Интеллектуальные работники, инновации, общество знаний - Питер Друкер много внимания уделял этим понятиям. Творческие теоретические размышления и эффективные практические советы по их реализации - вот что всегда отличало "философа" менеджмента.
Под катом - отдельные статьи по данной теме из книги "
Друкер на каждый день. 366 советов по мотивации и управлению временем".
8 января
Автономность интеллектуального труда
Интеллектуальный труд предполагает автономность и подотчетность
Требование, чтобы специалисты могли самостоятельно определить свою задачу и ожидаемый результат, обусловлено тем, что интеллектуальный труд предполагает автономность. Поскольку разные люди, даже работающие в одной и той же сфере, имеют неодинаковые знания, каждый высококвалифицированный специалист - носитель единственной в своем роде совокупности знаний. Обладая этими уникальными знаниями, каждый специалист может знать о своей специфической сфере деятельности больше, чем кто-либо еще в организации. Высококвалифицированный специалист должен знать больше всех в своей области знаний. Более того, таким специалистам хорошо платят за то, что они хорошо осведомлены в своих сферах. Это означает, что каждый эрудированный специалист сам определяет свое собственное знание, работа адекватно структурирована, при этом каждый специалист будет действовать самостоятельно и отвечать за свои результаты. От высококвалифицированных специалистов следует требовать, чтобы они составили свои рабочие планы и представили их на рассмотрение. На чем я собираюсь сосредоточиться? Какие ожидаются результаты (за которые я буду отчитываться)? Какой конечный срок? Интеллектуальный труд предполагает и автономность, и подотчетность.
Руководство к действию. Напишите рабочий план, включающий ваши задания, желаемые результаты и граничный срок. Предложите его вашему шефу.
13 января
Менеджмент и гуманитарные науки
Менеджмент - гуманитарная наука
Менеджмент обладает признаками гуманитарной науки в ее традиционном определении. «Гуманитарной», потому что менеджмент рассматривает основы знания, самопознания, мудрости и лидерства. «Науки», потому что менеджмент применяется на практике и подтверждается ею. Менеджеры черпают свои знания и проницательность в гуманитарных и социальных науках - психологии и философии, экономике и истории, медицине и этике. Но они должны применять эти знания, чтобы достичь эффективных результатов - избавить пациента от болезни, обучить студента, построить мост, создать и продать «дружественную к пользователю» компьютерную программу.
Руководство к действию. Как вы планируете повысить свой уровень знаний в гуманитарных и социальных науках? Составьте этот план сегодня.
21 января
Функция прибыли
Сегодняшний прибыльный бизнес завтра станет «Белым слоном»
Йозеф Шумпетер настаивал на том, что инновация - самый существенный элемент экономического развития, особенно для современной экономики. В теории экономического развития Шумпетера прибыль выполняет экономическую функцию. В экономике изменений и инноваций, прибыль, в отличие от теории Карла Маркса, есть не «прибавочная стоимость», украденная у работников. Наоборот, это - единственный источник рабочих мест и трудовых доходов наемных работников. Теория экономического развития Шумпетера показывает, что никто, за исключением новатора, не создает реальной «прибыли», а новаторская прибыль всегда очень недолговечна.
Однако инновационная деятельность, согласно известной фразе Шумпетера, - это также «творческое разрушение». Инновации делают ненужными устаревшее капитальное оборудование и капитальные инвестиции. Чем дальше развивается экономика, тем в большем приросте основного капитала она нуждается. Таким образом, то, что классический экономист (или бухгалтер, или фондовая биржа) считает «прибылью», является подлинной стоимостью, стоимостью сохранения позиции в бизнесе, стоимостью будущего, в котором ничего нельзя предсказать, за исключением того, что сегодняшний прибыльный бизнес завтра станет «белым слоном», т.е. собственностью, требующей разорительного ухода, но не приносящего никакой пользы.
Руководство к действию. Убедитесь, что вы достаточно инвестируете в инновационную деятельность, чтобы достойно встретить день, когда ваш прибыльный бизнес станет «белым слоном».
25 января
Обновлять себя
Работники интеллектуального труда должны отвечать за свое собственное развитие и применение
В сегодняшнем обществе и организациях от людей требуется все больше и больше знаний (больше, чем мастерства и практических навыков). Знание и мастерство различны по фундаментальным характеристикам - практические навыки изменяются очень и очень медленно. В то же время знания изменяются сами. Поэтому они выходят из употребления: отживают, устаревают очень быстро. Работник интеллектуального труда становится устаревшим, если он (она) не повышает квалификацию каждые три или четыре года.
Это означает не только то, что знание, мастерство и практические навыки, приобретенные человеком раньше, не соответствуют нашей теперешней жизни и работе. Люди меняются на протяжении длительного периода времени. Они становятся разными личностями с разными потребностями, разными способностями, разными перспективами и, следовательно, с потребностью «заново открывать себя». Я вполне умышленно, намеренно, с умыслом использую более сильное выражение, чем «восстанавливать силы». Если вы говорите о пятидесяти годах рабочего времени - а это, я думаю, скоро станет нормой - вы должны обновлять себя. Вы должны сделать что-то новое, а не просто найти новый источник энергии.
Руководство к действию. Спросите тех, кто старше вас по возрасту, как они «пересаживали себя на новый горшок»? Какие шаги вам следует предпринять сейчас?
3 февраля
Революция в управлении
Самое главное - производительность работников умственного труда.
В 1881 году американец Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 - 1915) первым применил знания к изучению работы, ее теоретическому и прикладному анализу. Это привело к революции в производительности. Революция в производительности стала жертвой собственного успеха. Самое главное сегодня - производительность работников умственного труда, что предполагает применение знаний к знаниям.
Но знания сейчас также систематически и целеустремленно используются с целью определить, какие новые знания необходимы, можно ли их приобрести и что нужно делать, чтобы сделать знания эффективными. Другими словами, знания используются для системных инноваций. Это третье изменение в динамике знаний можно назвать революцией в управлении. Обеспечить, чтобы существующие знания применялись самым лучшим образом, приводя к желаемому результату, - это, в сущности, то, что мы называем менеджментом.
Руководство к действию. За достижение каких результатов вам платят? Составьте список из трех заданий, которые вам следует исключить, чтобы работать продуктивно.
4 февраля
Знания и технология
Новая технология опирается на всю совокупность человеческих знаний
Поиск знаний, также как и процесс обучения, традиционно был отделен от практического применения. Оба были организованы по предметам, которые считались отражением логики знания как такового. Факультеты и кафедры университета, их специализация, фактически вся организация высшего обучения была ориентирована на предмет. Говоря языком экспертов в сфере организации, их усилия были сконцентрированы скорее на продукте, чем на рынке или конечном использовании. Теперь мы в большей степени организовываем свои знания и ведем поиск скорее областей их применения, чем новых объектов для изучения. Междисциплинарная работа возросла повсеместно.
Это свидетельствует об изменении роли знаний: они перестают быть абстрактной ценностью и превращаются в ресурс, способный давать практическую отдачу. Знания, как центральная энергия современного общества неразрывно связаны с прикладными сферами, в которых они работают. Однако работа не может быть определена в терминах дисциплин. Конечные результаты всегда достигаются на пересечении многих дисциплин.
Руководство к действию. Составьте список результатов, за которые вы ответственны. От каких специалистов вы зависите в получении этих результатов? Как вы можете улучшить координацию усилий этих специалистов?
7 февраля
Образованный человек
Образованный человек стремиться применять свои знания, относящиеся к настоящему, не говоря уже о формировании будущего.
В своем романе, написанном в 1943 году и опубликованном в Англии под названием «Игра в бисер» (1949), Герман Гессе предвосхитил то устройство мира, которое хотят гуманисты, и продемонстрировал его несостоятельность. В книге изображено братство интеллектуалов, художников, гуманистов, которые живут в роскошном уединении, посвятив себя Великой традиции, ее мудрости и красоте. Но герой, самый совершенный магистр игры, решает в конечном счете вернуться к развратной, вульгарной, грубой, неустойчивой реальности, потому что его ценности - это бесполезное золото, если они не соответствуют миру.
Посткапиталистическое общество нуждается в образованных людях даже больше, чем нуждались прежние общества, и изучение великого наследия прошлого будет обязательным условием образования. Но либеральное образование должно давать возможность личности понять реальность и управлять ею.
Руководство к действию. Прочтите книгу о политике, истории или о чем-нибудь, что вас интересует. Что вы узнали нового? Как вы можете применить эти знания в работе?
10 февраля
Современная организация должна быть двигателем прогресса
Только общество в состоянии неустойчивости обладает стабильностью и сплоченностью
Общество, сообщество и семья - стабилизирующие институции. Они пытаются поддерживать стабильность и предотвращать или, по крайней мере, замедлять изменения. Кроме того, мы знаем, что теории, ценности и артефакты (результаты человеческого труда, отличающиеся от природных объектов) человеческого разума стареют, ветшают и костенеют, превращаясь в ненужный хлам.
«У каждого поколения должна быть своя революция», говорил Томас Джефферсон. Однако это не метод решения. Мы знаем, что «революция» - это не достижение и не начало нового дня. Она вытекает из угасания старого, из несостоятельности идей и институций, из неспособности к самообновлению. Единственный путь, которым институция (правительство, университет, бизнес, профсоюз или армия) может поддерживать непрерывность, - это построение систематической, организованной инновации, пронизывающей всю структуру. Институции, системы, политики в конечном счете изживают себя, как и продукты, процессы и услуги. Это происходит и с теми, кто достигает своих целей, и с теми, кто их не достигает. Следовательно, инновации и предпринимательство нужны как в обществе, как в экономике, как в государственных учреждениях, так и в бизнесе. Современная организация должна быть нарушителем спокойствия и двигателем прогресса, она должна быть организованной для инновации.
Руководство к действию. Когда в последний раз вы создали или помогли создать новый продукт или услугу? Вы просто копировали конкурента или действительно разработали свежую идею? Пробуйте дальше.
25 февраля
Управление корпорацией
Что означает капитализм, если знания управляют больше, чем деньги?
В течение довольно короткого периода времени мы снова столкнемся с проблемой управления корпорацией. Мы должны будем переопределить цель организации-работодателя и ее менеджмента, чтобы удовлетворить обоих законных владельцев: как акционеров, так и владельцев человеческого капитала, которые дают организации производящую богатство силу, т.е. высококвалифицированных работников-интеллектуалов. Растущая способность организации выжить будет зависеть от ее «сравнительного преимущества», в умении создавать условия для эффективной работы квалифицированных кадров. Следовательно, способность привлечь и удерживать квалифицированных работников - это первая и главная предпосылка успеха организации.
Что означает капитализм, если знания управляют больше, чем деньги? И что означают «свободные рынки», когда высококвалифицированные интеллектуальные работники - это истинный актив? Высококвалифицированные работники не могут быть ни куплены, ни проданы. Они не приходят вместе со слиянием или приобретением. Несомненно, появление интеллектуального работника вызовет существенные изменения в самой структуре и природе экономической системы.
Руководство к действию. Какой процент вашей рабочей силы составляют люди, обладающие современными знаниями в сфере своей деятельности? Скажите этим людям, что вы цените их вклад, и попросите их участвовать в решениях, где важна их экспертная оценка. Дайте им почувствовать себя хозяевами.
1 мая
Управление интеллектуальными работниками
Управление людьми - это «маркетинговая работа»
Для поддержания лидерства в экономике и новых технологиях, ключевое значение, скорее всего, имеет социальная позиция интеллектуальных профессионалов и общественное признание их ценностей. Однако сегодня мы пытаемся занимать нейтральную позицию, т.е. придерживаться традиционного мнения, согласно которому финансы - это ключевой ресурс, а финансист - хозяин. В то же время интеллектуальных профессионалов пытаются заставить довольствоваться положением наемных работников, предоставляя им бонусы и фондовые опционы. Однако если это вообще может работать, то может работать только до тех пор, пока возникающие предприятия переживают бум на фондовом рынке (как в свое время компании, предоставляющие услуги через Интернет).
Управление высокообразованными работниками - это «маркетинговая работа». А в маркетинговой работе не начинают с вопроса: «Что мы хотим?» Нужно начинать с вопросов: «Чего хочет другая сторона? Какие у нее ценности? Каковы ее цели? Как она оценивает результаты?» Квалифицированных работников мотивирует то, что мотивирует волонтеров. Волонтеры должны иметь большее удовлетворение от своей работы, чем наемные работники, которым за нее платят, именно потому, что они не получают заработной платы. Прежде всего, они нуждаются в ощущении важности выполняемых заданий.
Руководство к действию. Поручите вашим лучшим наемным работникам достойные их задания.
4 мая
Характеристики следующего общества
Каждая институция в обществе знаний должна быть глобально конкурентоспособной.
Следующее общество будет обществом знаний. Назовем три основные характеристики этого общества.
1. Отсутствие границ, потому что знания движутся даже легче и быстрее, чем деньги.
2. Возрастающая мобильность благодаря доступности формального обучения.
3. Возможность как провала, так и успеха. Любой может приобретать «средства производства», т.е. знания, необходимые для работы, но не всякий может выиграть.
Вместе взятые, эти три характеристики сделают общество знаний высоко конкурентным как для организаций, так и для отдельных людей.
Информационные технологии, будучи только одной из многих новых особенностей следующего общества, уже имеют один чрезвычайно важный эффект: они позволяют знаниям распространяться практически мгновенно и делают их доступным каждому. Учитывая легкость и быстроту передачи информации, каждая институция в обществе знаний - не только деловые фирмы, но также школы, университеты, клиники и даже государственные учреждения - должна быть глобально конкурентоспособной, несмотря на то, что большинство организаций будут продолжать свою деятельность на местных рынках. Это обусловлено тем, что Интернет будет обеспечивать клиентов, где бы они не находились, информацией о том, что имеется в наличии где угодно в мире и по какой цене.
Руководство к действию. Выясните, как много клиентов вы теряете из-за того, что Интернет помогает им больше ориентироваться в ценах. Не уменьшить ли ваши цены, чтобы стать конкурентоспособными?
6 мая
Знания не заменяют навыков
Знания без навыков неэффективны
В настоящее время термин «интеллектуальный работник» широко используется для характеристики людей, обладающих глубокими теоретическими знаниями и высоким уровнем образования: врачей, юристов, учителей, бухгалтеров, инженеров. Но более всего впечатляют растущие ряды «технологов знаний»: специалистов по вычислительной технике, разработчиков программного обеспечения, медицинских экспертов, технологов производства, юридического персонала. Эти люди являются настолько же работниками физического труда, настолько и интеллектуальными работниками; фактически, они обычно тратят гораздо больше времени, работая своими руками, чем мозгами.
Таким образом, знания не исключают навыки. Наоборот, знания позволяют быстрее освоить навыки. Мы используем знания все больше и больше, чтобы дать возможность людям приобрести современные навыки быстро и успешно. Только когда знания используются как основа для навыков, они становятся производительными. Например, хирурги, готовясь к нейрохирургическим операциям, тратят часы на диагностику, прежде чем режут - и это требует специализированных знаний высшего порядка. Хирургия сама по себе, однако, является физическим трудом - и физическим трудом, состоящим из повторяющихся ручных операций, в которых акцент делается на скорости, точности, единообразии. И эти действия являются продуманными, организованными, основанными на знаниях и отточенными практикой, как и любой другой физический труд.
Руководство к действию. Очертите навыки, требуемые в вашей работе. Анализируйте и совершенствуйте эти навыки для оптимизации качества и производительности.
7 мая
Общество знаний и общество организаций
Специализированные знания сами по себе ничего не производят
Посткапиталистическое общество является как обществом знаний, так и обществом организаций. Каждое из названных зависит друг от друга, имея очень различные концепции, убеждения и ценности. Специализированные знания сами по себе ничего не производят. Они могут стать продуктивными, только если они интегрированы в задачу. Вот почему общество знаний есть также общество организаций: цель и функция каждой организации, как деловой, так и некоммерческой, состоят в интеграции специализированных знаний в общую задачу. Только организация может обеспечить базовую непрерывность, которая необходима для эффективной работы высококвалифицированных работников. Только организация сможет воплотить специализированные знания интеллектуальных работников в практическую деятельность.
Интеллектуалы видят организацию как инструмент; он позволяет им внедрить в практику их специализированные знания. Менеджеры смотрят на знания как на средство достижения результатов деятельности организации. Обе стороны правы. Они взаимодействуют, как противоположные стороны магнита. Там, где эти позиции находятся в равновесии, имеет место творчество и порядок, достижение целей и исполнение миссии.
Руководство к действию. Напишите письмо, адресованное вашему боссу и коллегам, в котором охарактеризуйте свой ожидаемый вклад. Продемонстрируйте свое понимание того, как ваши усилия интегрируются с деятельностью ваших коллег, чтобы произвести результаты организации.
9 мая
Центр общества знаний
Образование станет центром общества знаний, а школа - его ключевой институцией.
Исторически, ремесленник, изучивший профессию после пяти или семи лет ученичества, к восемнадцати-девятнадцати годам получал все знания, которые могли ему понадобиться на протяжении всей жизни. Сегодня новые профессии требуют солидного формального образования, а также способности приобретать и применять теоретические и аналитические знания. Они требуют нового подхода к работе и нового способа мышления. В первую очередь, они требуют навыка непрерывного образования.
Какой набор знаний необходим каждому? Что такое «качество» обучения и преподавания? Все эти вопросы, несомненно, будут в центе внимания общества знаний, причем, будут центральными политическими вопросами. По сути, вполне реально ожидать, приобретение и распределение формальных знаний займет то место в политике общества знаний, которое приобретение собственности и доходов занимало в течение двух-трех столетий, которые мы теперь называем эпохой капитализма.
Руководство к действию. Сделайте обучение привычкой на всю жизнь.
23 мая
Производительность интеллектуального труда
Чтобы повысить производительность интеллектуального труда, необходимо рассматривать знающих работников как актив, а не как затраты
Вопрос о том, как повысить производительность интеллектуального труда, только начинает ставиться. Но мы уже знаем довольно много ответов на этот вопрос. Мы также можем назвать вопросы, на которые еще не найдены ответы.
Производительность интеллектуального труда определяют шесть факторов:
1. Прежде всего необходимо найти ответ на вопрос: «В чем состоит задача»?
2. Интеллектуальный работник должен работать самостоятельно, управлять собой и отвечать за свою производительность.
3. Непрерывное обновление должно стать частью работы, задачей и ответственностью знающего работника.
4. Интеллектуальный труд требует от интеллектуального работника как непрерывного образования, так и непрерывной передачи знаний.
5. Производительность интеллектуального труда - это не вопрос (во всяком случае, не в первую очередь вопрос) количества продукции. Качество важно, по меньшей мере, в той же степени.
6. Наконец, повышение производительности интеллектуального труда требует, чтобы знающий работник рассматривался как актив, а не как затраты. Надо стремиться к тому, чтобы знающие работники стремились работать на данную организацию.
Руководство к действию. Оцените перспективы повышения производительности вашего интеллектуального труда.
24 мая
Определение задачи интеллектуального труда
В интеллектуальном труде вопрос «как делать» всегда идет после того, как получен ответ на вопрос «что делать».
В физическом труде задача всегда определена. Домовладелец четко говорит обслуживающим работникам, в чем состоят их обязанности. Машина или сборочный конвейер диктует рабочему, что он должен делать. Но для интеллектуального работника ответ на вопрос что делать? не так прост и очевиден. Это объясняется тем, что интеллектуальный труд не диктуется машиной. Интеллектуальные работники в значительной степени управляют своим трудом сами. Они, и только они, владеют и управляют самым дорогостоящим средством производства - своим образованием - и самым важным инструментом - своими знаниями. Конечно они используют другие инструменты, такие как компьютер инженера. Но их знания решают, как эти инструменты применяются и для чего. Они знают, какие шаги самые важные и какие методы следует использовать для того, чтобы выполнить задачу; именно знания говорят им, какие рутинные операции следует исключить ввиду их ненужности.
Следовательно, повышение производительности интеллектуального труда начинается с того, что интеллектуальные работники спрашивают самих себя, что представляет собой наша задача, что мы должны получить в результате, что ожидается от нас и что препятствует нам при выполнении вашей задачи и должно быть устранено. В интеллектуальном труде вопрос «как делать» всегда идет после того, как получен ответ на вопрос «что делать».
Руководство к действию. Определите вашу задачу как интеллектуального работника. Спросите себя: «За что мне платят?» и «За что мне должны платить?».
26 мая
Определение качества интеллектуального труда
Измерение качества интеллектуального труда кажется неразрешимой задачей. На практике качество определить легче, чем задачу и результаты интеллектуального труда.
В некоторых видах интеллектуальной работы - особенно в некоторых, требующих высокого уровня знаний - мы уже измеряем качество. Качество работы хирургов обычно измеряется долей успешных операций в общем количестве сложных и опасных операций (например, процентом выживших среди перенесших открытую операцию на сердце). Но, в общем случае, для большинства видов интеллектуального труда мы имеем скорее оценочные суждения, чем показатели, измеряющие качество. Однако главная проблема состоит не в том, что качество трудно измерить. Самая большая трудность - определить задачу и результаты интеллектуального труда.
Лучший пример - это американская школа. Бесплатные государственные школы в старых районах стали зонами бедствия. Но рядом с ними - в тех же районах и для таких же детей - работают частные школы, где ученики ведут себя хорошо и учатся хорошо. Существует огромное количество попыток объяснить это чудовищное различие в качестве обучения. Но, несомненно, главная причина состоит в том, что два вида школ по разному определяют свои задачи. Обычная государственная школа определяет свою задачу как «помощь неимущим»; типичная частная школа (особенно приходские школы католической церкви) определяет свою задачу как «предоставление возможности учиться тем, кто хочет учиться». Следовательно, одна нацелена на провалы в обучении, а другая - на успехи.
Руководство к действию. Определите качество вашей работы.
28 мая
Непрерывное образование интеллектуальных работников
Интеллектуальная организация должна быть как обучаемой, так и обучающей.
Для интеллектуальных работников обязанность непрерывного образования должна быть составной частью их заданий. Интеллектуальная организация должна быть как обучаемой, так и обучающей. Сегодня знания, касающиеся любой отрасли, изменяются так быстро, что интеллектуальные работники очень скоро начинают отставать от современного уровня знаний, если они не сделали непрерывное образование неотъемлемой частью своей работы.
Интеллектуальная организация зависит также от того, насколько интеллектуальные работники вникают в то, что их коллеги, каждый из которых имеет свою специальность, делают или пытаются делать. Следовательно, интеллектуальные работники должны чувствовать ответственность за обучение своих коллег, особенно когда базовые знания по их собственной специальности изменяются.
Это означает, что интеллектуальным работникам очень полезно подумать и ответить на два вопроса:
1. Что я должен изучить, чтобы повысить уровень тех знаний, за которые мне платят?
2. Что мои сотрудники должны знать и понимать в моем разделе знаний и о том, какой вклад мои знания могут и должны внести в результаты организации и в их собственную работу?
Руководство к действию. Дайте ответы на два последних вопроса.
30 мая
Статус интеллектуальных работников
«Философия - царица наук», гласит избитая фраза. Но чтобы избавиться от камня в почке, вам понадобится скорее уролог, чем философ.
Интеллектуальные работники могут работать только потому, что имеется организация, на которую они могут работать. Принимая это во внимание, они зависимы. Но в то же время они владеют «средствами производства», т.е. своими знаниями. Интеллектуальный работник считает себя просто другим «профессионалом», таким же как юрист, учитель, проповедник, врач, государственный служащий. Он имеет такое же образование. Он может осознавать, что зависит от организации, которая обеспечивает его материальное благосостояние и открывает ему доступ к различным возможностям, и что без инвестиций, сделанных организацией, у него не будет работы. Но он также вполне справедливо осознает, что организация в равной степени зависит от него.
Никакие знания не обладают более высоким «статусом», чем другие. Позиция каждого в организации обусловлена его вкладом в общее задание, а не каким-то внутренне присущим превосходством или неполноценностью.
Руководство к действию. Определите, как ваши знания могут быть использованы, чтобы внести максимальный вклад в результаты деятельности вашей организации. Согласуйте с вашим боссом и коллегами взгляд на то, как вы можете максимизировать ваш вклад.
3 июня
«Партитура» в организациях, основанных на информации
Все специалисты больницы совместно используют общую «партитуру»: уход и лечение больного
Что можно сказать относительно требований организации? Несколько сотен музыкантов и их главный администратор, дирижер, могут играть вместе потому, что у них у всех есть одна и та же партитура. Точно также все специалисты в клинике разделяют общую миссию - уход и лечение больных. Их «партитура» - это диагноз, предписывающий определенные действия для рентгеновского кабинета, врача-диетолога, терапевта и остальной части медицинского персонала. Иными словами, информационные организации требуют ясных, простых, общих целей, которые трансформируются в конкретные действия.
В информационной организации «игроки» - это специалисты, которые сами знают, что нужно делать. Вероятно, есть немного дирижеров, уговоривших валторниста издать хотя бы одну ноту, не говоря о том, чтобы показать музыканту, как играть. Однако дирижер, управляя оркестром, может сфокусировать внимание на умении и знании валторниста. Именно к такому фокусированию должны стремиться лидеры информационной организации. Информационная организация должна быть структурирована, во-первых на основе целей, ясно заявляющих об ожиданиях менеджмента относительно деятельности предприятия, каждой его структуры и каждого специалиста, и, во-вторых, с учетом организованной обратной связи, которая позволяет сравнить результаты с этими ожиданиями и развивает навыки самоконтроля у каждого работника.
Руководство к действию. Имейте общую для вашей организации «партитуру», ясно декларирующую ожидания менеджмента относительно деятельности предприятия, каждой его структуры и каждого специалиста и позволяющую сравнить ожидания и результаты.
13 июня
Привлечение знающих работников
Мы уже точно знаем, что никогда не работает в привлечении и удержании интеллектуальных работников. Не работает подкуп.
Привлекать и удерживать работников умственного труда - две основные задачи управления людьми. Мы уже знаем, что подкуп здесь не работает. В последние десять-пятнадцать лет многие американские фирмы использовали для привлечения и удержания интеллектуальных работников премии или фондовые опционы. Этот вариант всегда проигрышный, так как падение прибыли уничтожает премию, а падение цен акций делает опцион бессмысленным. Тогда и наемный работник, и его семья чувствуют горечь и предательство. Конечно, интеллектуальные работники должны быть удовлетворены оплатой своего труда, так как неудовлетворенность доходом и выгодами - мощное препятствие в работе. Однако стимулы бывают различными.
Работники умственного труда знают, что они могут уйти. У них есть и мобильность и уверенность в себе. Это означает, что обращаться с ними нужно как с волонтерами, работающими в некоммерческих организациях. Первое, что такие люди хотят знать - чем компания занимается и какие цели поставлены. Затем они интересуются своим персональным заданием и персональной ответственностью. Это означает, что им должна быть предоставлена правильная работа. Занятие умственным трудом предполагает непрерывное обучение и практику. Кроме того, интеллектуальные работники хотят уважительного отношения не столько к себе, сколько к своим знаниям. Такие работники надеются сами принимать решения в сфере своей компетенции.
Руководство к действию. Управляйте профессионалами, как добровольцами, определяя, чем компания пробует заниматься и к чему это ведет. Направьте их на правильную работу и предложите им образовательные выгоды. Уважайте их самих и их компетенцию. Позвольте им самим принимать решения в сфере их компетенции.
21 июля
Инновация в государственных учреждениях
Большинство инноваций в государственных учреждениях вызвано или внешними силами, или катастрофами
Такие государственные учреждения, как органы исполнительной власти, профсоюзы, церкви, школы, высшие учебные заведения, больницы, общественные и благотворительные организации, профессиональные и торговые ассоциации и так далее, должны быть предпринимательскими и инновационными точно так же, как и любая деловая фирма. Может быть, еще и больше.
Быстрые изменения в сегодняшнем обществе, технологии и экономике представляют собой одновременно как возрастающую опасность для них, так и растущую возможность. Тем не менее государственные учреждения решаются на инновации еще труднее, чем самые «бюрократические» компании. Каждое государственное учреждение стремится стать еще больше. В условиях отсутствия показателей прибыли размер - единственный критерий успеха учреждения сферы услуг, и рост становится самоцелью. Конечно, всегда есть очень много того, что должно быть сделано. Но перестать делать то, что «делается всегда», и делать что то новое для государственных учреждений равно анафеме, во всяком случае, это мучительно больно для них. Большинство инноваций в государственных учреждениях вызвано или внешними силами, или катастрофами. Например, современный американский университет в середине XIX столетия стал таковым после того, как традиционные для страны колледжи и университеты не могли больше привлекать студентов.
Руководство к действию. Сражайтесь с бюрократами внутри вашей некоммерческой организации, которые делают только то, что «делается всегда». Делайте что то новое в ответ на быстрые социальные, технологические или экономические изменения, касающиеся вашего учреждения.
30 декабря
Инновации для максимизации возможностей
Что мешает сделать эффективным то, что уже возможно?
Характерная черта новатора - это способность рассматривать как систему то, что для остальных представляет набор разрозненных, не связанных между собой элементов. Это способность успешно найти и восполнить малейшую упущенную деталь, которая преобразует существующие элементы, представит их в новом свете. Чтобы найти сферы, еде новаторство создаст максимальные возможности, необходимо ответить на вопросы: «Что мешает сделать эффективным то, что уже возможно? Какая малая деталь может преобразовать наши экономические результаты? Какое маленькое изменение сможет увеличить отдачу всех наших ресурсов?»
Сформулировать потребность - не значит удовлетворить ее. Но формулирование потребности позволяет описать желаемые результаты. Можно оценить, насколько вероятно их достижение. Инновационная деятельность позволяет задействовать потенциал бизнеса для создания будущего.
Руководство к действию. Задайте себе три приведенных вопроса.