В прошлое воскресенье оформил эту работу в багетную раму со стеклом, чтобы украсить одну из стен в нашей квартире. Намеревался повесить её прямо напротив входной двери - между ванной и туалетом, - но младший сын попросил этого не делать. Сказал, что рисунок будет пугать его по ночам. Шестилетнему ребенку, по всей видимости, не понравились пустые глаза человека, изображенного на "Автопортрете".
Посмотрев на эту работу глазами сына, подумал, что он имеет право не любоваться ежедневно тем, что ему не нравится. В итоге "Автопортрет с настольной лампой" отправился в кладовку, а на его месте появилась другая графическая работа - рисунок из категории child-friendly под названием
"Кошка и мышка".
В начале 1994 года, когда создавался "Автопортрет с настольной лампой", я ещё работал в рекламном агентстве ТОО "Ланар", но уже подумывал об уходе и поиске новой сферы деятельности. В личной жизни тоже не было определенности: с первой женой Марией мы уже расстались, юридическое оформление развода было делом времени. Жил в съёмных квартирах в девятом микрорайоне, сначала на улице Строителей, затем на улице Яна Крастыня.
В те странные времена у меня действительно были длинные волосы, иногда я даже ходил с "хвостом". Впрочем, для художественного директора первого в Йошкар-Оле рекламного агентства такой имидж был вполне органичным. Фигуративная графика в тот период жизни превратились для меня в нечто самое важное. Никогда прежде я не рисовал так много и плодотворно. За 1994 год было создано более 60 графических работ, причем не только черно-белых, но и в цвете.
Точную дату создания "Автопортрета с настольной лампой" - первого из трёх автопортретов - установить уже невозможно. В дневниках об этом событии записей не осталось. Зато имеется достоверное свидетельство о том, что в начале августа 1994 года мною был получен заказ Марийского книжного издательства на создание рисунков для обложки и шмуцтитулов книги стихов Александра Коковихина "Около себя".
Именно "Автопортрет" подсказал идею оформления обложки этого первого поэтического сборника талантливого йошкар-олинского поэта. Получив заказ (с подачи редактора этой книги Анатолия Спиридонова и с согласия автора), я поставил перед собой задачу сделать что-нибудь оригинальное и яркое. В середине августа был согласован эскиз обложки. После этого, вооружившись карандашами и рапидографом, я дважды воспроизвёл "Автопортрет" в цвете. На последней странице обложки - почти без изменений. На первой же странице появился "лирический герой, раздвигающий пространство".
Сборник стихов Александра Кововихина "Около себя" вышел в свет в начале 1995 года. Рисунок обложки и небольшие горизонтальные рисунки, сделанные для шмуцтитулов книги, демонстрировались на выставках "Графика - 95" и "Попутчики" (1997). Некоторые из рисунков были включены во второй альбом
"По следу завтрашнего дня", а также были перерисованы с увеличением и в цвете для демонстрации в 2002 году на выставках "Избранное" и "Бюрократический реализм".
Что же касается "Автопортрета с настольной лампой", эта графическая работа тоже нещадно "эксплуатировалась", причём не только на выставках, но и в печатных изданиях. К примеру, именно "Автопортретом" в одной из местных газет в 1997 году анонсировалось издание альбома "По следу завтрашнего дня", в котором этот рисунок, естественно, тоже был опубликован.
В 2003 году "Автопортрет" оказался в числе графических работ, которые появились в октябрьском номере литературного журнала
"Кенеш" Союза писателей Удмуртской Республики. Знакомство с главным редактором журнала Петром Куликовым состоялось на одном из фестивалей журналистов финно-угорских народов. Помимо "Автопортрета с настольной лампой", в журнале в качестве иллюстраций к разным произведениям были напечатаны
"Загадочные гости", "Элиот. Игра в шахматы",
"Пасха" и
"Дирижёр бабочки".