павел челищев возвращается в россию

May 23, 2009 15:28


"Новые известия", 16 марта 2002

ПАВЕЛ ЧЕЛИЩЕВ ВОЗВРАЩАЕТСЯ В РОССИЮ
"Супремус", Москва-Zurich, ИМА-ПРЕСС

-------------------------------
КОНСТАНТИН КЕДРОВ
-------------------------------

Издание, выходящее по инициативе весьма продвинутых искусствоведов, можно в равной степени считать и авангардистским, и антикварным. Авангардизму уже сто лет, и самая бурная его пора, пора расцвета - первая половина прошлого века. Презентация номера "Супремуса" в галерее "ХL" не случайно больше походила на экспозицию работ Павла Челищева, родившегося в России в 1898 году и умершего в Италии в 1956-м. Статья о нем названа "Психоделический алхимик". Ее автор - Александр Шумов, главный инициатор издания. "Так вышло, что плоды творчества Челищева рассредоточены на всем пространстве земного шара". Что верно, то верно. Мне, его внучатому племяннику, было доставлено из Франции лишь три портрета да несколько эскизов к балету Стравинского "Орфей". Все остальные работы в основном в частных коллекциях. Правда, в Нью-Йорке в галерее Гуггенхейма висит огромное полотно "Каш-каш" (Прятки), а в Третьяковской галерее в прошлом году наконец-то вынули из запасников картину "Феномена" - его роскошный подарок России. "Современники его довольно высоко ценили, ставя в один ряд с Пикассо, Матиссом, Леже, Дали, Руо". Ну это смотря какие современники. Вероятно, авторы имеют в виду писательницу Гертруду Стайн, балерину Иду Рубинштейн, искусствоведа Паркера Тайлера, поэтессу Эдит Ситуэл и композитора Игоря Стравинского. Однако этим и замыкается круг прижизненных поклонников творчества Челищева. Дягилев ценил его как театрального художника, но не проявлял особого интереса к философии и стилю этого весьма своеобразного живописца. Монография Паркера Тайлера, вышедшая через 20 лет после смерти Челищева, называется "Немодный художник". Его живопись явно и дерзко противостояла рыночному искусству. Будучи одним из первых сюрреалистов, он постоянный оппонент Сальвадора Дали. Однако оппонент тайный. Челищев не дает интервью, живет в замкнутом кругу высоких эстетов, которым и без того все понятно.

Вот отрывок из его письма от 20 августа 1947 года: "Меня мало понимают здесь и в Европе. Я ушел далеко от обыкновенного понимания и смысла жизни и отношения человека в смысле вселенной - поэтому я чувствую себя довольно одиноким". Необычное построение фраз объясняется тем, что в 1919 году Павел Челищев покинул Россию с добровольческой армией Деникина.

Потомок древнего дворянского рода, породненного через Калиту с Рюриками, Павел Челищев придавал особое значение своему далекому предку Михаилу Бренко, которыйпогиб на Куликовом поле, переодетый в доспехи Дмитрия Донского. Дело в том, что Павел родился 21 сентября, в день очередной годовщины Куликовской битвы. "К счастью, меня зовут не Михаилом, а Павлом, а то разрубили бы, прямо как Бренка, в чело", - сказал он однажды еще в юности. Эту фразу передала мне его сестра Мария Федоровна, отсидевшая 10 лет в сталинских лагерях. Она же рассказала, как всю семью Челищевых по личному приказу Ленина усадили на подводу и вывезли из имения Дубровка Калужской губернии. "Барышни, что же вы смеетесь, - сказал крестьянин, обращаясь к совсем еще юным сестрам Челищевым, - не знаете, на какую муку едете". Из писем художника к двум уцелевшим сестрам я знаю, что ни во Франции, ни в США, ни в Италии вблизи православного монастыря под Римом Павел Федорович не чувствовал себя дома. Как это ни банально звучит, но он безумно тосковал по России. Правда, в отличие от некоторых других собратьев по эмиграции прекрасно понимал, что у нас здесь творилось, и в письмах был очень осторожен, избегая даже отдаленных намеков на политику.

Фашизм вынудил его покинуть Париж и переехать в Нью-Йорк. Здесь в 40-е годы окончательно вызрел и сформировался его мистический сюрреализм. Александр Шумов предельно точно определяет этот период: "В алхимических поисках абсолюта художником движет сознательный декларативный антропоцентризм. Восприятие сущностей у Челищева идет через мифологию, но прежде всего сквозь образ человека". Именно так. Павла Челищева все больше интересует не внешняя оболочка, а прозрачный объем. Его серия "Ангельские портреты" чем-то напоминает рентгеновские снимки, но, идя все дальше и дальше к духовной сущности человека, Челищев пишет причудливые кристаллические структуры. Вот что он говорит об этом в своем письме: "Я интересуюсь перспективой внутренней. Проекцией в нас высшего. Стремиться покорить вселенную бесполезно - прежде всего надо понять самого себя".


вернуться к списку статей




челищев, калита, дмитрий, бренко, супремус, павел, кедров, донской, константин

Previous post Next post
Up