И вновь о челябинской идентичности. Еще один-два текста и все, отстану от этой темы :). Напоминаю, ранжирование по частоте и интенсивности высказываний прошло следующим образом:
1 место - природа, что стандартно См.
http://k-kiselev.livejournal.com/288964.html.
2 место - челябинская промышленность См.:
http://k-kiselev.livejournal.com/290278.html. И такой высокий показатель достаточно уникальный случай. Не представляю, что в Москве, Тамбове или Новосибирске люди отведут промышленности второе место в числе идентификаторов.
3 место - люди, хорошие, добрые, трудолюбивые и простые. См.:
http://k-kiselev.livejournal.com/289625.html.
С четвертым местом, как и со вторым, в совокупности идентификационых характеристик челябинцы тоже отличились. Редко в каком регионе одним из лидеров-идентификаторов является спорт. Обычно это место занимает история и/или культура. В Челябинской области - спорт. История, культура и их корреляты «котируются» в меньшей степени, хотя и присутствуют.
Со спортом все достаточно просто. В массовом сознании тоже сложностей нет, а потому развернутых высказываний не сильно много. Традиционные: «Спорт, челябинский "Трактор"», «Спортивные сооружения наши, европейского уровня», «Спорт, спортивные достижения», «Построена новая арена «Трактор» и т.д.
Из развернутых приведу одно: «Был в Уренгое. И тоже узнают - из Магнитогорска - а где это, что это? Хоккейный клуб знают. У нас вот говорю комбинат… Нет, мы только хоккейный клуб знаем».
По факту в массовом сознании и в контексте идентичности слово «спорт» имеет в подавляющем большинстве случаев одно значение - «хоккей». Все остальные достижения на фоне хоккейных успехов имеют вторичное значение.
По факту не столь часты случаи, когда какой либо вид спорта в значимой степени влиял на идентичность. В первую очередь, конечно, вспоминается роль футбола в становлении итальянской идентичности. Фиксируется его влияние на идентичность ряда латиноамериканских стран (Бразилия, Аргентина и др.). В качестве примера корреляции спорта и групповой идентичности можно вспомнить баскетбол и афроамериканцев. Кстати, мало, кто помнит, что до 50-х гг. в НБА существовало правило «whites only». И только в 50-м г. в НБА появился первый чернокожий игрок. Но все это, повторю, является, скорее, исключением, чем правилом.
Говоря о Челябинской области, все же стоит сформулировать вопрос: каковы перспективы спорта (хоккея) в качестве одного из значимых параметров идентичности?
Во-первых, представляется, что претензии на спорт, как на основной идентификатор не только едва ли уместны, но и опасны. Дело в том, что быть во всех видах спорта лидером невозможно. Тем более, что, как правило, наибольшей популярностью болельщиков пользуются всего несколько игровых видов спорта, изначально «раскрученных» в мире (футбол, хоккей).
Во-вторых, лидерство в одном игровом виде спорта чревато опасностями утраты этих позиций достаточно быстро в силу неустойчивости, переменчивости на спортивных рынках, наличия неконтролируемых факторов в виде внешней конкурентной среды.
В-третьих, едва ли могут быть устойчивыми сообщества, живущие, прежде всего и главным образом, за счет зрелищ. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что история знала и такие примеры.
Таким образом, спорт, а именно хоккей, в качестве факультативного идентификатора безусловно «хорош», полезен. С ним можно работать, сознательно, конструктивно. Но, едва ли, при конструировании показателей идентичности стоит отводить ему главное, основное место. Кстати, спорт как идентификатор вполне позитивно политизируем. Он может приносить дополнительные баллы и отдельным политикам, и политическому классу. Что, заметим, вполне грамотно делается в Челябинской области.
О культуре высказываний много меньше, чем о спорте: «Наша область известна прикладным искусством: каслинское литье, златоустовские ножи. Наша область этим славится», «Культурная сфера». И вот еще одно показательное: «Я всегда рассказываю про наши театры, приглашаю на наши спектакли, которые не всегда удачные, но я все равно всех приглашаю. Мне нравятся наши бассейны, я всегда вожу гостей туда». И последнее. Явно имея виду передачу «Наша Раша», один из участников фокус-группы в Магнитогорске, рассуждая о культуре, изрек: «Про нас снято много пошлых шуток».
Анализ всей совокупности высказываний показывает, что какого-то цельного образа, связанного с культурой, не сложилось. Театры соседствуют с бассейнами, а златоустовские клинки с «Нашей Рашей». Как идентификатор в Челябинской области культура, культурные проекты, явления и объекты культуры не работают.
Кстати отметим, что никто из участников фокус-групп не вспомнил об истории. Ни о Великом шелковом пути, ни об Аркаиме, ни о чем другом. И вот это направление - история, культура и, добавим, образование - являются очень перспективными с точки зрения развития позитивной региональной идентичности.