Мария Хессе - Фрида Кало. Биография в комиксах.
Фрида, конечно, потрясающая. С младых ногтей она - Сальма Хайек моего сердца (это я про фильм, с ней и Молиной, и даже чуть ли не Бандерасом). Яркая мексиканка, ретаблос, гуакамоле, текила, мужчины, женщины, коммунизм. Понимаю и люблю, умею, практикую.
Волшебная мрачная сказка про искалеченную девочку, которая стала - наверное - самой узнаваемой художницей в мире?
А вот биография в комиксах оставила у меня сложные впечатления - если с Филипом Диком мне такой формат подачи зашел на ура, то попытка рассказать о Фриде без того, чтобы показывать её картины, оставляет тебя с ощущением слепца, щупавшего, должно быть, правую ногу слона.
Тем более стиль, в котором работала художница-комиксистка, рисовавшая биографию - вообще не моя чашечка чая - энергию Фриды как художницы он ловит, а вот глаз эстетически не радует.
Больше всего в этой работе мне понравились фрагменты писем Фриды - горячих, бескомпромиссных и невероятно живых, за которыми видна женщина со стальным стержнем - и не только в многострадальном позвоночнике.
Патрисия Эванс - Не бьет, просто обижает. Как распознать абьюзера, остановить вербальную агрессию и выбраться из токсичных отношений.
Мир изменился, я чувствую это в воде, начинала свой рассказ Галадриэль в экранизации “Властелина Колец”. И мне, порой, хочется в это верить тоже - что мы с вами будем какими-то другими, новыми людьми, не такими, как наши родители, учителя, не такими, как страшные задерганные тетечки в больничных регистратурах.
И в таком изменившемся мире книжка “не бьет” была бы никому не нужна - ну чего по три раза всем талдычить, что нормально делай - нормально будет, а хамить, грубить, обзываться, давить на собеседника или, преисполнившись праведным гневом обиженного, надуваться и игнорировать - это не очень. Не очень продуктивно, этично, нормально. Так себе, как стратегия решения конфликтов. Никуда не годится, одним словом. Всем должно было бы уже быть понятно, что если кому-то нагрубить, этот кто-то обидится, а если кого-то игнорировать - он будет просто сидеть проигнорированный и понурый, а вашу позицию все равно не поймет и не услышит. Наверняка новые люди так не делают, думаю я, когда читаю такие книжки.
А потом оказывается, что все-таки делают. И как-то уже не хочется бухтеть, что книжке не первый десяток лет, что написана она в типичной американской манере пересказывания диалогов и разжевывания всего в мягкую вербальную массу. Ведь кто-то еще не понимает, что обиженно не разговаривать - ну это нельзя, это ни в какие ворота, это тоже - насилие. А кто-то другой не понимает, что с ним нельзя так поступать или он не обязан это терпеть.
А мир, конечно, изменился, но не настолько, насколько мне хотелось бы, так что наверняка есть люди, которым важно будет узнать из этой книги, что вербальная агрессия - это агрессия. Что, выбирая путь агрессии, человек отказывается от близости, уважения, партнёрства и признания другого и выбирает делать “давишь”. Узнать, что общение с вербально агрессивными людьми оставляет шрамы - делает нас осторожными, неуверенными, легко поддающимися на чувство вины.
И что мне лично показалось полезным - хорошая, ясная глава про необщительность. Что отказ от разговоров по душам и эмпатии - это в близких, партнёрских, семейных, дружеских отношениях - это проявление враждебности и безразличия, а не что-то в порядке вещей. Если вы не чувствуете за собой права высказать близкому человеку свое мнение и быть услышанным, без осуждения, тривизализации (ты принимаешь все слишком близко к сердцу, это же такие пустяки!) и даже с ответной эмоциональной поддержкой, и не чувствуете себя в безопасности - то, возможно, стоит пересмотреть границы в таких отношениях.
Ближе к концу книги душевная глава про то, как разговаривать про вербальную агрессию с детьми - наверняка она будет полезна как тем, у кого есть дети, так и тем, кого в детстве воспитывали в духе “взрослый всегда прав” и заставляли “а ну извинись перед дядей-тетей-учителем-тренером”, не особо вникая, а не проявил ли этот дядя-тетя агрессию к ребенку.
Итого: книжка хоть старенькая и наивная, но всё ещё актуальная.
Кирилл Кутузов - Разумовский.
Какая же обида. Была бы отличная в книга в своем жанре. Поверьте, я не считаю, что вся литература должна быть великой, приносит радость - и ладно. Хоть ты новеллизация серий “Секретных Материалов”, хоть стопятидесятый том приключения Тёмного Эльфа, хоть комиксы по “Ведьмаку” - никогда не скажу “ай яй яй, что за ерунда, это сделали только для того, чтоб срубить денег с фанатов, как не стыдно”.
Потому что ну, это не стыдно продавать людям возможность побыть с любимыми героями и почитать книжку.
И тут мы переходим к сути проблемы - к любимым героям. Вот тут книжка берёт и про… далбывает смачно, лихо, за одно движение весь смысл своего существования. Потому что здесь есть миллиардер, визионер, рыжуля, кодер и просто пафосный маньяк Сергей Разумовский. А вот его лучшего, и по совместительству единственного друга Олега - нет. Совсем.
И если вы вообще дочитали отзыв до этого места, мне не надо объяснять, что Сережа без Олега - это как печенье “Орео” без начинки. Как одна палочка “Твикс” без другой палочки. Как шавуха с мясом, только без мяса. Как Иккаку без Юмичихи. Как Красный без Желтого. Это вообще не должно быть законно!
Их верная, настоящая, искренняя дружба - которая переживает всё, даже всаженные одним во второго пять пуль, даже проблемы с кукухой - это то, зачем мы приходим в фандом, приложить их отношения к душе, на которой скребут кошки. Да не только в этот фандом, вон там половина героев аниме за своего “накаму” весь мир перевернёт.
А тут вот этого всего - большого, прекрасного, трагического, верного - нет, потому что никакого Олега здесь нет, а без него Серёжа выглядит как собранный с дешевых китайских спруй Джокер по скидке. Тот, Никлсоновский, который шут-шутом, нарциссический психопат, упивающийся своей грандиозностью. То есть Сережи нету тоже.
И книга и написана очень прилично, и в плане стиля (хочется пошутить, не стрельнули ли у гражданина Пелевина литературного алгоритма Порфирия Петровича написать замечательные главы о (без)духовности современного искусства, явленного нам в обложках финских металлических альбомов, уж больно прогоны в духе маэстро и его березового спрайта, вампиров-буддистов и неизбежности страдания), и в плане экшена, вот только не имеет она никакого отношения тем героям, про которых пишет.
Она даже замечательная как аудиокнига, потому что тут сам Сережа в роли Сережи и есть, в смысле её читает Горошко, и читает хорошо, путь и не в книжной манере.
Тут даже не напишешь, что “имеет смысл читать только фанатам фандома Майора Грома”, потому что у фанатов-то как раз пригорит, а не фанатам - непонятно, зачем вообще это читать. Это неправильные пчелы и они делают неправильный мёд, только битое стекло. Неправильное.