я не в осуждение, просто воспринимаю его совсем по другому (и без всякого восторга при этом). Что же до России, то я там вырос и прожил бОльшую часть свой жизни, ну и бываю там регулярно - так что странность моего представления о ней связана только с возможностью взгляда со стороны...
Спасибо. Меня удивляли эти его bliss'ы на каждой странице. Я думал - какая-то особенность психики - удачная форма истерии. Но "дневники" мне все равно понравились :)
Если бы знал, что она смелая - не рискнул бы высказывать.
Мне показалось, что я вижу знакомую механику - растет утомление от повседневных, давно опостылевших дел и делишек - затем краткое освобождение от всего этого - а потом прорыв/провал в новое состояние. Это "новое" индивидуально бывает - у кого паническая атака, у кого суицидальные мысли. А у одного знакомого мне человека - яркое восприятие мира, как чертога блаженства. Очень похоже на bliss Шмемана.
Это верно, мне кажется, многое в его дневниках - именно такой банальный "слив". Но в общем, каждый поп борется по-своему с безумием мира, в котором живет...
Верные у Вас мысли. и интонация тоже справедлива. У отца Павла Флоренского есть убийственная характеристика Канта: "Известно что "Критика чистого разума" была написана на папиросах..." - для отца Павла курение являлось теми вратами, какие человеческий дух навсегда отсекают от Божественной синергии. Отец Александр Шмеман курил ведь "как паровоз" - две, три пачки в день, курение и стало причиной его мучительно долгого умирания, и отсюда его и "нечуткость" к паламизму, "умному деланию", исихазму, монашеству - всё это было для него "пустым звуком"
По просьбе моей хорошей френды, nogpura (подруга), которая не может у Вас (пока? :) писать, передаю ее вопрос:
Скажите, а свято-Тихоновская семинария (http://www.stots.edu/) - пустоцвет? Просто я совершенно случайно попала туда в день сто второй годовщины тамошнего монастыря. Я хотела вообще-то написать про курение о.Александра: мне кажется, единственное, что выдает в его дневниках "иностранца" - он называет пачки (сигарет) "пакетами".
+++Пустоцветом стало и другое детище - Свято - Владимирская семинария -
о куда Вы дели Мейендорфа? Конечно, дух Шмемана и Мейендорфа несколько разный, но все же явно не антагонистический. До сих пор российское богословие (и официальное, и "альтернативное") кормится с тех пажитей.
Вопрос о приемственственности в эпоху постмодерна - самый мучительный для всех, и "кризис образования" налицо везде и у всех: некому учить. И от знаменитых университетов тоже ведь одна "тень" осталась. И дело даже не в том. что именитый учёный не оставляет после себя достойной профессуры, а в том, что рядовой студент, окончив заведение, по профессии не работает. У меня нет сейчас сил обсуждать Мейендорфа, но о кризисе духовного образования, и о том что семинаристы священниками предпочитают не становится, я слышал о него самого неоднократно.
Может быть,Вы, друг мой,как крупный специалист и знаток правы. Но мне дневники о.Александра понравились. Прочитал и потом сожалел, что книга закончилась, т.к. многие его ощущения совпали с моими. Но надо еще помнить, что вдова с сыном нещадно их редактировали, многое, может быть самое интересное для нас вырезали, т.к. именно хотели создать определенный образ и направление дневников.
Comments 91
Reply
Reply
Алексей
Reply
Reply
Я думал - какая-то особенность психики - удачная форма истерии.
Но "дневники" мне все равно понравились :)
Reply
Reply
Мне показалось, что я вижу знакомую механику - растет утомление от повседневных, давно опостылевших дел и делишек - затем краткое освобождение от всего этого - а потом прорыв/провал в новое состояние. Это "новое" индивидуально бывает - у кого паническая атака, у кого суицидальные мысли. А у одного знакомого мне человека - яркое восприятие мира, как чертога блаженства. Очень похоже на bliss Шмемана.
Reply
Reply
http://kosach.livejournal.com/61081.html
http://kosach.livejournal.com/61336.html
Reply
и интонация тоже справедлива.
У отца Павла Флоренского есть убийственная характеристика Канта:
"Известно что "Критика чистого разума" была написана на папиросах..." -
для отца Павла курение являлось теми вратами,
какие человеческий дух навсегда отсекают
от Божественной синергии.
Отец Александр Шмеман курил ведь "как паровоз" -
две, три пачки в день,
курение и стало причиной его мучительно долгого умирания,
и отсюда его и "нечуткость" к паламизму,
"умному деланию", исихазму, монашеству -
всё это было для него "пустым звуком"
Reply
Скажите, а свято-Тихоновская семинария (http://www.stots.edu/) - пустоцвет?
Просто я совершенно случайно попала туда в день сто второй годовщины тамошнего монастыря. Я хотела вообще-то написать про курение о.Александра: мне кажется, единственное, что выдает в его дневниках "иностранца" - он называет пачки (сигарет) "пакетами".
Reply
Но сейчас везде кризис духовного образования, что делать...
Reply
Свято - Владимирская семинария -
о куда Вы дели Мейендорфа? Конечно, дух Шмемана и Мейендорфа несколько разный, но все же явно не антагонистический. До сих пор российское богословие (и официальное, и "альтернативное") кормится с тех пажитей.
Reply
И при Мейендорфе положение в Семинарии стало ещё более "критическим" и кризисным...
Reply
А кто, например, оставил?
Алексей
Reply
самый мучительный для всех,
и "кризис образования" налицо везде и у всех:
некому учить.
И от знаменитых университетов тоже ведь одна "тень" осталась.
И дело даже не в том.
что именитый учёный не оставляет после себя достойной профессуры,
а в том, что рядовой студент, окончив заведение,
по профессии не работает.
У меня нет сейчас сил обсуждать Мейендорфа,
но о кризисе духовного образования,
и о том что семинаристы священниками предпочитают не становится,
я слышал о него самого неоднократно.
Reply
Reply
Reply
боюсь что он - неотретушированный
многим бы оказался не по зубам
Reply
Reply
Leave a comment