Накануне очередного занятия в математическом кружке я созрела написать про предыдущее.
Надо сразу оговорить, что прошлое наше занятие сорвалось из-за Лешиной командировки. Я была морально готова, что не будет и этого. Но… «На Северный полюс на сломанных лыжах» и «Что не убивает, то делает нас сильнее» - это все про моего мужа! А еще ему и в страшных снах присниться не может, что он обманул ожидания трех мальчиков. Так что, после перелета общей продолжительностью с ожиданиями больше суток, со сменой времени в 14 часов, он мужественно взялся за кружок.
Начали они его с весьма оригинальной разминки (
подсмотренной здесь) на сложение. Каждому ребенку досталось число: Андрюше - 8, Кириллу - 6, Антону - 9, а Танечке (как человеку, который в школу еще не ходит) - 1. Затем, Леша назвал число и кинул мячик Андрею, Андрей должен был прибавить свое число и кинуть дальше, потом Кирилл прибавил 6 и кинул Антону. Любопытно было наблюдать за Танечкой. Сначала она почему-то запуталась с прибавлением 1 к 51. Она сообразила, что в ответе должно быть 2, но почему-то начала называть 20 и 22, и только потом 52. Через некоторое время ей надо было прибавить 1 к 99. Вполне предсказуемо она назвала девяностодесять. Что вызвало у старших мальчиков бурную радость с весьма продолжительным и, надо сказать, несколько искусственным смехом.
Посмотрев на веселящихся мальчиков, Леша предложил им игру «Много-много». Я поразилась, насколько сложные у них получаются примеры! И с вычитанием, и со сложением, ну и разумеется с умножением. Татенчке была доверена почетная роль ведущей под обещание, что она игрокам подсказывать не будет. Интересно, насколько по-разному они играют. Кирилл тщательно обдумывает, потом кричит «Готов!». Антошка просто сразу кричит «Готов», потом думает.
Завершили они занятие загадками с примерами на сложение. Леша написал на доске пример на сложение столбиком, где пропущено много цифр и попросил сказать, есть ли цифры которые можно написать точно. Кирилл, умничка, додумался до очень важного вывода, что если при сложении двух чисел одного порядка, получается число на порядок больше, то первая цифра суммы точно будет единицей. Антошка согласился, что эта цифра не может быть больше двух, но настаивал, что может быть или 1, или 2. Леша подробно с ними на этом месте остановился. Обсудил, почему кроме 1 ничего быть не может, и попросил запомнить прекрасное открытие Кирилла.
После Алеша дал им задачу:
Удар
+Удар
Драка
Но мальчики начали фонтанировать весьма странными идеями. Для начала Андрей предположил, что это такой рассказ, записанный в математическом примере. На самом деле, для него это было весьма логичное предположение. Буквально накануне он, не показывая мне, сдал очень необычное сочинение. Надо было написать, что случиться с монеткой и зеркальцем, если они попадут в волшебную шляпу мумми-троллей. Мой мальчик просто написал: «Волшебная шляпа + монетка = солнечный зайчик» и т.д. Сам он сочинением остался доволен - коротко и по сути, учительница не отреагировала.
Потом Андрюшка предположил, что буквы надо заменять числами, соответствующими их порядковому номеру в алфавите. Они несколько раз пробовали проверить эту идею, бросали, но вновь и вновь к ней возвращались…
Задачу отложили на «подумать».