком фрагменте. Один раз - случайность, второй - совпадение? Впрочем, если я ошибся, поправьте, буду благодарен за точную информацию.
Оставим в покое Валиева-Валуева и кратко пробежимся по двум другим тезисам
jurikan. Мне очень сложно поверить в идею накалывать себе на руку телефонные номера, пусть и в зашифрованном виде. Особенно сотруднику спецорганов, которым, возможно, являлся Золотарев. Города в которых ты временно прибываешь, меняются, как и телефоны, а тату останется на всю жизнь. Я скорее посчитаю "ДАЕРММУАЗУАЯ" донжуанским списком (Даша, Анна, Елена и т.д), но и тут наиболее важным вопросом будет, пожалуй, не "ЧТО" а "КОГДА". Когда Семён успел их сделать? Имеется несколько свидетельств, что у Золотарёва не было татуировок, даже Юдин в начале похода их не заметил. Нет ни одного свидетеля, кто видел их на живом Золотарёве. При этом результаты генетической экспертизы вроде бы подтвердили, что в могиле, действительно, находятся его останки. Попробую предложить теоретический список, кем, когда и при каких обстоятельствах они могли быть сделаны.
1. Золотаревым до похода. Юдин и остальные - слепцы
2. Золотаревым после ухода Юдина. Сомнительное развлечение у костра или в палатке перед отходом ко сну
3. Золотаревым после предполагаемого инцидента с неизвестными, которые задержали туристов. В то время как студенты фальсифицировали дневники, Золо этими же чернилами делал себе наколки. Смысл действия - вызвать дополнительные вопросы у следствия, чтобы не поверили в смерть от погоды. Естественно, прямой текст типа "захвачены американскими диверсантами или охраной ГУЛАГа" не прокатил бы, такое тату срезали бы вместе с кожей.
4. Неизвестными после смерти Золотарева. Цель - запутать следствие или просто по приколу.
5. Неизвестным (назовем его Гена) задолго до похода самому себе. Именно его труп обнаружен в ручье. Причина подмены - характер повреждений на трупе Золотарева подорвет природную версию. Однако в могилу кладут настоящего. По этой причине Семена хоронили отдельно от остальных
6. То же самое, только по другой причине. Золотарев на момент похорон был жив
7. Нет и не было никаких тату. Судя по имеющимся в сети фотографиям - это вообще не тату, а какие-то посмертные разводы на разлагающихся тканях. И медэскперты повели себя подобно Валерию Демину, у которого прожилки породы на камнях Кольского полуострова складывались в осмысленные фразы типа
"Храм Мары", "Мастерская Рода", "Макожи Маяк".
На этом моё воображение иссякло. И мне не нравится ни одна из идей. На каждую найдется серьёзное возражение. Впрочем, третья вписалась бы в версию Юрия Комягина.
На всякий случай переведём буковки в цифры по предложенной схеме. Тогда "ДАЕРММ" превратится в Д1-65-11. Такой номер в справочнике 41 года есть.
Некто Поляков И.Н., проживавший по адресу: ул. Вайнера, 44. Маленький такой особнячок. Мне это не говорит ни о чём, а кому-то из читателей, возможно, скажет.
Что же касается допроса якобы 6 февраля, то всё, кроме даты говорит о том, что он был проведён 6 марта (характер вопросов и ответов, место протокола в папке уголовного дела); в конце концов, есть более простой способ у спецорганов выяснить заходили ли студенты в начале февраля на узел связи или нет без официального допроса. Просто позвонить начальнику, если конечно, он не входит в список подозреваемых. Тогда да, лучше официально. Однако это все косвенные улики. Прямая - это дата, и она, как пистолет Груздева, перевешивает все рациональные соображения.
Есть ещё одна необъяснимая странность. Дневник Неизвестного был приписан следователями перу Зины Колмогоровой. Почему? У них же был образец её почерка. Почерк Игоря похож на почерк Зины? Вряд ли, обычно видны различия между мужской рукой и женской. Опять следователи идиоты и слепцы? Или же Дятлов по какой-то причине доверил сделать первую запись в своем дневнике Зине? Теретически это возможно, Игорь неровно дышал к девушке, но стиль записи мало на похож на колмогоровский. Но если всё же это Зинина рука? Данное предположение заставляет вернуться к началу.
Слабое место в версии Комягина это предполагаемый адресат. Кто должен был прочитать дневники, кроме следователей? Родственники? И они должны были там обнаружить КГБ-шный номер и позвонить по нему? Зачем? Что должны сказать позвонившие? Разве КГБ еще не в курсе? Или, может, автоответчик на другом конце провода расскажет истинную версию? Ерунда какая-то. Да и был ли номер такой в принципе Д1-31-20? Я свел в табличку все номера из довоенных справочников, начинающиеся на Д1 и заканчивающиеся на 20. Теоретически их должно быть 100, от Д1-00-20 до Д1-99-20. Таких номеров набралось 64. Остальные засекречены или просто в резерве? Понятно, что в 1959 году число резервных номеров должно уменьшится (я не могу назвать точное число из-за отстутствия у меня справочника), но в 1959 году в ходу уже были номера начинающиеся на Д2. В конце концов, в 1959 году у КГБ могли быть совсем другие номера.
Ладно, попробую кинуть последнюю соломинку данной версии. А что если шифровка была не для других, а для себя? Памятка, чтобы не забыть нужный номер, чтобы он он был всегда под рукой, но при этом никто посторонний (а в данном случае товарищи по походу) ни о чем не подозревали. Например такой алгоритм.
Д1 запоминать не обязательно, как мы сейчас не запоминаем 8 или +7. На крайний случай сгодится дата. 23 января, т.е. 2+3=5=Д, январь=1.
531=5+3+1=9, 3, 20.
Д1-93-20 - есть такой номер в справочнике 1941 года. Начальник автоклуба. Не годится.
А что если рассуждения о Валуеве-Валиеве полная ерунда и простое совпадение, а переписчик дневника просто перепутал 47 с 41 и 45 с 43? Ну, т.е. проблема у него (а, скорее, у неё - машинистки) с восприятием рукописных пятерок и семерок? Тогда получаем Д1-95-20, а это уже хорошо знакомый нам номер, коммутатор НКВД из справочника 1941 года.
Так может быть, Юрий Комягин прав, записывая именно Зину Колмогорову в списки сотрудников спецорганов?
часть 1 часть 2 часть 3