Саврасов. Конспект Грабаря.

Nov 30, 2013 01:44

Нет, наверное, в истории русской живописи художников, которым не повезло больше, чем Шишкину, Саврасову и Левитану. Их имена, к сожалению, настолько затерты и заезжены системой школьного образования, что даже в зрелом возрасте очень тяжело продраться сквозь сонм каких-то школьных шаблонов и, собственно, увидеть картину как в первый раз. Но я попробую вместе с Грабарем.

Итак, Саврасов.

С исканиями в русском искусстве родной красоты совпали и поиски мотивов русского пейзажа, его особой остроты и специфичности. «Руси» искали и Венециановцы, и можно было бы сказать, что новейшие искания «Руси» явились только запоздалым отголоском прежних. Но нового вообще никогда ничего не бывает в искусстве, то есть не бывает нового абсолютно и во всех частях, а просто известные стороны старого освещаются под таким неожиданным углом, что все кажется безусловно иным, новым. Отсюда с таким же правом можно вывести обратное заключение: в искусстве никогда не бывает ничего старого, а всегда и все - ново. Оба парадокса выражают одну и ту же верную мысль. Когда Саврасов писал свою знаменитую картину «Грачи прилетели», он писал ее совершенно с теми же чувствами, что и Венециановцы, но такой картины, и даже похожей на нее, русская живопись еще не знала. В ней «пейзаж» впервые сознательно был скрыт за провинциальной, захолустной обывальщиной - захолустной потому, что столицы уж слишком пропахли заграницей, а обывальщиной потому, что она порывала связь с последними остатками театральных кулис, первых и задних планов и всей бутафорией ставшего ненавистным классического пейзажа. Что это было вполне сознательно у Саврасова, видно из его других картин и этюдов, темы для которых он почти всегда берет из глухих провинциальных городков с их деревянными домиками, покосившимися заборами, поросшими травой улицами и игрушечными церковками.

Немного отсебятины.
Вот скажи любому человеку Саврасов, сразу в голове "Грачи прилетели", а в последние годы к этой фразе добавилось еще и продолжение с разлетевшейся по сетям картинки.
А между тем я была совершенно заворожена этим художником, когда сейчас начала разбирать его картины. У него какой-то удивительный почти японский колорит, и вообще большинство его полотен очень напомнили мне японские гравюры и по колориту, часто почти монохромному, и по тонким чуть изломанным линиям, и по какому-то аскетизму в сюжете и средствах. Все его межсезонья раскрашены в миллион оттенков белого, и все они пронизаны какой-то легкой грустью и пронзительностью.

У Левитана (которого я покажу позже) почти везде есть широта, а у Саврасова во всем чувствуется пронзительность.

Меня совершенно заворожила эта картина. Вот прям если найду, куплю репродукцию и повешу в спальне. Такой пронзительный голубой и в центре этот огненный красный!
Весна


Грачи прилетели


Дворик. Зима


Зима


Зимний пейзаж. Москва


На этой картине стога сена похожи на решивших вздремнуть во время длинного пути слонов )))
К концу лета на Волге


Летний пейзжа с дубами


Пейзаж с рекой и рыбаком


Пейзаж. Берег Волги


После дождя


Ранняя весна. Оттепель


Эта картина похожа на картинку для паззла, столько в ней теплоты, и умиления, и уюта)
Скоро весна


Сухарева башня

стиль, живопись, конспект, красота, art class

Previous post Next post
Up