Заглавной потаковник

Jan 11, 2008 11:37

В самой церковной жизни России начала 19-го веку
повзрослевший Фотий выйдя из академичнаго садка,
обнаруживает среди первейших духовных особ
(членов Синоду, митрополитов и епископов,
ректоров академий и семинарий) -
трусость и раболепство,
преступное равнодушие и полное соглашательство духу времени
ради собственных же меркантильных выгод:
"Правящие слово истины не видели, не слышали,
не говорили истины и не творили пути праваго и дел Божиих.
Тайно и явно всюду подкапывалось от врагов основание веры и Церкви.
Духовные пастыри и учители на всё слабо смотрели,
и делали то, как бы сами тому поспешествовать хотели.
Ни в чём не видно было ни слова Божия, ни дела;
мир ослепил их очи мысленныя и сердечныя..."
(Рус. старина 1894, 7, стр. 215).
И самым выпуклым выходит из-под Фотиева пера
образ Филарета Дроздова в нынешних святцах -
всероссийского чудотворца и святого:
беспощадный и жестокий к низшим сухарь,
умелой карьерист,
вкрадчивой и елейной интриган,
умевший предугадать волю высшего начальства
(даже ежели она была противу самой Церкви),
облечь в подходяще правильныя словеса
и, шагая точно по трупам,
тут же ея и исполнить.
И когда Фотьюшка один как перст в Церкви
возстал на "серафимово подвизание" супротив масонских лож
и на Аннушки Орловой денюжки
ему в их стенах проколупывали дырки,
то первое что Фотьюшка сквозь них усмотрел,
что первенствующим на тех "сборищах бесовских"
Филарет Дроздов и был
и что с врагами церковными "он с ними едино суть",
исполняя их волю, и супротив них молча совершенно
(там же)...

новгород, Фотьюшка и Аннушка

Previous post Next post
Up