Nov 21, 2010 00:48
Привычка к молчанию.
В PR-е есть прием: если хочешь, чтобы люди не восприняли нечто плохое совсем уж в штыки, то напугай их еще большим негативом. Например, если нужно повысить цены на что-либо на 20 %, то обсуждать нужно их 5-кратный рост. И тогда планируемое повышение всего на 1/5 будет восприниматься относительно безболезненно. Точно также действуют Дед Мороз и синоптики. После реальной и/или предсказанной температуры в минус 30, двадцатиградусные морозы воспринимаются как оттепель. После 30-градусной жары, 25 выше ноля считается заморозком. Что поделаешь, человек ко всему привыкает. Точно так же мы постепенно привыкаем ко всему, сотворенному по воле человека: грязи, наркомании, пылевым бурям, отравленной водопроводной воде, отсутствию тепла, беззаконию … . И все это молча. Нам достаточно сказать, что иного не дано, что и так сделано невозможное, что если бы не …. Отговорки и оправдания известны всем.
Нам нужно, чтобы кто-то что-то сделал или сказал за нас. И иногда кто-то находится. Губернатор, партия, президент и т.д. К ним идут, с ними общаются в прямом эфире. Они встречаются с людьми, они никому или почти никому не отказывают. Ставят вопросы, решают проблемы. Для всех. Дошло до того, что одному моему хорошему знакомому другой мой хороший знакомый сказал: «Ты что, за правду борешься? Зачем тебе эта правда нужна? Сходи, попроси, пожалуйся. Глядишь и помогут». Может и помогут, только зачем, если по закону и так все должно быть исполнено? В результате люди привыкают к осознанию того, что от них ничего не зависит. И бездействуют. А на выборах голосуют не за «поддержку курса» и «преемственность», а из безразличия. И как-то печально делается от таких привычек.
Привычка к безнравственности.
Такое всепонимание и всеоправдание всегда вдруг оборачивается своей самой страшной стороной. Вспомните историю с искалеченным солдатом из Екатеринбурга Андреем Сычевым. Вспомните об убитых на Кубани. Вспомните о Беслане. Жутко даже писать об этом. А ведь все знали о том, что творится в нашей армии, на Кавказе, во власти, что все это возможно. Возможно завтра, сегодня, сейчас. К этому просто привыкли. И все знают, что все это повторится и уже повторяется с тем или иным размахом. Но сила привычки берет вверх. И мы говорим: ничего, дескать, с этим не сделать, ничего не изменится, все решено и т.п. И тишина. В результате протестуют в лучшем случае несколько сотен человек. Не придет ли время, когда только эти несколько сотен смогут сказать: мы не молчали?!
Сегодня, чтобы потрясти нравственное сознание, требуются все более жуткие факты. В повторяющихся случаях жути нравственность терпит поражение. Банальный пример - привыкание к уголовным делам, возбуждаемым по отношению к чиновникам всех рангов. Никого уже ничего не трогает. Воруют и пусть. На то они и поставлены. Принципиально ставить вопрос нет желающих. И большинство из нас в этом не исключение.
Все чаще говорят о стабильности. Но на деле все оборачивается привычкой к безнравственности.
Безнравственная стабильность.
нравственность,
патернализм,
символическая политика,
гражданское общество