Лучший способ защищаться - не уподобляться. Марк Аврелий
Верни Эбберс, мятежник, построивший WorldCom, утверждал, что является врагом сближения стратегий. Стратегии создающих богатство лидеров очень дифференцированы. Конечно, они сталкиваются с конкуренцией, но обладают уникальными способностями, активами, ценностными предложениями и рыночным позиционированием. Вы не перепутаете
полет на Virgin с полетом на Аэрофлот. iPod от других проигрывателей... Если стратегия не отличается, значит она мертва! И не удивительно: планировка магазинов, выбор товаров и
стандарты обслуживания уныло похожи. Но разве только в магазине? Что мы знаем о типичной бизнес-школе и какой мы хотим видеть ее в будущем?
Элементы бизнес-модели
Традиционная модель
Четкое местоположение: преподаватели и студенты живут рядом
Трудно поступить: требования включают результаты GMAT
Аудиторные занятия
Среди преподавателей несколько звезд, остальные - нет
Звезды зарабатывают 90% доходов консультированием на стороне
Зарплата звезд выше зарплаты профессуры-новичков раза в три
Девиз преподавателей "Публикуйся или прозябай"
Выпускники МВА имеют 3-4 года опыта работы
Ежегодно обучаются не более 1000 студентов
Высокая плата за обучение
Жесткая программа обучения
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Модель, по которой работают большинство университетских бизнес-школ, уже можно считать устаревшей. Давайте ее менять - заменим "да" на "нет" и опишем концепцию будущего массового бизнес-образования.
Итак, Вы на перепутье своей карьеры и Вы поняли, что Вам край как нужно
бизнес-образование, но...
- Вас не прельщает перспектива сорваться с места от семьи на два года;
- Прервать карьеру на два года;
- Обучение не по карману в увитых плющом зданиях…
Каждый студент должен учиться у лучших преподавателей. Для это надо заменить бренд офлайн-университета на коллективный бренд профессуры из лучших бизнес-умов современности. Будем договариваться с двумя-тремя ведущими профессорами-звездами мировых школ, авторами бестселлеров и т.п. для работы в Кибер-Бизнес-Школе (КБШ). Чем их можно "купить"? Возможность оказать глобальное влияние на качество управления, гарантированным ежегодным доходом в миллион зеленых. Ну, не только это, но каждому свое, конечно.
Откуда такие деньги? У КБШ другая экономическая модель. Вместо ста студентов профессор КБШ общается со ста тысячами, читая основные лекции и определяя содержание курсов. Оплата на уровне $2000 в год вне зависимости от продвижения студента по программе. Основные постоянные расходы школы - это IT и ФОТ. Да, такое бизнес-образование будет напоминать спортивную профессиональную лигу. Звездам - звездные зарплаты. Переменные расходы будут связаны с исследовательской работой, результаты которой будут повышать продуктивность преподавателей и обучения.
Чтобы поступить в КБШ, кандидат должен предоставить три рекомендательных письма о выдающемся его достижении, о лидерском поведении и вкладе в жизнь общества. Зато экзамены суровые. Не сдал - деньги потерял. Минимальный срок обучения три года.
Программа легко превращается из дисциплинарных курсов в проблемно-ориентированные, например "выгоды стратегических альянсов", "стимулирование инноваций", "управление талантами" и т.п.
Основное отличие от дистанционного обучения первого поколения, версия 2.0 предложит своим студентам лучших преподавателей и проблемно-ориентированные программы.
Кто материализует эту или подобную модель? Не знаю, но точно уверен в том, что это произойдет.
Подробнее о концепции можно узнать
здесь. Интересный взгляд на проблему можно найти и у другого классика Генри Минцберга в книге "Требуются управленцы, а не выпускники МВА / Жесткий взгляд на мягкую практику управления и систему подготовки менеджеров" (2008). Эта книга представляет собой резкую критику традиционной системы подготовки менеджеров и современного стиля управления как следствия такого обучения. Но Минцберг не только сметает принципы MBA, он выдвигает свои идеи реформирования и того, и другого. Мыслей там много и в одном посте не расскажешь :)